Теперь мы будем учиться запоминать стихи.
Стихотворение – это ведь тоже текст, но текст особого формата. В обычной
жизни мы говорим не стихами, а прозой, правда? Но стихи – это тоже
очень красиво, и неслучайно занимают они достойное место в культуре, в
искусстве. Правда, нас в данный момент интересует лишь мнемонический
аспект этого дела. И здесь я готов сказать, что учить стихи наизусть –
полезнейшее занятие для развития памяти. Поэтому давайте попробуем
выучить парочку стихотворений.
Ну вот, скажем, такое (из сочинений вашего покорного слуги):
Вторгается в осень зима, Заходит без спроса и стука; Твоя золотая подруга Страну покидает сама... Ей чужды морозы и стужи, Холодное сердце ветров; Их властным объятьем простужен Ее золотистый покров...
Давайте выучим это стихотворение наизусть. Причем выучим
механически, без применения какой-либо техники. Я предлагаю такой
способ механического заучивания. Сначала прочитайте первую строчку и
попробуйте по памяти повторить ее. Если получилось, то прочитайте вторую
строчку и самостоятельно повторите. А затем вместе – первую и вторую
строки. Затем прочитайте третью и расскажите наизусть, после чего
попробуйте повторить все вместе с первой по третью. И так до конца. Если
после первого чтения вы не смогли в точности повторить какую-то
строчку, то прочитайте ее еще раз, а если надо, то еще, и так до тех
пор, пока сможете ее в точности повторить.
Ну а если подойти к этому стихотворению ассоциативно, то можно составить список ключевых слов:
Очень, зима, спрос, стук, золото, подруга, страна, мороз, стужа, сердце, ветер, объятие, простуда, покров.
Слова из списка служат напоминанием, и мы,
взглянув на очередное слово или вспомнив его, вспоминаем и очередную
строку из стихотворения. Если, конечно, до этого мы внимательно
прочитали стихи и хорошо представили себе происходящее в них. И не
только представили, но и прочувствовали, ведь чувства очень хорошо
стимулируют память. То, что сопровождается чувствами, всегда лучше,
легче запоминается и дольше помнится.
У каждого из этих двух методов (механического и
ассоциативного) – свои плюсы и минусы. Например, у механического метода
плюс в том, что не надо возиться со всякими списками, а нужно просто
сразу выучить наизусть. Но минус в том, что нагрузка на память при этом
довольно большая по сравнению с ассоциативным методом. Меньшая нагрузка
на память – это аргумент в пользу ассоциативного метода, но, с другой
стороны, этот метод требует от нас некоторой изобретательности, он
поначалу непривычен и отнимает время и силы. Но впоследствии мы к этому
привыкаем.
И еще один важный момент и в то же время
предостережение: если слишком баловать мозг ассоциативным запоминанием и
совсем забыть про механическое запоминание, то начнут ослабевать
механические способности памяти. А это нельзя приветствовать. Лучше
всего развивать и то и другое. Поэтому учите стихи (и не только стихи) и
механически (с помощью повторения с подключением воображения), и
ассоциативно (с помощью списков ключевых слов и, опять же, воображения).
Теперь еще одно грустноватое стихотворение – про дверь.
В твою я дверь стучался иногда: Лица черты увидеть я хотел... И был влюблен... и думал – навсегда, Но так внезапно дом твой опустел... И в пустоте души моей земной Я постучался в запертую дверь... С тоскою к ней прижался я щекой, Чтоб поделиться болью от потерь...
Итак, сначала рисуем мысленно яркие картины того, о чем
мы прочитали (то есть включаем воображение). А дальше действуем так же,
как и с предыдущими стихами, то есть сначала запоминаем первую строку,
потом вторую, потом обе вместе, потом третью, потом три вместе и так до
конца четверостишия. Потом переходим ко второму четверостишию, ну и
потом пробуем слово в слово повторить все стихотворение.
И еще одно произведение, сочиненное мной несколько лет назад.
Ночной покой. Безмолвные снега Во тьме глухой белеют у окна... Природа в них таинственно-легка; Полна любви, к себе влечет она... В ней раствориться и забыться в ночь В божественной и нежной тишине, Из мира суеты исчезнув прочь На миг, закрыв глаза, – мечталось мне...
Итак, включаем воображение и живо представляем то, о чем
идет речь в стихах. Представляем, что вы стоите у окна и видите
безмолвные снега, которые во тьме глухой белеют у окна, ощущаете ночной
покой, слышите тишину... Это – работа для механической памяти.
Однако мы можем подключить и ассоциативную память. В
данном случае можно составить список слов, каждое из которых отображает
одну строку или половину строки. Ну, например, вот такой вот список
ключевых слов:
Ночь, покой, снег, тьма, окно, природа, легкий, любовь, раствор, ночь, тишина, суета, миг, глаза, мечта.
Этот список мы уже знаем, как запомнить.
Итак, чтобы запомнить это стихотворение с помощью
ассоциативной памяти, для начала внимательно его прочитайте. Далее
пробуйте повторить стихотворение, глядя на список ключевых слов. (Слова в
списке я упростил для более легкого запоминания. Например, вместо
«ночной» я использовал в списке слово «ночь», чтобы легче запомнить. Но
как только я увижу в списке слово «ночь», я вспомню, что на самом деле у
нас в стихах не «ночь», а «ночной» и т. д. Для некоторых строк я выбрал
два или даже три ключевых слова, а для некоторых – одно.)
Итак, мы освоили еще один способ запоминания
стихотворений. Здесь работают вместе механическая и ассоциативная виды
памяти. А вместе ведь веселей, правда? «Вместе весело шагать по
просторам, по просторам, по просторам...» Так, меня не туда занесло.
Вспомнил песню из моего детства... «И конечно, припевать лучше хо ром,
лучше хором, лучше хором...» Эх, были времена... По этому поводу вспомню
еще одно стихотворение:
Было время... Были годы Радости и сна... Были детские заботы, Жизнь любви полна... Но исчезло это время, Годы стали злы... И с тех пор такое бремя — Поиски весны...
Если учить это стихотворение с помощью списка ключевых слов, то может получиться такой список:
Время, годы, радость, сон, забота, жизнь, любовь, время, годы, зло, бремя, поиск, весна.
Если же учить чисто механически, то надо просто прочитать первую строку и повторить ее по памяти, затем вторую, и так до конца.
Итак, дорогие ребята, учите стихи этими двумя способами – механическим и ассоциативным.
|