Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 21:35:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ [32]
ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ [112]
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ [1692]
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ [5710]
ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ [265]
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ [271]
УДИВИТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ [174]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ [19]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ [40]
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ [22]
УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА [14]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ [15]
УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ [39]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ [14]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ [0]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА [35]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [362]
ЭКЗАМЕНЫ [260]
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ [197]
ИЗУЧАЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ [604]
УДИВИТЕЛЬНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [178]
АСТРОНОМИЯ [70]
НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ [349]
ФИЗИКА [271]
МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ [112]
ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА [78]
ПОСЛЕ УРОКОВ [242]
ПРЕДМЕТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА [100]
ПРЕДМЕТЫ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА [139]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [88]
ВОЕННАЯ ФОРМА ВТОРОЙ МИРОВОЙ [281]
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ [18]
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ [196]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ [71]
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА "ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО". 11 КЛАСС [51]
МАТЕМАТИКА [140]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [90]
ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ В 9 КЛАССЕ. ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ [11]
ИСТОРИЯ [25]
ЛИТЕРАТУРА [10]
ГЕОГРАФИЯ [91]
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [114]
ОБЖ [37]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [80]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [100]
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ [34]
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК В ШКОЛЕ [60]
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [9]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [193]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ [110]
ГЕОМЕТРИЯ [31]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ГЕОГРАФИИ [78]
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПО ГЕОМЕТРИИ [43]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ [80]
СТРАНЫ И НАРОДЫ [216]
ТЕСТЫ ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС [40]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ [26]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ [101]
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ [60]
МОСКВОВЕДЕНИЕ [67]
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ [69]
ТЕСТЫ ПО ХИМИИ [14]
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ХИМИИ [47]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ХИМИИ [30]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ИСТОРИИ [177]
ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [24]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ [12]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ХИМИИ [49]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [60]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [110]
ИСТОРИЯ РОССИИ В РАССКАЗАХ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [132]
ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО АЛГЕБРЕ [17]
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ [15]
РУССКИЙ ЯЗЫК [51]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ФИЗИКИ [125]
ИНФОГРАФИКА ОБ ОБРАЗОВАНИИ [4]
ГЕОГРАФИЯ [134]
ИНФОРМАТИКА [52]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ [21]
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ [29]
БЕСЕДЫ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ [167]
ИСТОРИЯ РОССИИ [105]
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ПО ФИЗИКЕ [49]
ЕГЭ ПО ИСТОРИИ [212]
ОПЫТЫ ПО ХИМИИ [103]
БОТАНИКА [14]

Кушанское царство

Во II–III веках н. э. Кушанское царство, в которое входили территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии, являлось одной из могущественных мировых держав – таких, как Рим, Иран и Китай. Название государства происходит от фамилии царской династии, принадлежавшей к ираноязычному кочевому племени, завоевавшему Бактрийское княжество. Кушанское царство прекратило свое существование в 369–370 годах, когда иранские войска вторглись в город Балх – столицу Бактрии.

Основателями Кушанского царства стали среднеазиатские кочевые племена, завоевавшие Греко-Бактрию и создавшие на ее территории пять княжеств. Недавние кочевники быстро перешли к оседлому образу жизни: в I веке до н. э. они стали заниматься земледелием, улучшили оросительную систему, постепенно начали восстанавливать города.

По приказу князя Герая началась чеканка монет, на которых был изображен вооруженный всадник. В надписях на монетах правитель называет себя кушанцем.

Приблизительно в I веке н. э. Кудзула Кадфиз I, наследник Герая, объединил под своей властью все пять княжеств, положив начало Кушанскому царству. Правитель этой державы именовал себя «царем царей». При Кадфизе I столицей Кушана, по-видимому, был город Балх, или Бактры, находившийся в Бактрии.

Сын Кудзулы, Вима Кадфиз II, правление которого, согласно приблизительным данным, приходится на середину или вторую половину I века н. э., существенно расширил границы своих владений, присоединив к ним часть Северо-Западной Индии. Вероятно, с этим связано перемещение центра страны из Бактрийского княжества в южные районы. Столицей стал город Пурушапура (современный Пешавар).

Расцвет Кушанского царства относится приблизительно к середине II века – времени правления Канишки, память о котором сохранилась в буддийских преданиях. Эти сказания прославляют царя как мудрого правителя и распространителя буддийской религии. Во время правления Канишки в самых значительных городах Кушана были возведены комплексы буддийских культовых построек, посреди которых воздвигли огромные статуи Будды. Подобные изваяния были в Балхе, Бамиане, Газни и Баграме.

В этот период в состав Кушанской империи вошли некоторые районы Центральной Индии и Восточного Туркестана. Кушан приобрел значение мировой державы. Государство находилось в тесном политическом, торговом и культурном взаимодействии с тремя другими мощными империями: Римом, Парфянским царством и Китаем. Эти державы, несмотря на соперничество за сферы влияния, постоянно вели между собой взаимовыгодную торговлю. Следует отметить, что именно в этот период возник Великий шелковый путь, соединивший четыре великие империи.

На рубеже II–III веков н. э. начался постепенный упадок Кушанского царства. Могущество этого государства подрывали войны с Ираном и индийскими князьями. Еще в середине III века Иран завоевал западные области Кушана. Во второй половине IV века иранские войска захватили Бактрию, и наместники шаха стали называть себя «царями кушан». Наследники кушанских царей некоторое время удерживали в своих руках Гандхару, расположенную на северо-западе Индии, однако вскоре и этот обломок древнего царства был завоеван индийцами.

Долгое время историки практически ничего не знали о Кушанском царстве. Однако отрывочные сведения об этой некогда великой державе Древнего мира встречаются на страницах китайских хроник и трудов римских историков. Иранские надписи сохранили персидское название этого государства – Кушан-шахр. Войны иранских царей из династии Сасанидов и правители Кушана упоминаются в трудах армянских и сирийских авторов.

Также сохранилось немало кушанских монет с надписями, которые стали объектом исследования ученых.

Впервые монеты из Кушана были обнаружены в 20-х годах XIX века. Чаще всего эти монеты были изготовлены из меди, хотя иногда попадались и золотые. На монетах были изображены правители неизвестного науке государства, а также боги из пантеонов разных народов. Надписи на монетах были сделаны индийскими или греческими буквами, однако сами слова принадлежали к неизвестному языку.



Кушанская монета. На одной стороне – император Канишка I, на другой – Будда и надпись «Буддо» греческими буквами


Попытку расшифровать загадочные надписи на монетах предпринял англичанин А. Кэннингхем, который позднее возглавил Археологическую службу Индии. Ученый пришел к выводу, что из всех известных ему надписей самыми поздними являются выполненные греческими буквами на неизвестном языке. Исследователю удалось прочитать титулы и имена трех правителей – Кудзулы Кадфиза, Вимы Кадфиза и Канишки. В некоторых надписях фигурировало и название страны, которой правил тот или иной «царь царей», – Кушан.

Упоминание о Канишке Кэннингхем ранее встречал в индийских, тибетских и китайских документах, а также в трудах Аль-Бируни. Все источники называли Канишку мудрым государем и покровителем буддийской религии, однако никто не приводил названия страны, которой он правил.

В ходе раскопок в Северной Индии в конце XIX века археологи нашли кушанские статуи, рельефы и другие предметы с надписями, выполненными индийскими буквами.

Содержание надписей было аналогично тем, что встречались на монетах. Кроме титулов и имен царей, иногда встречались даты, которые позволили историкам составить примерную хронологию правления государей Кушана. Однако ученые столкнулись с тем, что точная дата восшествия на престол царя Канишки, от которой в Кушане велось летоисчисление, до сих пор неизвестна. В науке на этот счет существует много мнений. Длительное время историки полагали, что начало правления Канишки датируется 78 годом н. э., однако в настоящее время многие исследователи склоняются к мысли, что этот царь правил гораздо позже – в начале II века н. э.

В 50-х годах XX века археологической экспедицией под руководством французского ученого Д. Шлюмберже в местечке Сурх-Котал на севере Афганистана были обнаружены руины кушанского храма, сооруженного в честь царя Канишки. В храме был найден довольно большой текст на кушанском языке, записанный греческими буквами. После длительной работы ученым удалось расшифровать текст. В нем рассказывалось о сооружении храма, о внезапной засухе, из-за которой святилище было надолго заброшено, о восстановлении значения храма в результате деятельности царского наместника, организовавшего регулярное водоснабжение святилища. В надписи упоминается не только имя этого чиновника – Ноконзок, но и имена других людей, принимавших участие в возрождении храма, а также тех, кто сделал эту надпись.

Значительную работу по расшифровке этого текста проделал В. Лившиц, который установил, что официальным языком государства Кушан было одно из восточноиранских наречий, родственное согдийскому и хорезмийскому языкам.

Сам храм, посвященный Канишке Победителю, является ярким примером характерного для Кушана синтеза культурных традиций. При строительстве этого сооружения использовались многие архитектурные приемы, заимствованные у греков, в то время как планировка храма была разработана в соответствии с иранскими традициями. Кроме того, в облике святилища присутствуют и индийские мотивы.

Храм был выстроен на холме и окружен крепостной стеной. На склоне холма были сооружены три террасы и лестница, ведущая к святилищу. Здание храма украшала колоннада, а главный фасад был ориентирован на восток, к восходящему солнцу. Внутри храма в многочисленных стенных нишах стояли скульптурные изображения царей, а в центре святилища размещался алтарь, на котором постоянно горел священный огонь во славу государя Канишки.

Множество статуй, изображающих правителей Кушана, было обнаружено в храме Матхура, расположенном в Северной Индии. Среди изваяний была найдена и поврежденная статуя Канишки, у которой не сохранилась голова.

В 1959–1963 годах археологическая экспедиция под руководством Г. А. Пугаченковой провела раскопки в Халчаяне, расположенном на территории Таджикистана в долине реки Сурхандарья. Здесь были обнаружены останки дворца правителя. В архитектуре этого сооружения причудливым образом соединены элементы двух культур: восточной и эллинской. В развалинах дворца были обнаружены фрагменты росписи, а также изображения Ники, Афины, Эрота и сатиров, типичные для греческой культуры.

В убранстве дворца в Халчаяне ощущалось и стремление прославить династию, к которой принадлежал правитель. Ученые предположили, что владельцем дворца являлся полулегендарный князь Герай, которого традиционно считают основателем Кушанского царства.

В 1961 году усилиями объединенной экспедиции Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока и Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации Министерства культуры были проведены раскопки на холме Кара-Тепе около Термеза (Узбекистан). Там были обнаружены многочисленные буддийские культовые сооружения – так называемые ступы, пещерные и наземные храмы.

Ученые установили, что широкое распространение буддизма среди жителей Кушанского царства относится к периоду правления Канишки. Находки в Кара-Тепе позволяют утверждать, что в это время буддизм исповедовали не только сам правитель и его приближенные, но и многие представители других слоев населения.

Исследователи нашли остатки стенных росписей, скульптур и рельефов, изображающих жертвователей на храм. Ученые обратили внимание на любопытную деталь: если одежда и обувь мужчин имеет явное сходство со скифскими образцами, то женщины одеты в греческие одеяния. На развалинах храмового комплекса Кара-Тепе археологи раскопали множество глиняных черепков с надписями на кушанском языке. Например, в 1972 году был обнаружен фрагмент глиняного сосуда, надпись на котором прославляла покровительство, оказываемое живым существам, как величайшее из добрых деяний. Все эти надписи относятся к разным периодам времени, различны по содержанию и типу использовавшегося алфавита, однако все они являются ценным историческим материалом, позволившим узнать много нового о Кушанском царстве.



Источник: Кэннингхем, находки в Кара-Тепе, Термез, экспедиции Государственного Эрмитажа, Музей искусств народов Востока
Категория: УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers (15.12.2012) | Автор: Кушанское царство
Просмотров: 2156 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0