Тексты мы обычно либо слушаем (например, на уроке),
либо читаем (например, в учебнике). Но при этом мы можем либо просто
сидеть и слушать (читать), либо во время слушания (чтения) использовать
всякие приемчики, чтобы этот текст хорошо запомнить.
Во-первых, не забывайте (!), что меньше всего забывается
и лучше запоминается то, в суть чего нам удалось проникнуть. То есть
то, что мы поняли и осмыслили. Я бы назвал процесс понимания и
осмысления любого текста аналитическим запоминанием. Делайте акцент
именно на таком запоминании. И к этому прибавляйте всевозможную
мнемотехнику. Словом, самый оптимальный результат – это аналитическое
плюс мнемоническое запоминание.
Анализ (понимание) урока + Мнемотехника = Наилучшее усвоение урока.
В качестве одной из техник мнемонического запоминания
можно называть конспектирование. Это значит, что мы можем по ходу дела в
тексте, устном или письменном, выделять главные мысли, основные идеи и
записывать их. Конспектирование позже поможет нам более или менее удачно
воссоздать в памяти весь текст. Конспектируя, мы уменьшаем объем
информации, но это очень даже хорошо: ведь памяти остается меньше
работы. Но уменьшение уменьшению рознь. Наша задача не просто
выбрасывать какие попало части информации (среди них могут оказаться
очень и очень важные), но сделать объем текста меньшим, сохранив при
этом его суть.
Одним из полезнейших (с точки зрения запоминания)
вариантов конспектирования является разделение текста на смысловые
фрагменты. Выделив такие значимые по смыслу куски, мы можем подобрать
ключевые слова или выражения для обозначения сути каждого из них. Я
называю такое конспектирование мнемоническим.
Текст урока при таком подходе превратится в список слов
или выражений. Каждое слово поможет вспомнить соответствующую часть
текста. Ну а сам список слов мы сумеем запомнить с помощью придуманной
истории, героями которой являются слова и выражения данного списка. Об
этом мы уже говорили в начале книжки, когда запоминали всевозможные
списки.
Есть два варианта мнемонического конспектирования:
устное и письменное. Применяйте и то и другое. Если все время
конспектировать письменно, то память станет сильно зависимой от бумаги.
Однако совсем без бумаги тоже нельзя, так как наш мозг вовсе не
предназначен для того, чтобы заменять собой всевозможные архивы. Наш
мозг устроен так, что в нем непрерывно идет процесс забывания. Значит,
так надо.
Итак, слушая (или читая) урок, конспектируйте (устно или
письменно), находя ключевые слова к основным мыслям урока. Но все это
время ваши аналитические способности пусть будут активными. Пытайтесь
понять смысл урока. Понять и далее запомнить – вот все, что нужно нам,
друзья мои школьные. |