Эта разновидность письменности
получила свое название от древнеисландского слова «runa», что значит
«тайна». У историков существует немало гипотез относительно того, когда и
где впервые появились руны. Одни ученые полагают, что руническая
письменность появилась у тевтонских племен Северной Европы в V веке до
н. э. Другие – что руны были разработаны скандинавскими готами на основе
греческого алфавита во II веке н. э. Третьи считают, что руны возникли
намного позже – в VIII веке н. э.
Согласно легенде, руны были изобретены
верховным богом Одином, покровителем магии, поэзии и войны, который сам
пригвоздил себя к Мировому Древу, чтобы обрести тайное знание. Вот как
повествует об этом «Старшая Эдда» – собрание поэтических преданий
народов Северной Европы:
Руны найдешь и постигнешь знаки, сильнейшие знаки, крепчайшие знаки, Хрофт их окрасил, а создали боги, и Один их вырезал. В
узоре девяти перекрещенных линий Один увидел 24 рунических знака,
которые получили название по первым шести рунам – футарк. В пользу этого
говорит сама форма рунических знаков, которые состоят из прямых линий,
соединяющихся под углом или пересекающихся. Благодаря этому руны очень
удобно вырезать на камне, дереве или кости. Также руны могут наноситься и
на изделия из металла. Кроме того, руны, предназначенные для магических
действий, обычно окрашивали кровью для придания им большей силы.
Руническая письменность в Средние века
применялась практически по всей территории Северной Европы: в
Скандинавии, Исландии, Гренландии и Британии, а также в Старой Ладоге и
Новгороде. Согласно имеющимся данным, дольше всего рунами пользовались в
Исландии и на Готланде, где найдены надписи, датированные XVI веком. Старшие и младшие руны
С VIII
века стали распространяться так называемые «младшие» руны, которых, в
отличие от «старших», то есть футарка, было 16. Некоторые из этих знаков
обозначали не один звук, а несколько. Постепенно в разных странах руны
модифицировались: в конце X века в Дании, Швеции и Норвегии появились
усеченные шведско-норвежские руны, в XII–XIII веках возникли
пунктированные руны с точками. Известны также англо-саксонские руны, в
которых было 33 знака. В XII веке начертание рунических символов нередко
сближается с латинским алфавитом. Следует отметить, что в Средние века
руны использовались наряду с латынью, применялись в качестве цифр. Были
также руны, обозначавшие дни недели, и лунные руны.
Существовало много способов написания рун.
Иногда слова в текстах разделялись точками, но чаще написание было
слитным. Единого правила чтения рунических надписей не существует:
известны надписи, которые читаются слева направо и справа налево, а
также по способу бустрофедона, когда первая, третья и другие нечетные
строки читаются справа налево, а четные – слева направо.
В трудах древнеримского историка Тацита,
жившего в I веке н. э., имеется упоминание о таинственных знаках,
которые применялись жрецами германских племен при гадании. Руны, как и
большинство древних алфавитов, использовались не только для обычных
записей, но и как магический инструмент познания мира и взаимодействия с
окружающими предметами и людьми. Об этом повествуется в текстах
«Старшей Эдды»:
Заклинанья я знаю — не знает никто их, даже конунгов жены; помощь – такое первому имя — помогает в печалях, в заботах и горестях. В
«Речах Высокого», одной из песен Эдды, Один упоминает о восемнадцати
самых могучих магических формулах, состоящих их трех рун, причем
восемнадцатое верховный бог скандинавского пантеона сохраняет в тайне:
Восемнадцатое ни девам, ни женам сказать не смогу я, — Один сбережет сокровеннее тайну… Этот
мотив тайны, связанной с рунами, не раз повторяется в скандинавских
сагах, поэмах и стихах. Руны – это сокровенное знание, и если
неправильно использовать их в магических целях, от этого могут произойти
несчастья. Например, в исландской «Саге об Эгиле» упоминается о
женщине, которая заболела из-за того, что один юноша, желая завоевать ее
любовь, подложил в ее дом неправильно вырезанное любовное заклинание.
Значение рун многогранно и объемно. В
повседневной жизни руны обозначали звуки, которые они передавали при
письме, но в таинственном измерении магии и поэзии руны связывались с
целыми понятиями, что использовалось в руническом гадании. О магической
силе рун в «Старшей Эдде» говорится не только в «Речах Высокого», но
также в «Речах Сигрдривы», где валькирия обучает героя пользоваться
рунами для исцеления болезней, победы над врагами, завоевания любви,
защиты от ядов и др.
Рунические надписи представляют ценный
материал для историков и филологов, а также исследователей, изучающих
древние магические практики. В настоящее время науке известно около 6
тысяч рунических надписей и текстов. Большинство из них сделано на
скандинавских языках, несколько десятков – на древнеанглийском и
фризском.
Самой древней из известных рунических
надписей считается надпись на наконечнике копья из Эвре-Стабю (найдено в
Норвегии), датированная приблизительно 200 годом н. э. Другим известным
руническим памятником является Рутуэльский крест в Северной Англии, на
котором рунами высечен достаточно большой текст, передающий содержание
древнеанглийской поэмы «Видение Креста». Эта надпись была сделана в VIII
веке.
Рунические надписи в странах Скандинавии
широко использовались на поминальных стелах, которые устанавливались в
память о покойном на самых видных местах, чаще всего возле дорог и
мостов. Из этих надписей проезжающие могли узнать краткие сведения о
покойном, имена тех, кто заказал и изготовил надпись, а также сведения о
строительстве дорог и мостов, военных походах и торговых поездках,
генеалогических связях и др. Иногда надпись заключали в рамку в виде
драпирующейся ленты с головой дракона.
Обычай устанавливать поминальные стелы
появился в Дании в IX–X веках, откуда распространился по всей
Скандинавии. Исследователи особо отмечают стелы конунгов Горма и его
сына Харальда, живших в X веке. Текст на стеле последнего гласит, что
конунг объединил Данию и Норвегию под своей властью, а также ввел
христианство среди своих подданных.
Шведские стелы с руническими надписями в
основном относятся к XI веку. Самыми известными из них являются 13 стел,
установленных в память об участниках знаменитой экспедиции на Восток.
Более древним памятником, относящимся к IX веку, является Рекский
камень. Текст, высеченный на нем, содержит не только поминальную
надпись, но и поэтические строки на эпические темы.
В Норвегии также имеются поминальные стелы,
хотя древних надписей здесь гораздо меньше, чем в Дании и Швеции.
Обычай ставить стелы прижился и на острове Мэн, расположенном у берегов
Британии.
Со временем традиция надписей на
поминальных стелах изменилась: рунические надписи стали высекать на
могильных плитах, стенах церквей, церковной утвари, колоколах и других
предметах.
Археологи, производившие раскопки в
норвежских городах – Бергене, Нидаросе, Осло и Тенсберге, – обнаружили
много рунических надписей, большинство которых касались торговли либо
представляли собой деловую или частную переписку. Среди них попадались и
таблички с именем владельца, прикреплявшиеся к товарам. Также были
найдены поэтические строки, написанные рунами.
Рунические надписи на футарке обычно были
короткими. Они состояли из одного или нескольких слов. Надписи,
вырезанные «младшими» рунами, как правило, более длинные. Нужно
отметить, что в рунических надписях нередко использовались особые
выражения, характеризующиеся возвышенностью и поэтичностью, а также
связанные с сакральным значением рун.
До наших дней сохранилось несколько
манускриптов, написанных рунами: сборник правовых документов, получивший
название «Рунический кодекс» (XIII век), готландский рунический
календарь (XIV век) и некоторые другие. |