Наша память устроена так, что ищет упрощенные
варианты запоминания. Если же их нет или мы их не нашли, то приходится
запоминать все как есть.
Допустим, нам задают запомнить следующий список чисел:
14, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 3.
Как вы их запомните? Можно, конечно,
выучить наизусть или запомнить с помощью ассоциаций (как мы уже
проходили: используя всевозможные сравнения, а также с помощью
алфавита). Но в этом нет необходимости. Вы спросите почему? Посмотрите
повнимательней на этот список. Есть ли в нем какая-либо закономерность?
Подчиняется ли наш список какому-то правилу или нет? Оказывается, да.
Обратите внимание на то, что, начиная с цифры 8, возрастание идет на 4,
то есть каждое последующее число больше предыдущего строго на 4, и так –
вплоть до 40. Поэтому нам нет нужды запоминать числа 16, 20, 24, 28,
32, 36. Вместо этого мы каждый раз просто будем прибавлять к предыдущему
числу 4 и получать следующее число. Так что нам нужно всего лишь
запомнить числа 14, 8, 40 и 3. Их мы запомним уже известным нам
способом. И еще придется запомнить, что остальные числа (которые
отличаются друг от друга четверкой) находятся между числами 8 и 40.
Видите, как мы упростили запоминание благодаря найденной закономерности?
Правда, не всегда можно найти подобные закономерности.
Но бывает и так, что они есть, а мы их не замечаем. Лучше, конечно же,
их находить, тогда запоминать будет намного проще.
Вот еще пример. Нужно запомнить следующие имена:
Наташа, Маша, Паша, Саша, Лилия.
Сразу бросается в глаза, что все имена, кроме последнего, оканчиваются на «ша».
Другая закономерность в том, что все имена (кроме
последнего) расположены в алфавитном порядке. Получается, что только
одно, последнее имя (Лилия) не подчиняется этим закономерностям. Поэтому
особенное внимание мы должны уделить при запоминании именно этому
имени. Облегчит запоминание тот факт, что это имя находится в конце
списка. Я представил, что
Наташа, Маша, Паша и Саша искали-искали и наконец нашли лилию (цветок).
Нам свойственно упрощать ту или иную
работу, в том числе и запоминание. И в этом нет ничего зазорного. Если у
нас есть возможность пойти кратчайшим путем, то неужели мы откажемся от
такой привилегии? Человечество на протяжении всей истории искало пути
более быстрого и легкого достижения той или иной цели. Иначе сегодня не
было бы поездов, самолетов, компьютеров и много другого. Так что,
дорогие друзья, ищите более совершенные пути решения задач, а также
запоминания информации. |