Во II–III веках н. э. Кушанское
царство, в которое входили территории Средней Азии, Афганистана,
Пакистана и Северной Индии, являлось одной из могущественных мировых
держав – таких, как Рим, Иран и Китай. Название государства происходит
от фамилии царской династии, принадлежавшей к ираноязычному кочевому
племени, завоевавшему Бактрийское княжество. Кушанское царство
прекратило свое существование в 369–370 годах, когда иранские войска
вторглись в город Балх – столицу Бактрии.
Основателями Кушанского царства стали
среднеазиатские кочевые племена, завоевавшие Греко-Бактрию и создавшие
на ее территории пять княжеств. Недавние кочевники быстро перешли к
оседлому образу жизни: в I веке до н. э. они стали заниматься
земледелием, улучшили оросительную систему, постепенно начали
восстанавливать города.
По приказу князя Герая началась чеканка
монет, на которых был изображен вооруженный всадник. В надписях на
монетах правитель называет себя кушанцем.
Приблизительно в I веке н. э. Кудзула
Кадфиз I, наследник Герая, объединил под своей властью все пять
княжеств, положив начало Кушанскому царству. Правитель этой державы
именовал себя «царем царей». При Кадфизе I столицей Кушана, по-видимому,
был город Балх, или Бактры, находившийся в Бактрии.
Сын Кудзулы, Вима Кадфиз II, правление
которого, согласно приблизительным данным, приходится на середину или
вторую половину I века н. э., существенно расширил границы своих
владений, присоединив к ним часть Северо-Западной Индии. Вероятно, с
этим связано перемещение центра страны из Бактрийского княжества в южные
районы. Столицей стал город Пурушапура (современный Пешавар).
Расцвет Кушанского царства относится
приблизительно к середине II века – времени правления Канишки, память о
котором сохранилась в буддийских преданиях. Эти сказания прославляют
царя как мудрого правителя и распространителя буддийской религии. Во
время правления Канишки в самых значительных городах Кушана были
возведены комплексы буддийских культовых построек, посреди которых
воздвигли огромные статуи Будды. Подобные изваяния были в Балхе,
Бамиане, Газни и Баграме.
В этот период в состав Кушанской империи
вошли некоторые районы Центральной Индии и Восточного Туркестана. Кушан
приобрел значение мировой державы. Государство находилось в тесном
политическом, торговом и культурном взаимодействии с тремя другими
мощными империями: Римом, Парфянским царством и Китаем. Эти державы,
несмотря на соперничество за сферы влияния, постоянно вели между собой
взаимовыгодную торговлю. Следует отметить, что именно в этот период
возник Великий шелковый путь, соединивший четыре великие империи.
На рубеже II–III веков н. э. начался
постепенный упадок Кушанского царства. Могущество этого государства
подрывали войны с Ираном и индийскими князьями. Еще в середине III века
Иран завоевал западные области Кушана. Во второй половине IV века
иранские войска захватили Бактрию, и наместники шаха стали называть себя
«царями кушан». Наследники кушанских царей некоторое время удерживали в
своих руках Гандхару, расположенную на северо-западе Индии, однако
вскоре и этот обломок древнего царства был завоеван индийцами.
Долгое время историки практически ничего не
знали о Кушанском царстве. Однако отрывочные сведения об этой некогда
великой державе Древнего мира встречаются на страницах китайских хроник и
трудов римских историков. Иранские надписи сохранили персидское
название этого государства – Кушан-шахр. Войны иранских царей из
династии Сасанидов и правители Кушана упоминаются в трудах армянских и
сирийских авторов.
Также сохранилось немало кушанских монет с надписями, которые стали объектом исследования ученых.
Впервые монеты из Кушана были обнаружены в
20-х годах XIX века. Чаще всего эти монеты были изготовлены из меди,
хотя иногда попадались и золотые. На монетах были изображены правители
неизвестного науке государства, а также боги из пантеонов разных
народов. Надписи на монетах были сделаны индийскими или греческими
буквами, однако сами слова принадлежали к неизвестному языку. Кушанская монета. На одной стороне – император Канишка I, на другой – Будда и надпись «Буддо» греческими буквами
Попытку
расшифровать загадочные надписи на монетах предпринял англичанин А.
Кэннингхем, который позднее возглавил Археологическую службу Индии.
Ученый пришел к выводу, что из всех известных ему надписей самыми
поздними являются выполненные греческими буквами на неизвестном языке.
Исследователю удалось прочитать титулы и имена трех правителей – Кудзулы
Кадфиза, Вимы Кадфиза и Канишки. В некоторых надписях фигурировало и
название страны, которой правил тот или иной «царь царей», – Кушан.
Упоминание о Канишке Кэннингхем ранее
встречал в индийских, тибетских и китайских документах, а также в трудах
Аль-Бируни. Все источники называли Канишку мудрым государем и
покровителем буддийской религии, однако никто не приводил названия
страны, которой он правил.
В ходе раскопок в Северной Индии в конце
XIX века археологи нашли кушанские статуи, рельефы и другие предметы с
надписями, выполненными индийскими буквами.
Содержание надписей было аналогично тем,
что встречались на монетах. Кроме титулов и имен царей, иногда
встречались даты, которые позволили историкам составить примерную
хронологию правления государей Кушана. Однако ученые столкнулись с тем,
что точная дата восшествия на престол царя Канишки, от которой в Кушане
велось летоисчисление, до сих пор неизвестна. В науке на этот счет
существует много мнений. Длительное время историки полагали, что начало
правления Канишки датируется 78 годом н. э., однако в настоящее время
многие исследователи склоняются к мысли, что этот царь правил гораздо
позже – в начале II века н. э.
В 50-х годах XX века археологической
экспедицией под руководством французского ученого Д. Шлюмберже в
местечке Сурх-Котал на севере Афганистана были обнаружены руины
кушанского храма, сооруженного в честь царя Канишки. В храме был найден
довольно большой текст на кушанском языке, записанный греческими
буквами. После длительной работы ученым удалось расшифровать текст. В
нем рассказывалось о сооружении храма, о внезапной засухе, из-за которой
святилище было надолго заброшено, о восстановлении значения храма в
результате деятельности царского наместника, организовавшего регулярное
водоснабжение святилища. В надписи упоминается не только имя этого
чиновника – Ноконзок, но и имена других людей, принимавших участие в
возрождении храма, а также тех, кто сделал эту надпись.
Значительную работу по расшифровке этого
текста проделал В. Лившиц, который установил, что официальным языком
государства Кушан было одно из восточноиранских наречий, родственное
согдийскому и хорезмийскому языкам.
Сам храм, посвященный Канишке Победителю,
является ярким примером характерного для Кушана синтеза культурных
традиций. При строительстве этого сооружения использовались многие
архитектурные приемы, заимствованные у греков, в то время как планировка
храма была разработана в соответствии с иранскими традициями. Кроме
того, в облике святилища присутствуют и индийские мотивы.
Храм был выстроен на холме и окружен
крепостной стеной. На склоне холма были сооружены три террасы и
лестница, ведущая к святилищу. Здание храма украшала колоннада, а
главный фасад был ориентирован на восток, к восходящему солнцу. Внутри
храма в многочисленных стенных нишах стояли скульптурные изображения
царей, а в центре святилища размещался алтарь, на котором постоянно
горел священный огонь во славу государя Канишки.
Множество статуй, изображающих правителей
Кушана, было обнаружено в храме Матхура, расположенном в Северной Индии.
Среди изваяний была найдена и поврежденная статуя Канишки, у которой не
сохранилась голова.
В 1959–1963 годах археологическая
экспедиция под руководством Г. А. Пугаченковой провела раскопки в
Халчаяне, расположенном на территории Таджикистана в долине реки
Сурхандарья. Здесь были обнаружены останки дворца правителя. В
архитектуре этого сооружения причудливым образом соединены элементы двух
культур: восточной и эллинской. В развалинах дворца были обнаружены
фрагменты росписи, а также изображения Ники, Афины, Эрота и сатиров,
типичные для греческой культуры.
В убранстве дворца в Халчаяне ощущалось и
стремление прославить династию, к которой принадлежал правитель. Ученые
предположили, что владельцем дворца являлся полулегендарный князь Герай,
которого традиционно считают основателем Кушанского царства.
В 1961 году усилиями объединенной
экспедиции Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока и
Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по
консервации и реставрации Министерства культуры были проведены
раскопки на холме Кара-Тепе около Термеза (Узбекистан). Там были
обнаружены многочисленные буддийские культовые сооружения – так
называемые ступы, пещерные и наземные храмы.
Ученые установили, что широкое
распространение буддизма среди жителей Кушанского царства относится к
периоду правления Канишки. Находки в Кара-Тепе позволяют утверждать, что
в это время буддизм исповедовали не только сам правитель и его
приближенные, но и многие представители других слоев населения.
Исследователи нашли остатки стенных
росписей, скульптур и рельефов, изображающих жертвователей на храм.
Ученые обратили внимание на любопытную деталь: если одежда и обувь
мужчин имеет явное сходство со скифскими образцами, то женщины одеты в
греческие одеяния. На развалинах храмового комплекса Кара-Тепе археологи
раскопали множество глиняных черепков с надписями на кушанском языке.
Например, в 1972 году был обнаружен фрагмент глиняного сосуда, надпись
на котором прославляла покровительство, оказываемое живым существам, как
величайшее из добрых деяний. Все эти надписи относятся к разным
периодам времени, различны по содержанию и типу использовавшегося
алфавита, однако все они являются ценным историческим материалом,
позволившим узнать много нового о Кушанском царстве.
Источник: Кэннингхем, находки в Кара-Тепе, Термез, экспедиции Государственного Эрмитажа, Музей искусств народов Востока |