Зрительная память – это наша память о том, что мы увидели собственными глазами.
Все великие художники славятся своей удивительной
зрительной памятью. Они могут с помощью холста и палитры детально
воссоздать облик человека, которого видели один раз в жизни. (Нам,
конечно, тоже кажется, что мы с фотографической точностью помним лицо
того или иного человека, но если нас попросить нарисовать его портрет
или просто рассказать, какого цвета у человека глаза или волосы или
какого размера у него уши, то мы будем мекать и бекать, но так и не
вспомним таких подробностей.)
Почему же художникам удается детально запомнить лицо человека, а нам нет?
Потому что наша зрительная память пассивна,
нетренирована. И даже если у нас есть способности к рисованию портретов,
вряд ли мы с первого раза сможем воспроизвести на холсте или бумаге
лицо человека по памяти. А вот у настоящих художников зрительная память
активна. Почему? Да потому что они все время ее тренируют, вот и весь
секрет. Поэтому им легко удается запоминать и затем воспроизводить все
черты лица интересующего их человека.
Это, однако, не значит, что другие виды памяти у них так
же хорошо развиты. Они ведь упражняют в основном зрительную память,
поэтому совсем не факт, что они с первого раза запомнят то, что услышали
или потрогали. Ведь развивается то, что упражняется, и никак не иначе.
Это закон развития.
А упражнений для этой цели можно придумать множество. Вот, к примеру, одно из них.
Возьмите несколько фотографий
незнакомых вам людей. Рассмотрите каждого человека внимательно.
Придумайте имена для изображенных на фото людей и напишите каждое имя на
обратной стороне фотографии или на отдельном листке бумаги.
Внимательно разглядывая лицо и весь облик человека на
фотографии, постарайтесь найти в его чертах что-нибудь необычное или,
наоборот, знакомое вам. Вспомните какого-нибудь своего знакомого с таким
же именем, которое вы присвоили незнакомцу на снимке. К примеру, его
зовут Сергей. Теперь попробуйте провести параллели между внешностью на
фотографии и именем незнакомца и внешностью вашего знакомого, носящего
то же имя. Придумайте какую-нибудь историю, в которой все эти три звена
(внешность на фотографии; имя; внешность знакомого с тем же именем)
соединятся в одну цепочку, будто бы станут одним целым. Для этого мы
выберем какую-нибудь особенность внешности (например, усы, если они
есть). Если изображенный на фотографии человек, которого вы назвали
Сергеем, усатый и таким же является ваш знакомый Сергей, то связывающим
звеном может послужить следующее мнемоническое предложение: они оба
усатые. Теперь можно начать изучать подробности внешности, чтобы лучше
ее запомнить. Ну, например, сравните усы обоих Сергеев: у кого красивее и
пушистее, длиннее или короче и т. д. Не забывайте, что во всем этом
обязательно должны участвовать ваши чувства. Поэтому обращайте внимание
на ваши впечатления: что вам нравится, что не нравится в облике человека
на фото. Когда включаются чувства, это сильно стимулирует работу
памяти.
Обратите
внимание: когда мы выполняем такое упражнение с фотографиями, мы
заставляем «сотрудничать» зрительную и ассоциативную память.
|