Галикарнас – столица Карийского
царства – был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и
провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников
привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов
Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с
величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины
стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого
бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье
любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти
Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола
(умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта
гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды.
Царь Мавсол присоединил к Карии ряд
близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено
многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились
на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была
служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее
строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов
того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.
Согласно проекту, мавзолей должен был
представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и
46 метров высотой. По композиции он делился на три части. Прямоугольный
постамент в виде ступенчатой пирамиды – собственно усыпальница царя и
царицы – должен быть увенчан опоясывавшей его лентой мраморных рельефов.
Второй этаж предполагалось выполнить в виде колоннады, окружавшей
помещение храма. Крышей ему должна была служить пирамида из 24 ступеней.
А на вершине пирамиды собирались разместить мраморную скульптурную
квадригу – запряженную четырьмя конями колесницу. В верхнем и нижнем
помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть
дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские.
Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом,
при строительстве мавзолея собирались использовать все три
архитектурных ордера.
Возвести мавзолей предполагалось в центре
города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был
стать главной достопримечательностью Галикарнаса. Галикарнасский мавзолей (реконструкция)
Мрамор
для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и
выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали
вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы
уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами,
глыбы перевозили в каменотесные мастерские. Когда отдельные детали были
готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен
постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять
колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и
особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен
массивный, богато украшенный карниз.
В разгар работ внезапно умер царь Мавсол.
Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и
скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя.
Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором
Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же,
вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную
стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический
сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами. Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)
Внизу: Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея Фризы
южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем
и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя
строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы
любопытных путешественников.
Царица Артемисия не дожила до окончания
строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем
правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала
восхищение и почиталась как чудо света.
После разгрома персов войском Александра
Македонского Галикарнас был разграблен и разрушен македонскими воинами.
Но мавзолей, как ни странно, не тронули. Он простоял в опустевшем городе
1800 лет, до XV века, и, несмотря на частые землетрясения, остался
невредимым. В XV веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами,
которые разобрали мавзолей и построили на развалинах Галикарнаса
опорную крепость – замок Святого Петра. Творения великих мастеров
древности использовали для сооружения стен крепости. После того как
крестоносцы были изгнаны из Малой Азии турками, на месте древнего
Галикарнаса появилась турецкая крепость Будрун.
В середине XIX века путешественники
обратили внимание на то, что в стенах турецкой крепости встречаются
плиты с античными барельефами, изображающими битву героев с амазонками.
Всего насчитали 12 таких плит. Английский посол в Османской империи
добился разрешения выломать их из стены и отправить на экспертизу в
Британский музей. Ученые узнали знаменитый фриз Скопаса, некогда
украшавший стены одного из прославленных чудес света – усыпальницы царя
Мавсола.
В Будрун отправился известный
ученый-археолог, хранитель Британского музея Чарльз Ньютон. После того
как он обнаружил в стенах крепости две мраморные статуи львов, когда-то
стоявших у подножия мавзолея, у него исчезли последние сомнения.
В течение девяти месяцев, пока решался
вопрос с разрешением на выемку фрагментов усыпальницы из стен крепости,
Ньютон искал место, на котором когда-то стояла гробница. За это время из
толщи ила и строительного мусора были извлечены фрагменты мраморной
колесницы, обломки статуй людей, лошадей и львов. В результате
настойчивой и кропотливой работы была почти целиком восстановлена статуя
царя Мавсола, достигавшая 3 метров в высоту, а также статуя Артемисии –
высотой более 2,5 метра.
После того как мавзолей был найден,
началось тщательное изучение его остатков. Были собраны все упоминания
древних авторов о мавзолее. На основе этого материала ученые совместно с
архитекторами попытались восстановить внешний облик усыпальницы царя
Карии. И тут не обошлось без разногласий.
По одному варианту мавзолей представлял
собой храм с крышей в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой
возвышалась квадрига в виде колесницы и четверки лошадей, в которой
находились огромные статуи Мавсола и Артемисии. Сам храм, по мнению этих
исследователей, стоял на высоком постаменте, в зале которого и
помещались саркофаги царя и царицы. А вокруг постамента, являвшегося
первым этажом, находились статуи львов и всадников. Но такой вариант
встретил серьезные возражения авторитетных ученых, тщательно изучивших
все письменные источники и археологические материалы по данной проблеме и
осуществивших математические расчеты.
Они предложили свой вариант, согласно
которому мавзолей состоял из двух пирамид (верхней и нижней) и храма с
колоннадой. Нижняя пирамида служила основанием храма, а верхняя являлась
крышей всего сооружения. Сверху она была увенчана квадригой, но статуй
царя и царицы в ней не было. Это, по мнению ученых, вполне соответствует
греческой традиции, согласно которой было принято ставить на
погребальных сооружениях пустую колесницу, которая символизировала
смерть хозяина.
Но главным аргументом в пользу того, что
статуи были помещены не на колесницу, а стояли на невысоком постаменте,
является манера их исполнения. Особенно это бросается в глаза при
сравнении их с фигурой лошади из квадриги. Лошадь выполнена с учетом
того, что на нее будут смотреть снизу с большого расстояния. А статуи
царской четы созданы в обычном ракурсе, без учета особенностей
местоположения. После того как по фрагментам колесницы были вычислены ее
размеры, стало ясно, что для нее статуи слишком тяжелы и массивны.
Кроме того, у статуй тщательно разработаны черты лица, детали одежды и
даже обувь, что было бы совершенно ненужным, если бы они размещались в
квадриге на большой высоте. А отделывать нижнюю часть статуй тогда
вообще не имело бы смысла, так как борта колесницы скрывали бы ее до
линии бедер.
Все это свидетельствует о том, что статуи
царя и царицы помещались не в колеснице, а стояли на пьедестале где-то
на нижней площадке, среди множества других статуй, обломки которых были
обнаружены в толще ила и строительного мусора, скрывшей то место, на
котором когда-то возвышалось одно из величайших чудес Древнего мира.
Данная точка зрения признается на сегодняшний день наиболее верной. |