Артемисион, храм Артемиды в Эфесе
(древний город в Карии, на западном побережье Малой Азии), был одним из
самых прославленных центров паломничества античного мира.
Артемида с давних времен почиталась в
городах Малой Азии, как богиня плодородия. Поэтому малоазиатская
Артемида несколько отличалась от греческой (богини охоты) и называлась
Артемидой Эфесской. В честь нее в календаре ряда греческих городов один
из месяцев назывался Артемисионом. В Эфесе в этот месяц устраивались
пышные празднества в честь рождения богини.
Согласно легенде, древний храм Артемиды был
построен легендарными амазонками, которые считались также и
основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили
построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все
предшествующие святилища. Возведение храма было поручено архитектору
Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера
(тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн).
Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что
именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от
Эфеса. Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане
задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его
из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух
Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два
бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с
налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок
ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и
бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого
вопроса». Артемида-охотница. Мрамор (высота 2 м). Около 345 г. до н. э.
Храм
предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной
и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм
от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона
был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти.
Затем началась закладка фундамента.
По преданию, строительство Артемисиона
продолжалось 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города
Малой Азии. Херсифрон умер, когда работы были в самом разгаре. Какая
именно часть была построена при нем, точно неизвестно. Сведения древних
авторов на этот счет противоречивы. Ученые сходятся лишь в том, что он
успел закончить основное здание и колоннаду.
Строительство верхней части храма продолжил
его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало
совершенствованию техники строительного дела и появлению новых,
неизвестных ранее приемов. Метаген также не дожил до завершения
грандиозного объекта. Закончили постройку храма архитекторы Пеонит и
Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел. Правда,
простоял он недолго, около 100 лет.
В 356 году до н. э. некто Герострат, житель
Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив главную
святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено. Крыша
рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла
весь эллинистический мир. Существует легенда, что в тот день, когда был
уничтожен храм Артемиды Эфесской, родился Александр Македонский.
Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата. Храм Артемиды в Эфесе
Писатели
не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме.
Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее
его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено. Тем не менее
имя его осталось в истории, но это не та слава, которой стоит гордиться.
Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности,
достигнутой путем преступления или какого-либо неблаговидного поступка.
Жители Эфеса не могли смириться с гибелью
храма и решили начать сбор средств на его восстановление. Горожане щедро
отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по
прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание,
для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были
сооружены после его разрушения.
Восстановленный храм поражал своими
масштабами. Он занимал площадь 110 на 55 метров и был окружен двойным
рядом колонн, каждая высотой 18 метров. В архитектуре нового здания
соединялись черты ионийского и коринфского ордера. Внутри установили 36
колонн, украшенных рельефами.
Храм был облицован изнутри мраморными
плитами, кровлю также покрывала мраморная черепица. В центре основного
помещения находилась огромная (высота 15 метров) статуя Артемиды,
которая была вырезана из дерева и украшена множеством драгоценностей. В
отделке храма принимали участие известные скульпторы и живописцы.
Рельефы одной из колонн были выполнены знаменитым художником и
скульптором Скопасом, создавшим статую царицы Артемисии в Галикарнасском
мавзолее. Афинский скульптор Пракситель украшал рельефами алтарь.
Известные художники того времени дарили храму свои картины, например
уроженец Эфеса Апеллес.
Храм Артемиды Эфесской стал одним из
знаменитых музеев древности. Множество картин и скульптур находилось как
во внутреннем помещении храма, так и в каменной ограде возле него.
Также там была установлена статуя женщины, изготовленная самосским
мастером Ройком, который, по свидетельству древних авторов, первым
изобрел способ отливки скульптур из меди.
Артемисион был не
просто музеем и картинной галереей. Как и другие греческие храмы, он был
своеобразной кассой взаимопомощи и банком. Здесь хранили свои деньги и
люди, и целые государства со всех концов эллинского мира. Например,
известный историк Ксенофонт, ученик Сократа, перед походом в Персию
оставил жрецам на хранение большую сумму денег. В период его отсутствия
жрецы храма могли распоряжаться ими, как сочтут нужным. В случае его
гибели все деньги переходили храму. После возвращения Ксенофонт в знак
благодарности построил на сохраненные деньги в городе Скиллунте, в
Элиде, небольшой храм, точную копию эфесского. Жрецы храма Артемиды не
просто берегли деньги, переданные им на хранение. Они давали их всем
желающим под большие проценты и тем самым приумножали богатства храма.
Во II веке до н. э. в Малой
Азии установилась власть Рима. Многие города подверглись разграблению и
пришли в упадок. Но Эфес по-прежнему продолжал процветать.
Он стал резиденцией римского проконсула, и
потому на его благоустройство выделялись значительные средства.
Продолжал богатеть и Артемисион. Во-первых, крупную сумму ему выделяли
городские власти. Во-вторых, храм получал часть тех денег, которые
поступали в казну после конфискации имущества и взыскания штрафов.
Живший во II веке н. э. писатель Дион Хризостом писал: «У эфесян…
вложено в храме Артемиды много денег частных лиц, не только эфесян, но и
иностранцев и людей откуда угодно, а также деньги, принадлежащие
народам и царям. Все помещающие вклады, помещают их ради безопасности,
так как никто никогда не осмелится обидеть это место, хотя были
бесчисленные войны и город не раз был взят. Ясно, что деньги лежат
просто на счете, но обычно их дают взаймы эфесцам под заемные письма».
Богатство храма составляли не только
деньги, но и земли. А основным источником пышности храма были дары,
которые преподносили богине благочестивые граждане. Многие по завещанию
оставляли храму свое имущество. Благодарственные декреты с именами
дарителей, преподнесших богине особо щедрые подарки, выбивались на камне
и выставлялись в храме для поощрения остальных. Среди тех, кто
удостоился особой благодарности, был знатный и богатый житель Эфеса –
Дамиан. На свои средства он выстроил вдоль дороги, шедшей от города к
храму портик длиной 200 метров. В портике, названном именем жены
Дамиана, могли укрыться во время непогоды все идущие в храм.
На нескольких каменных плитах был выбит
благодарственный декрет римскому всаднику Вибию Салютарию, который
пожертвовал храму Артемиды много серебряных и золотых статуй и крупную
сумму денег. Этими статуями эфесцы очень дорожили. За ними ухаживал
специально назначенный жрец, а в дни больших праздников их под охраной
переправляли в театр и устанавливали на постаменте.
Римляне оставили за Артемисионом и
традиционно существовавшее у него право убежища – ни один
государственный преступник или беглый раб не мог быть схвачен на
территории храма. Считалось, что он находится под защитой самой богини
Артемиды.
В III веке н. э. былое могущество Рима
сошло на нет. Государство с трудом сдерживало напор многочисленных
врагов. Они неоднократно устраивали набеги, грабя и разоряя местное
население. В 263 году Эфес был захвачен готами, святилище Артемиды
разграблено. С утверждением христианства храм языческой богини стал
подвергаться нападкам со стороны христианских проповедников, которые
натравливали на него толпы верующих. Мраморные плиты Артемисиона
использовали при строительстве различных сооружений. А затем на месте
храма возвели христианскую церковь, которая также вскоре была разрушена.
Сильнее всего здание храма пострадало от
того, что было построено на болотистой почве. Со временем остатки
разрушенного храма затянула трясина. Сам город Эфес потерял свое былое
значение, гавань обмелела, корабли перестали приставать к пристани. А в
1426 году он был захвачен турками, и на месте древнего города возникла
небольшая турецкая деревня.
Лишь со второй половины XIX века началось
серьезное изучение этих мест археологами. Почти семь лет работала
экспедиция Британского музея во главе с английским инженером и
археологом Дж. Т. Вудом, проводившая раскопки на месте Эфеса. За это
время археологи сделали множество находок. Был обнаружен эфесский театр,
рассчитанный на 24 тысячи зрителей, библиотека и много других
величественных сооружений. А в канун 1870 года под 60-метровым слоем ила
археологи обнаружили следы знаменитого храма Артемиды Эфесской,
считавшегося в Древнем мире одним из чудес света.
Раскопки были продолжены под руководством
австрийского ученого Антона Баммера. Удалось выяснить, что храм
представлял собой прямоугольник, окруженный колоннами. Внутри его
находился двор, а в центре – плита, на которой, по всей видимости,
располагался либо жертвенник, либо сама статуя Артемиды. В 1903 году
англичанин Дэвид Хогарт, обследуя руины храма, обнаружил брошки, заколки
для волос, драгоценные серьги и множество мелких монет из сплава золота
с серебром, в древности называвшегося электроном.
Археологи нашли обломки колонн с рельефами,
которые хранятся теперь в Британском музее. Был полностью вскрыт
фундамент храма. Тем не менее этого недостаточно, чтобы восстановить
подлинный облик Артемисиона. Внешний вид статуи Артемиды реставрируют по
изображениям на монетах и по найденной в середине XX века копии. Мы
можем лишь предполагать, как на самом деле выглядел храм – одно из
величайших чудес, созданных гением и трудом человека. |