Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 23.11.2024, 13:09:31
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ШКОЛА ФОКУСНИКОВ [43]
МЫ - ТУРИСТЫ [50]
ШКОЛЬНЫЙ КРУЖОК ЖУРНАЛИСТИКИ [29]
СУПЕРПАМЯТЬ. ТРЕНИНГ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА [47]
ГОЛОВОЛОМКИ. ЗАДАЧИ. ФОКУСЫ. РАЗВЛЕЧЕНИЯ [73]

Запоминаем тексты

Как мы уже с вами знаем, именно из текстов мы получаем основную часть информации на школьных уроках. Рассказ учителя на уроке о том или ином событии можно назвать текстом. И то, что написано в школьных учебниках, тоже текст. (Конечно, было бы проще, если бы учитель произносил списки слов, и в учебниках бы сплошными рядами шли списки простых или сложных слов... Но нет, везде тексты, причем не в стихотворной, а в прозаической форме. Такая вот сплошная проза жизни, понимаешь. Но неплохо было бы научиться запоминать с ходу эту прозу.)

Лично я – за то, чтобы в деле запоминания текстов работали и развивались два вида памяти: механическая и ассоциативная. Что я имею в виду?

Можно запоминать тексты механически (включая механическую память), то есть просто слушать или читать, не применяя никаких мнемонических приемов, а затем пытаться пересказать услышанное или прочитанное.

А можно, слушая учителя или читая учебник, применять разные мнемонические хитрости (подключать ассоциативную память). Например, разбивать текст на смысловые фрагменты и каждый фрагмент обозначать каким-нибудь словом, которое будет нам напоминать, чему, собственно, был этот кусочек текста посвящен. А поскольку урок не что иное, как текст, состоящий из логически связанных между собой фрагментов, то в конце концов у нас получится список слов, каждое из которых будет как бы зацепкой, с помощью которой мы вспомним соответствующий фрагмент текста.

(Разумеется, вспомним не дословно, а по существу. То есть пересказывать его мы будем своими словами, и это большой плюс прозаических текстов, в отличие от текстов стихотворных или списков слов, где надо запомнить все слова, причем в заданной последовательности.)

Но учтите, что слова, которыми вы обозначаете тот или иной фрагмент текста, должны его очень точно характеризовать. То есть, взглянув на любое слово из списка, мы сразу же должны вспомнить, о чем шла речь во фрагменте, связанном с этим словом. Эти слова являются ключом ко всему тексту, поэтому я называю их ключевыми.

Лично я пользовался этим мнемоническим приемом не раз, когда учился в институте. Конечно, сначала я весь учебный материал читал (или слушал), анализировал и разбирался в сути вопроса. Но этого все равно для учебы недостаточно, материал надо еще и запомнить (иначе как же сдавать экзамены?). Понять – это одно, а запомнить – это другое, хотя понимание и запоминание и взаимосвязаны друг с другом. Но бывает и так, что понимаешь, но забываешь. Поэтому я и говорю, что понять и запомнить – это разные понятия.

Ну так вот, обычно я вдумчиво читал весь текст и, когда понимал, что неясных мест в нем для меня не осталось, находил и записывал для отдельных фрагментов данного текста ключевые слова (иногда это слова я брал прямо из данного фрагмента). В результате у меня получался список ключевых слов. Ну а списки – и простых и сложных слов – запоминать я уже умел.

Ну вот, я заучивал этот список. И, когда меня вызвали к доске, излагал любую тему очень хорошо, потому что в памяти прокручивал свой список и, закончив пересказывать один фрагмент, переходил к другому, вспоминая очередное ключевое слово. Разве не здорово?! Это было красиво, и мне ставили отличные оценки.

Кстати, фрагмент текста – это необязательно абзац. Абзацы иногда бывают довольно большие, объемные, так что из них может получиться несколько фрагментов. Если же абзац маленький, то можно его превратить в один фрагмент и найти к нему ключевое слово.

В самом начале этого раздела я говорил, что в деле запоминания текстов работать должны два вида памяти: механическая и ассоциативная. А сейчас я эти слова хочу превратить даже в важное мнемоническое правило:

Наилучший мнемонический результат – это следствие совместного использования механической и ассоциативной памяти.

Поэтому полезно учить наизусть, заучивать, просто запоминать разного рода информацию.

А иначе наша память станет избалованной и не захочет ничего запоминать просто так, механически, а всегда будет ждать, какую же технику запоминания мы используем на этот раз. Но это тоже крайность, потому что в жизни (и на уроках тоже) зачастую приходится применять именно механическую память, то есть просто запоминать материал (один из вариантов – учить наизусть). Так что тренируйте и эти механические способности памяти.

Я сейчас приведу кусочек текста, который постарайтесь просто запомнить и пересказать, без всякой техники.

Лень на запоминание

Мнемонические процессы довольно психоемкие. Именно поэтому многим из нас лень учить что-нибудь наизусть. Но иногда это нужно. Я уже не говорю о школах и других учебных заведениях, в которых без мнемонических навыков про сто не обойтись. Гораздо легче анализировать, ломать голову, размышлять, нежели запоминать. Впрочем, смотря кому. Кому-то легче выучить наизусть, чем понять и анализировать, а кому-то наоборот: лишь бы не зубрить (лень). Да, да, это тоже одно из проявлений лени, которую я в данном случае называю мнемонической. Эта лень формируется в результате соответствующего образа жизни, которую можно назвать так: АМОЖ (антимнемонический образ жизни). Однако спешу напомнить дорогому читателю, что этот вопрос я затрагиваю в свете проблемы преодоления лени. Ведь наша жизнь может сложиться так, что нам вовсе и не нужно иметь хорошую память и, соответственно, развивать ее. Однако в этом случае мы упускаем уникальный шанс поквитаться с ленью, с достойным противником. В данной книжке я затрагиваю этот мнемонический вопрос именно в свете проблемы лени. Так как запоминание – довольно нешуточное и психоемкое дело (собственно, поэтому лень и проявляется в этом деле так отчетливо и ярко).

Ну, как вам фрагмент из моего произведения?

Смогли пересказать с первого раза? Он как раз о мнемонической лени, то есть о лени на запоминание. Прочитайте его еще раз и снова перескажите.

Вы заметили, что с каждым следующим повторением мы лучше запоминаем. Уроки тоже надо так учить: читать один-два-три раза, до тех пор, пока не сможем пересказать, не упустив важных моментов в данной теме.

А теперь – еще один фрагмент из той же «оперы». Но на этот раз постарайтесь читать и размышлять одновременно. Также попробуйте не согласиться с чем-то и выразить свое недовольство какой-то мыслью. Это очень хорошо стимулирует память. Да-да, когда читатель ругает автора, то память (читателя, а не автора!) в это время особенно хорошо работает.

Приступая к заучиванию информации (особенно через «не хочу»), мы оказываемся на ринге с соперником по имени Л-е-е-е-е-е-е-ень-нь-нь и фамилией – Мне-мо-ническая-я-я-я. Правильнее тогда назвать ее соперницей.

Для школьников и студентов – масса возможностей сразиться с мнемоленью. Ведь им, хочешь не хочешь, надо учить уроки и лекции. Не только учить и понять, но и запоминать. Ну так вот, пусть они подключат к этому делу (к учебе) азарт соперничества с ленью. Этот азарт станет мощным дополнительным стимулом к тому, чтобы учить (запоминать) уроки. Ведь появляется новая (помимо прочих) цель – побеждать лень. Так что одним делом (тем, что учим уроки, лекции) они ловят двух, а то и трех зайцев (становятся умнее, угождают системе оценок (давно устаревшей) и сопротивляются мнемолени, а значит, и лени вообще).

А теперь перейдем к конкретным мнемоническим упражнениям.

Ну как? Поругали в каких-то вопросах автора? И правильно сделали, если поругали. Память от этого только выигрывает. И наоборот, память проигрывает, если читать монотонно и равнодушно.

Продолжаем дальше изучать текст о мнемонической лени. В следующем кусочке мы столкнемся с пунктами (смысловыми фрагментами) – их всего шесть. Надо сказать, что именно деление на пункты в данном случае будет облегчать запоминание. То есть смысловые фрагменты уже готовы и ждут подбора к ним ключевых слов. В нашем случае все пункты повествуют о вариантах запоминания слов, текстов и фрагментов из жизни. Итак, поехали.

1. Механическое запоминание слов. Составьте список слов и запомните его наизусть. Прочитайте первых два-три слова и повторите их, затем добавьте еще пару слов и снова повторите все сначала. Так добавляйте каждый раз по слову или по два слова и повторяйте список с начала, до тех пор, пока весь список не будет запомнен.

2. Ассоциативное запоминание списка слов. Составьте список слов (для начала – простых слов, легко представляемых в воображении) и составьте рассказ, в котором эти слова будут как бы героями сюжета. Затем, проигрывая придуманный сюжет в памяти, вспоминайте задействованные в нем слова из списка в той же последовательности. По мере мнемонического развития (то бишь развития памяти) можно усложнять эти списки количественно (более длинные списки) и качественно (более сложные слова).

3. Запоминание стихотворений. Здесь объяснять особо нечего. Просто запоминайте стихотворения. Это дело упрощается благодаря ритму и рифмам.

4. Механическое запоминание текстов. Я имею в виду не стихотворные тексты. Здесь дело обстоит сложнее. Так как нет ни рифмы, ни стихотворного ритма (которые помогают вспомнить очередное слово).

Прочитайте первое предложение текста и попробуйте пересказать его, не меняя ничего в этом предложении. Если не получилось с первого раза, прочитайте предложение еще раз и снова попробуйте пересказать буквально. Затем то же самое сделайте со вторым предложением. Затем повторите наизусть оба предложения. Далее приступайте к третьему. И так до тех пор, пока весь текст не будет выучен наизусть.

5. Ассоциативное запоминание текстов. Делим текст на маленькие фрагменты и для каждого из них подбираем ключевое слово, благодаря которому мы могли бы вспомнить данный фрагмент. Так наш текст превращается в список ключевых слов. Ну а список запоминаем так, как в первом или во втором упражнениях. Затем, вспоминая список, мы с каждым ключевым словом вспоминаем соответствующий фрагмент текста.

Ученики и студенты могут попробовать выучить урок или лекцию именно таким образом. А если еще и зажгутся желанием побороться с ленью, то одним стимулом станет больше. Другой стимул в том, что развивается память при каждом запоминании.

Подробнее о мнемонических упражнениях я рассказываю в моих книжках о развитии памяти («Память. Секреты и механизмы», «Десять прекрасных тренажеров для развития памяти» и «Тренируем дет скую память»). Здесь же, в этой книжке, я затрагиваю некоторые упражнения, но уже не столько с целью развития памяти, сколько для преодоления лени.

От памяти очень многое зависит. Память, я бы сказал, довольно судьбоносна. Многое в нашей жизни может зависеть от того, будем ли мы знать ту или иную информацию или нет, выучим ли мы ее или поленимся и пострадаем из-за мнемонической лени.

Другое дело, если жизнь сложилась так, что нет особой необходимости что-либо учить и подвергаться проверке знаний время от времени. Но, как бы то ни было, мнемонические упражнения требуют особой психической мобилизации сил (и поэтому часто бывает просто лень), а это значит, что данные упражнения, кроме памяти, развивают и антиленивые навыки.

Ну и напоследок еще одно оригинальное упражнение. В свете моей книжки оно оригинально тем, что его очень лень выполнять. Через некоторое время вы просто забросите данное упражнение. Впрочем, исключения, конечно же, бывают. Может быть, кому-то это упражнение полюбится (любовь – сильнейший стимул против лени) настолько, что оно будет выполняться почти каждый день. Но и любовь иногда проходит. И тогда приходится «толкать» данное дело вперед с помощью других стимулов (скажем, необходимости).

6. Вспомните прожитый день. Вспомните его последовательно, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем временем, в котором вы находитесь. Это можно сделать, например, перед сном, особенно если не спится. Или в любое другое время. Итак, вспомните в подробностях (насколько получается) день: как проснулись (можно также попытаться вспомнить сновидения, если они были), что было до завтрака, что ели за завтраком, что было после, до обеда и т. д. Если слушали музыку, то какую именно. С кем встречались, о чем говорили и т. д.

Ну вот, приехали. Теперь подберите ключевое слово для каждого из этих шести пунктов и запомните получившийся список из шести ключевых слов. И каждый раз, вспоминая очередное слово из списка, пытайтесь восстановить в памяти как можно больше информации из соответствующего фрагмента. Когда почувствуете, что вспоминать больше нечего, то переходите к следующему ключевому слову, и так до конца, то есть до шестого ключевого слова.

А теперь я приведу последнюю часть фрагмента из моего сочинения о лени. Всего три абзаца, все маленькие, поэтому каждый из них можно считать смысловым фрагментом. Так что подберите ключевые слова для каждого абзаца. Поехали.

Если часто практиковать (особенно через «не хочу») это упражнение, то будет развиваться не только память, но и антиленивые навыки (и воля в придачу).

Для успешной борьбы с ленью нужно радоваться каждому «не хочу» как очередной возможности пройти через это «не хочу», тем самым пройдя через лень и выйдя победителем (радость – это стимул, поэтому, радуясь, мы добавляем еще один стимул к уже имеющимся). И чем больше таких «встреч» с «не хочу», тем больше тренажеров для развития антиленивого навыка. А «не хочу» бывают самые разные из самых разных сфер жизни. Так что тренажеров хватает.

Добро пожаловать в великолепный тренажерный зал с названием «Не хочу». Это прекрасно оборудованный (самыми различными нежеланиями, самыми разнообразными «хочу, но надо») психологический зал. А тренажеры самые что ни на есть разнообразные: «не хочу, но надо», «устал, но буду продолжать» (но – в пределах, не опасных для здоровья), «хочу, но воздержусь» (этот тренажер больше годится для развития непосредственно воли, ну а воля в деле развития антиленивого навыка имеет не последнее значение), «хочу делать одно, но надо делать другое», «хочу работать, но надо оторваться от дела», «хочу делать что-то одно, но надо успеть сделать многое» и т. д.

Кстати, для смысловых фрагментов можно подбирать не только ключевые слова, но и ключевые выражения, хотя в этом случае запоминать будет чуть сложнее, нежели в случае со списком из ключевых слов. А можно и смешанные списки составить, где есть и слова, и выражения. Итак, для ранее приведенного фрагмента можно подобрать следующие ключевые слова: не хочу, воля; радоваться, стимул; тренажерный зал, тренажеры.

Как видите, дорогие ребята, я подобрал для каждого абзаца по два слова и выражения. Однако при больших объемах текста лучше подбирать по одному слову или выражению для каждого фрагмента, так как в противном случае списки слов и выражений получатся очень громоздкими. Ну а мой список («не хочу, воля; радоваться, стимул; тренажерный зал, тренажеры») можно запомнить так:

Не хочу, но воля радуется стимулу в тренажерном зале, где есть тренажеры.

Вот видите, в этом маленьком предложении затаился весь ранее приведенный текст из трех абзацев. А если подключить к делу запоминания еще и механическую память (то есть прочитать еще пару раз или чуть больше), то результат будет еще лучше, согласно уже известному нам правилу:

Наилучший мнемонический результат – это следствие совместного использования механической и ассоциативной видов памяти.

Что касается механической памяти, то ее развивать довольно просто. Здесь даже учить-то нечему. Просто запоминайте все, что придется. Учите наизусть. В текстах читайте сначала одно предложение и пробуйте его пересказать как можно точнее. Затем берите второе и делайте то же самое сначала с ним, а затем – с обоими предложениями и т. д. Учите все что угодно, и это будет развивать механическую память. А еще постоянно вспоминайте фрагменты из жизни, из недалекого и далекого прошлого. Например, вспомните какие-то эпизоды сегодняшнего дня, причем как можно подробнее (где были, с кем беседовали и о чем, что слушали, что кушали, с кем подрались и по какому поводу – впрочем, лучше не драться, так как конфликты вредны для работы памяти). Затем вспомните что-то из того, что случилось с вами вчера или даже позавчера. Также почаще старайтесь вспоминать во всех подробностях, что говорил учитель на уроке. У некоторых учеников это очень хорошо получается. Здесь весь секрет в тренировке: если часто практиковаться, то со временем начнет все лучше и лучше получаться.

Категория: СУПЕРПАМЯТЬ. ТРЕНИНГ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА | Добавил: tineydgers (10.05.2014)
Просмотров: 512 | Теги: механическая память, учись учиться, слуховая память, развиваем память, методика развития памяти, зрительная память, суперпамять, тактильная память | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0