Это государство существовало в Малой
Азии в XVIII – начале XII века до н. э. Оно было основано хеттами в
Восточной Анатолии и в период своего расцвета охватывало обширную
территорию.
Долгое время единственным известным науке
письменным источником, в котором упоминалось о хеттах, была Библия.
Исследователи предполагали, что родиной этого народа могли быть
Палестина или Сирия, однако позднее от этой гипотезы отказались. Следует
отметить, что в трудах античных авторов нет упоминаний о хеттах.
В книге Бытия хетты упоминаются среди ряда
других народов, земли которых Бог обещал отдать наследникам Авраама: «В
тот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю
Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев,
Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев,
Гергесеев и Иевусеев». Это первое упоминание об этом народе,
встречающееся на страницах Книги книг.
Известно, что именно у хеттов Авраам
приобрел пещеру, для того чтобы похоронить свою жену Сарру. В Библии
рассказывается, что Исав, сын Исаака, женился на двух представительницах
хеттского племени, тем самым нарушив волю Бога, так как хетты были
язычниками.
Упоминания о хеттах можно найти и в книгах
Числа и Второзаконие, написанных Моисеем. Известно, что при преемнике
этого пророка, Иисусе Навине, племена хеттов по-прежнему продолжали жить
по соседству с сынами Израиля. Из хеттского племени происходил Урия,
военачальник царя Давида, которого правитель Израильского царства
отправил на верную смерть, чтобы жениться на его супруге Вирсавии.
При Соломоне хетты стали данниками Израиля.
Самый мудрый из израильских царей, который был неравнодушен к женской
красоте, подобно Исаву, взял в жены двух женщин из этого племени.
В сознании израильских пророков языческие
обычаи хеттов тесно связывались с порочностью и греховностью, поэтому
даже спустя много веков после падения хеттской державы пророк Иезекииль
указывал на то, что матерью грехов Израиля являются хеттские племена.
Более обширные сведения о хеттах у ученых
появились лишь в конце XIX века, когда при раскопках Тель-эль-Амарны в
Египте было обнаружено много ценных документов, в том числе и
дипломатическая переписка египетских фараонов (Аменхотепа III и
Аменхотепа IV) с правителями государств Ближнего Востока. Эти документы
позволили сделать вывод, что Хеттское царство было крупной и
могущественной державой в Малой Азии, влияние которой распространялось
на Северную Сирию. Очевидно, что Хеттское царство было государством не
менее значительным, чем Египет или Ассирия.
В 1906–1912 годах археологической
экспедицией под руководством Г Винклера, работавшей неподалеку от Анкары
(Турция), в местечке Богазкёй, было найдено множество клинописных
табличек. Записи были сделаны аккадской клинописью, однако язык был
незнаком исследователям. Позднее надписи на табличках были расшифрованы.
Ученые условно назвали этот язык «хеттский клинописный»; удалось
установить, что в Малой Азии он был известен как «неситский», по
названию города Неса, или Гнеса, который в древности именовался Канес,
или Каниш.
Благодаря находкам в Богазкёе в
исторической науке сформировалась новая отрасль – хеттология, изучающая
историю, языки и культуру древних народов Малой Азии.
В ходе дальнейших археологических раскопок
были найдены не только ранее неизвестные науке клинописные тексты, но
также разнообразные изделия древних ремесленников.
Относительно появления хеттов в Малой Азии
существуют разные гипотезы. По одной из них, хетты являлись одним из
древнейших народов Малой Азии. По другим версиям, они пришли в Малую
Азию либо из Балкан, либо из Кавказа. Исследователи изучили
сохранившиеся документы, написанные на староассирийском диалекте
аккадского языка, которые были найдены в Анатолии, сделали вывод, что в
конце III – начале II тысячелетия до н. э. хетты уже обосновались в
Малой Азии. Насколько позволяют судить изображения на обнаруженных
археологами изделиях, хетты имели большое внешнее сходство с
современными жителями Кавказа.
Хеттское искусство было основано на
традициях более раннего населения Малой Азии. При раскопках холма
Алишар-Хёюк в Хаттусасе и Кюль-Тепе были обнаружены изделия из металла и
керамики, относящиеся к концу III – началу II тысячелетия до н. э.
Это эмблемы и статуэтки животных,
выполненные из меди, золота и бронзы, нередко с выгравированным узором
из геометрических фигур, керамические изделия с одноцветной или
многоцветной росписью. Кроме того, некоторые керамические изделия были
украшены орнаментом, напоминающим аналогичные изделия кипрских
ремесленников. Такие предметы ученые объединяют под названием
«каппадокийской» керамики.
В более поздний период в искусстве хеттов ощущается значительное влияние культур Египта и Вавилона. Керамический сосуд. XVII в. до н. э. (Кюль-Тепе. Малая Азия)
Ранние
хеттские поселения не имели укреплений, круглые или прямоугольные
глинобитные постройки сооружали на каменном фундаменте. В начале II
тысячелетия до н. э. хетты стали возводить каменные укрепления вокруг
своих поселений.
Жилища хеттов были одноэтажными, реже
двухэтажными, с плоской кровлей, перед домом располагался открытый двор.
В хеттской архитектуре был распространен тип здания, называемый
бит-хилани. Вход в такие здания был украшен портиком на столбах,
обрамленных прямоугольными башнями. Стены дворцов нередко облицовывали
плитами, украшенными рельефом.
Скульптурные изображения, выполненные
хеттскими мастерами, носили монументальный характер. Примером могут
служить высеченные из камня фигуры львов и сфинксов у крепостных ворот
Хаттусаса, датированные XV–XII веками до н. э., а также найденные
археологами статуи хеттских богов. Рельефы на стенах зданий и стелах
также поражают своей монументальностью и суровостью. Эти несколько
схематичные изображения, выполненные контурными линиями, имеют сходство с
рельефами ассирийцев, но в них больше живости и движения. Помимо зданий
и стел, известны рельефы, вырубленные на скальных храмах (святилище
Язылыкая неподалеку от Хаттусаса). Хеттское царство, как удалось
установить ученым, существовало в XVIII – начале XII века до н. э.
Вероятно, оно сформировалось из ранее существовавших в Малой Азии
политических союзов, в которые, кроме хеттов, входили и другие
родственные им племена.
Начало объединительных процессов связано с
деятельностью царя Аниттаса, являвшегося правителем города Куссара.
Этому царю удалось завоевать такие города, как Неса и Хаттусас,
распространить свою власть на ряд областей Анатолии, в которых благодаря
издавна обосновавшимся там ассирийцам процветала торговля. Столицей
своего государства царь Аниттас сделал город Куссар.
Другой хеттский правитель, Лабарна, живший в
начале XVII века до н. э. и ставший основателем древнехеттской династии
царей, значительно увеличил территорию хеттского государства.
Последующие цари в знак уважения к успехам этого правителя, всходя на
престол, принимали его имя в качестве титула. Наследник Лабарны
Хаттусилис I также расширил границы своих владений, завоевав несколько
юго-восточных областей Малой Азии. Этот царь перенес столицу Хеттского
царства в город Хаттусас. В конце XVII века до н. э., при царе Мурсилисе
I, Хеттское царство являлось могущественным государством, располагавшим
значительными военными силами. В 1595 году до н. э. войска Мурсилиса I
разбили вавилонян и разграбили их город. Однако затем около ста лет
Хеттское царство раздирали междоусобицы.
В XVI веке до н. э. в Хеттском царстве был
составлен свод законов. Государство в этот период состояло из трех
крупных областей: столица Хаттусас и прилегающие к ней районы – Лувия,
находившаяся в юго-западной части Малой Азии, и Пала, располагавшаяся на
северо-востоке Малой Азии.
Областями управляли назначаемые царем
наместники. Отношения между вышестоящими и нижестоящими свободными
членами общества строились по принципам, имеющим сходство с вассальными
отношениями Средневековья. Тот, кто получал в дар земельный надел, был
обязан дарителю военной службой или хозяйственными повинностями.
Численность рабов была небольшой. Кроме
свободных людей и рабов, существовала особая социальная группа, к
которой относились военнопленные, получавшие земельные наделы.
Долгое время собрание свободных (панкус) и
совет родовой знати (тулия), которые существовали у хеттов с древнейших
времен, оказывали значительное влияние на управление государством,
ограничивая власть царя. Однако с XIV века власть правителей Хеттского
царства стала неограниченной.
Интересно отметить, что хетты очень
гордились тем, что совершали злые дела лишь в ответ на причиненный им
вред, а порой отвечали на злые поступки противников добром, стремясь тем
самым подчеркнуть свое духовное превосходство.
В XV–XIV веках до н. э. роль, которую Лувия
и проживающие на ее территории хурриты играли во внутриполитической
жизни Хеттского царства, значительно возросла. В XIV – начале XII века
до н. э. Хеттским царством правили цари, которые по происхождению были
хурритами. Следует отметить, что эти правители принимали хеттские имена и
враждовали с государствами хурритов; однако в этот период хурритская
культура широко распространилась на территории Хеттского царства.
Хеттское царство стало мощной империей в
начале XIV века до н. э. при Суппилулиумасе I, который завоевал всю
Малую Азию, подчинил Митанни, разбил египетские войска и захватил
Восточное Средиземноморье. Из обнаруженных археологами документов стало
известно, что в этот период многие государства поддерживали
дипломатические связи с Хеттским царством.
В конце XIV – начале XIII века до н. э.
Хеттское царство соперничало с Египтом, стремясь распространить свое
влияние в Сирии. После битвы хеттов с войсками фараона Рамзеса II при
Кадеше в 1286 году, в которой победа не досталась ни одной из
враждовавших сторон, хеттский правитель Хаттусилис III заключил с
Египтом мирное соглашение, по условиям которого признал власть фараона
над Палестиной и частью Сирии.
В конце XIII – начале XII века
сформировался союз государств, которые выступили против Хеттского
царства, ослабленного внутренними раздорами. После нашествия «народов
моря» независимость сохранили лишь несколько небольших районов некогда
могущественного царства. В VIII веке до н. э. они были завоеваны Фригией
и Ассирией. |