Дорогие товарищи... О, простите: я хотел сказать –
дорогие друзья! Теперь давайте будем упражнять наше воображение. Это
очень просто. Нужно всего лишь представить себе (то есть вообразить)
что-либо.
Ну, например, представьте себе
яблоко. Получилось? Вы должны его мысленно «увидеть», то есть
вообразить, как выглядит яблоко. Кто-то представил себе красное яблоко,
кто-то – зеленое. Кому как нравится. Но открою вам маленький секрет:
чтобы лучше запомнить, надо представить это яблоко каким-нибудь
необычным, чтобы вас удивило столь необычное яблоко и очень сильно
заинтересовало.
Для чего нужно воображать яблоко необычным?
Для того чтобы активизировать ваши чувства и эмоции. Вы ни в коем
случае не должны быть равнодушными, когда представляете себе что-то. Вы
ведь уже знаете, что равнодушие – это враг вашей памяти. Чем вы
равнодушнее, тем сложнее вам запомнить что-либо. И наоборот, чем больше
вы удивляетесь, тем легче все запоминается. А дети – это чемпионы мира
по удивлению. Взрослые уже не умеют удивляться так, как вы. Поэтому
используйте это преимущество перед взрослыми и почаще удивляйтесь, тем
более что это усиливает работу памяти.
Итак, вы представили какое-то
необычное яблоко: либо огромное, либо, наоборот, крохотное,
микроскопическое. Теперь вообразите еще что-нибудь, например банан. И
представьте, что и яблоко, и банан лежат на каком-то необычном столе.
Например, у него не четыре ножки, а целых десять, или даже сорок так,
что это не стол, а сороконожка.
Разве вы не будете удивлены таким зрелищем?
Вы, может быть, спросите: «А разве в жизни бывают столы с сорока
ножками?» И я, конечно же, отвечу: «Нет». Разве только – если специально
заказать такой стол. Но ребята, в том то и дело, что мы можем
представить себе то, чего на самом деле нет или очень редко встречается.
Тем самым мы «убегаем» от обыденности, которая очень сильно вредит
нашей памяти. Все обычное не так хорошо запоминается, как все необычное.
И мы должны использовать это свойство нашей памяти – ее неравнодушие к
необычности. Поэтому снова и снова повторяю, когда вы читаете любой
текст, старайтесь ярко представлять все то, о чем там говорится. Не
читайте равнодушно. Упражняйтесь в том, чтобы читать с эмоциями,
чувствами. Представляйте себе в своем воображении живую картину всего
того, о чем вы читаете.
Теперь представьте, что вы
съедаете яблоко, которое лежит на столе. Почувствуйте его вкус.
Например, оно кислое. Вы сразу же почувствуете, как что-то происходит у
вас во рту! Видите, насколько велика сила воображения? У вас уже все во
рту свело от кислого, хотя вы съели яблоко не по-настоящему, а лишь в
воображении.
А теперь представьте себе, что нюхаете это яблоко.
Вообразите яблочный запах. Он наверняка есть в вашей памяти. Вот вы уже
как будто чувствуете этот запах – это и значит, что вы его вспомнили. А
это, в свою очередь, означает, что вы выполнили очередное упражнение для
памяти. Ведь каждый раз, что-то вспоминая, мы тем самым тренируем нашу
память. Так что, когда включается наше воображение, это всегда еще и
работа памяти.
Воображение бывает двух видов:
1. Буквальное воображение, когда мы представляем то, что в точности соответствует реальной жизни.
2. Воображение с элементами фантазии, о котором мы уже
говорили раньше: когда представляем себе что-то необычное, чего на самом
деле не бывает.
Оба эти вида воображения очень полезны для развития
памяти. Чтобы тренировать буквальное воображение, нужно просто
вспоминать происшедшие события. Например, попробуйте вспомнить (и как
можно подробнее), как вы сегодня проснулись, что ели во время завтрака,
чем занимались после, до обеда и так далее. Если вам не лень, то можете в
конце каждого дня вспоминать этот день с самого утра. И если вы,
дорогие ребята, будете регулярно выполнять это упражнение, то со
временем вам удастся вспоминать прожитый день до самых мельчайших
подробностей, так что сами будете удивляться тому, как это у вас
получается.
Кроме того, пробуйте вспоминать что-нибудь из
отдаленного прошлого. Например, вспомните какой-нибудь случай,
происшедший с вами год назад. Затем пытайтесь все подробнее и подробнее
вспомнить этот случай. Это, скажу я вам, пре краснейшая тренировка
памяти. Кто знает, может быть, в дальнейшем вы станете чемпионом мира по
запоминанию. Я, например, являюсь учеником чемпионата мира, который
вошел в Книгу рекордов Гиннесса. |