Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 03.05.2024, 04:24:51
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ [32]
ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [112]
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ [1692]
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ [5710]
ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ [265]
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ [271]
УДИВИТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ [174]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ [19]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ [40]
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ [22]
УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА [14]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ [15]
УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ [39]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ [14]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ [0]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА [35]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [362]
ЭКЗАМЕНЫ [260]
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ [197]
ИЗУЧАЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ [604]
УДИВИТЕЛЬНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [178]
АСТРОНОМИЯ [70]
НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ [349]
ФИЗИКА [271]
МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ [112]
ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА [78]
ПОСЛЕ УРОКОВ [242]
ПРЕДМЕТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА [100]
ПРЕДМЕТЫ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА [139]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [88]
ВОЕННАЯ ФОРМА ВТОРОЙ МИРОВОЙ [281]
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ [18]
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ [196]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ [71]
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО". 11 КЛАСС [51]
МАТЕМАТИКА [140]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [90]
ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ В 9 КЛАССЕ. ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ [11]
ИСТОРИЯ [25]
ЛИТЕРАТУРА [10]
ГЕОГРАФИЯ [91]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [114]
ОБЖ [37]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [80]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [100]
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ [34]
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК В ШКОЛЕ [60]
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [9]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [193]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ [110]
ГЕОМЕТРИЯ [31]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ГЕОГРАФИИ [78]
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПО ГЕОМЕТРИИ [43]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ [80]
СТРАНЫ И НАРОДЫ [216]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС [40]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ [26]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ [101]
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ [60]
МОСКВОВЕДЕНИЕ [67]
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ [69]
ТЕСТЫ ПО ХИМИИ [14]
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ХИМИИ [47]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ХИМИИ [30]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ИСТОРИИ [177]
ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [24]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ [12]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ХИМИИ [49]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [60]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [110]
ИСТОРИЯ РОССИИ В РАССКАЗАХ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [132]
ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО АЛГЕБРЕ [17]
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ [15]
РУССКИЙ ЯЗЫК [51]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ФИЗИКИ [125]
ИНФОГРАФИКА ОБ ОБРАЗОВАНИИ [4]
ГЕОГРАФИЯ [134]
ИНФОРМАТИКА [52]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ [21]
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [29]
БЕСЕДЫ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ [167]
ИСТОРИЯ РОССИИ [105]
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ПО ФИЗИКЕ [49]
ЕГЭ ПО ИСТОРИИ [212]
ОПЫТЫ ПО ХИМИИ [103]
БОТАНИКА [14]

Колосс Родосский

Слова «колосс», «колоссальный» прочно укоренились в русском языке и используются для обозначения чего-то очень большого, гигантского. Но мы обычно не задумываемся о первоначальном их значении. Древние греки называли колоссами огромные статуи, значительно превышавшие человеческий рост. Увидев гигантские статуи в Египте, они начали создавать их сами. Одной из первых была сооружена статуя бога Аполлона высотой 13 метров, в Амиклах. Но самой почитаемой в Греции была статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, ставшая одним из чудес света.

Остров Родос в конце IV века до н. э. был одним из самых богатых и могущественных греческих государств. Основным источником благосостояния жителей острова служила торговля. Будучи искусными мореходами, родосцы смело отправлялись по торговым делам в отдаленные края и страны. Они плавали в Африку, Сицилию и даже к северным берегам Черного моря.

Богатство и процветание Родоса не могли остаться незамеченными теми, кто жаждал власти. Тем более что после смерти Александра Македонского его полководцы начали борьбу за раздел державы. Каждый стремился захватить наиболее богатые земли. Селевк обосновался в Вавилонии, Птолемей – в Египте, Антигон – в Сирии и Передней Азии. А сын Антигона, Деметрий, ставший прославленным полководцем, обратил внимание на богатства Родоса. Деметрий потребовал от жителей Родоса помощи в борьбе с Египтом. Но те отказались, так как с Египтом были налажены торговые отношения: именно там жители острова закупали большую часть хлеба.

Возмущенный отказом Деметрий направил к острову флот и начал осаду. При осаде широко использовались стенобитные орудия и метательные машины. Под стенами Родоса впервые была применена гелепола.

Гелепола – осадная машина, изобретенная афинским архитектором Эпимахом. Она представляла собой огромную башню 40 метров высотой и 15 метров шириной, которую обслуживало 3400 человек. В нижней ее части находился таран для пробивания стен и ворот. А на верхних этажах размещались стрелки из лука и располагались метательные машины. Гелепола была обшита плотными листами железа, которые защищали находившихся в ней воинов. Из этого сооружения нападавшие могли почти беспрепятственно обстреливать город.

Гелепола наносила защитникам Родоса большой урон. Но родосцы продолжали обороняться и даже предпринимали смелые вылазки, уничтожая стенобитные машины. По ночам они восстанавливали разрушенные стены и вновь занимали оборону. Египет и другие союзники оказывали им помощь, доставляя по морю продовольствие и снаряжение. Осада Родоса продолжалась год и успеха не принесла. Враги Деметрия, пользуясь тем, что он развязал войну на острове, стали нападать на захваченные им земли. И полководец поспешил заключить мир с родосцами, которые восприняли это как победу.

По условиям договора они становились союзниками Деметрия, но отказывались от войны с Египтом. Осада была снята, а гелепола досталась родосцам. В память о своей победе родосцы решили создать гигантскую статую богу Гелиосу – покровителю острова.

По преданию, бог Солнца Гелиос, не имея во всей Греции ни одного посвященного ему места, с согласия богов поднял из морской глубины остров Родос. Поэтому жители острова особо почитали этого бога. Они чеканили его изображение на своих монетах и строили в честь него храмы, в которых устанавливали статуи Гелиоса. Но новая статуя бога-покровителя должна была превзойти все прежние красотой и величием. На народном собрании было принято решение продать полученные в результате победы осадные машины, а на полученные деньги возвести новую бронзовую статую Гелиоса.

Бронзовые статуи создавались с использованием техники литья. Само по себе сооружение такой статуи требовало немалых затрат и большого мастерства. Сначала копия будущей скульптуры лепилась из глины. Затем на нее наносился слой воска. Толщина этого слоя соответствовала той, которую должна была составлять толщина бронзы. После этого поверх воскового слоя фигуру вновь покрывали глиной. Именно верхний слой и служил формой для будущей статуи: сверху оставляли отверстие для заливки металла и по сторонам – для выхода воздуха. Затем форму нагревали и давали стечь воску. Для усиления прочности глиняную форму обжигали. И только после этого бронзу разливали в полученную форму. После того как металл остывал, глиняную форму разбивали, и получившуюся статую полировали специальными инструментами.

Считается, что статуи из металла греки начали отливать в VII веке до н. э. Первые скульптуры были достаточно примитивны, но постепенно мастера совершенствовали технику литья. Одним из знаменитых греческих скульпторов был Мирон из Элевфер. Именно ему принадлежит статуя юноши – метателя диска «Дискобол». До наших дней дошла ее мраморная копия. Не менее известны были работы мастера-самоучки Лисиппа из Сикиона. Он создавал из бронзы огромные статуи и целые скульптурные композиции. Согласно книгам древних авторов, на счету Лисиппа – около 1,5 тысячи различных статуй. Причем начинал он свою деятельность в качестве подручного в мастерской. Именно скульптурные портреты работы Лисиппа Александр Македонский ценил больше других. Лисиппом была отлита гигантская статуя Зевса (около 20 метров в высоту), которая считалась самой большой в Греции до тех пор, пока его ученик Харес из родосского города Линда не создал гигантскую статую Гелиоса.

Сооружение статуи началось не сразу. Сначала жители острова восстанавливали все разрушенное в ходе военных действий. Лишь затем началось создание Колосса. Работа продолжалась 12 лет. Весть о гигантской статуе быстро разнеслась по всему эллинистическому миру. Бывавшие на острове купцы говорили об огромной статуе высотой в 70 локтей (приблизительно 35 метров). После создания статуи Гелиоса родосские мастера тоже стали делать гигантские статуи. Всего их на острове было около 100. Но Колосса, созданного Харесом, никому превзойти не удалось. Правда, простоял Колосс очень недолго, около 60 лет. В 220 году до н. э. на острове произошло сильное землетрясение, причинившее множество разрушений и унесшее жизни многих людей. Оно же сокрушило и Колосса: переломившись в коленях, он рухнул на землю.

Беда, обрушившаяся на остров Родос, не оставила равнодушными соседей. Многие государства, связанные с ним тесными торговыми и дружескими отношениями, пришли на помощь. Богатые дары поступили из Сирии, Македонии, Сицилии, Вифинии. Правители многих стран на время освободили родосцев от уплаты пошлин. А египетский царь Птолемей прислал средства и опытных мастеров для восстановления Колосса. Но все старания и затраты оказались напрасными: поднять статую не удалось. Не смогли этого сделать и в более позднее время. Обломки гигантской статуи были оставлены на том же месте и по-прежнему привлекали внимание гостей и путешественников, пораженных ее размерами.

В I веке н. э. римский писатель Плиний Старший, посетив Родос, не смог скрыть своего восхищения. Он отметил, что большинство людей не может обхватить даже двумя руками большой палец руки бронзового Гелиоса. Обломки статуи пролежали на земле больше тысячи лет, до 977 года, когда арабы, к тому времени занявшие Родос, продали их какому-то купцу, который, по рассказам одной из хроник, нагрузил их на 900 верблюдов. С тех пор следы Колосса теряются.

Несмотря на имеющиеся у древних авторов сведения, статуя Гелиоса по-прежнему таит в себе немало загадок. Во-первых, неизвестны ни ее внешний вид, ни место, на котором она стояла. А во-вторых – непонятно, каким именно образом она была создана. Ведь ясно, что отлить такую огромную статую целиком было просто невозможно.

Тем не менее ученые пытаются найти ответы на все эти вопросы. Например, удалось выяснить с большой долей вероятности, как выглядела статуя Гелиоса. Во время археологических раскопок был найден фрагмент барельефа с изображением Гелиоса, относящийся ко II веку до н. э. Ученые склонны предполагать, что оно списано со статуи Колосса Родосского. Следовательно, знаменитая статуя изображала бога Солнца в виде юноши с венцом из лучей на голове. Правая рука божества приложена ко лбу, словно он вглядывается в даль, а левая придерживает спадающее до земли покрывало.



Колосс Родосский (статуя Гелиоса)


Эта несколько необычная для солнечного божества поза нашла свое объяснение у ученых. Они полагают, что скульптор не стал изображать Гелиоса с торжественно простертыми вперед или вверх руками, так как понимал, что без дополнительной поддержки руки просто обломились бы под собственной тяжестью. Покрывало, спадающее на землю за спиной статуи, исполняло роль своеобразной подставки, придающей ей дополнительную устойчивость.

Что касается месторасположения, то ученые исходили из того, что такая гигантская статуя требовала большого пространства вокруг. При этом она не должна была заслонять собой другие архитектурные сооружения. Поэтому наилучшим местом для нее была, вероятно, гавань, откуда бронзовый гигант издали приветствовал всех мореплавателей.

Первоначально предполагалось, что статуя была литой. Но затем это стало вызывать сомнения, так как отлить такую огромную скульптуру целиком при существовавшем тогда уровне техники было просто невозможно. К тому же, даже если бы это удалось сделать, статуя была бы такой тяжелой, что установить ее на выбранном месте было бы весьма проблематично.

Английский скульптор Мэрион попытался выяснить, как же была создана статуя Гелиоса. Для начала он тщательно изучил все сведения о Колоссе из античных источников. Большая часть из них содержит лишь упоминания, но в некоторых есть и более подробные сведения. Например, Филон Византийский сообщает, что на изготовление статуи потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа, что в пересчете на привычную нам меру веса составляет 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа.

Исходя из этих сведений, Мэрион вычислил толщину бронзового листа, покрывавшего Колосса, и пришел к выводу, что он не был литым. При его создании использовались листы бронзы толщиной в 1,5 миллиметра.

Мэрион предположил, что на месте, выбранном для установки статуи, были вкопаны три каменных столба, от которых отходили железные брусья. На брусья были нанизаны железные ободья. Эта конструкция являлась каркасом статуи, на котором и крепились бронзовые пластины. Следовательно, скульптура монтировалась постепенно, снизу вверх, ярус за ярусом. Когда потребовалось вести работы на высоте, превышающей рост человека, вокруг статуи стали насыпать земляной холм, который скрывал уже созданные ярусы и позволял подниматься на необходимый для работы уровень.

На склонах холма сооружался настил из досок, и шло монтирование соответствующего яруса статуи. Сама статуя в этот момент находилась в земляной яме, облицованной досками, которые предохраняли уже готовую часть от насыпанной вокруг земли. Каменные столбы, железные прутья и ободья, служившие каркасом, также постепенно росли ввысь. К ним приходилось добираться по шатким мосткам. Работа была достаточно опасной и трудоемкой. Рабочие рисковали упасть и покалечиться о металлические прутья. Сложной была и задача скульптора, которому приходилось собирать отдельные участки, как пазлы или кубики в детской головоломке.

Для того чтобы не перепутать и правильно состыковать фрагменты, Харес, вероятно, сначала создал модель статуи в человеческий рост из гипса или глины. С помощью этой модели он, скорее всего, продемонстрировал родосцам свой замысел и ее же использовал при создании Колосса. Все детали фрагмента переносились с глиняной модели на гипсовую поверхность в натуральную величину, а затем уже с гипсовой модели изготавливали деревянные шаблоны, по которым и чеканили бронзовые листы, добиваясь соответствия гипсовому слепку Остывшую и отполированную бронзовую деталь поднимали и закрепляли в нужном месте на железном каркасе, затем заделывали швы.

После того как статуя была полностью смонтирована, земляной холм срыли, а помост, на котором она располагалась, облицевали мраморными плитами. Нет ничего необычного в том, что на изготовление Колосса потребовалось столько лет. В создании статуи принимали участие около 100 ремесленников различных специализаций и несколько сотен рабов. Даже в наше время, при современном уровне техники, статую Гелиоса можно считать гигантской. Ведь по высоте она в три раза превосходит Медного всадника в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что в древности ее причисляли к семи чудесам света.

Категория: УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers (15.12.2012)
Просмотров: 818 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0