Огамическая письменность,
применявшаяся в древности племенами кельтов, по предположениям ученых,
возникла в III–IV веках н. э. Однако существуют данные, позволяющие
отнести возникновение огамического алфавита к более раннему периоду (I
век н. э.). Анализ начертания символов, обозначающих звуки, позволил
ученым предположить, что огам был разработан на основе латинского
алфавита. Огамический алфавит был широко распространен на территории
Британии и Ирландии, причем в Ирландии он применялся в качестве
тайнописи и после вытеснения его из повседневного употребления латинским
алфавитом.
Знаки огамического алфавита представляли
собой группы точек или черточки, расположенные прямо или под углом к
прямой линии, служащей осью надписи. Точками обозначались гласные звуки,
однако позднее для них также было разработано начертание, имеющее вид
коротких штрихов. Надписи на огаме высекались на камнях или деревянных
досках. Немало камней с надписями на огаме найдено в Шотландии, Уэльсе, а
больше всего – в Ирландии. Огамическое письмо
Сведения
об огаме, позволившие восстановить значение каждого символа, содержатся
в нескольких источниках. Анализ особенностей огамического алфавита, а
также собрание связанных с ним легенд содержатся в манускрипте XV века,
известном под названием «Баллимотская книга».
По кельтской легенде, огамический алфавит
был создан Огмой по прозвищу Медоустый – богом из клана Туатха де
Данаан, сыновей богини Дану. Огма не только отличался большой физической
силой и ловкостью. Вопреки распространенному мнению, что высокий
интеллект не характерен для тех, кто имеет развитые мускулы, этот бог
являлся покровителем литературы и ораторского искусства.
Огамический алфавит подробно
рассматривается и в реконструированном в Средние века манускрипте под
названием «Книга Фериллтов». По преданию, фериллтами в Атлантиде
называли жрецов древнего бога Фарона. После гибели Атлантиды некоторые
из них были выброшены волнами на берега Уэльса. Вероятно, эти события
относятся к каменному веку. Уцелевшие фериллты стали основателями
друидизма.
Следует отметить, что легенды о создании
огамического алфавита кельтским богом Огмой или жрецами Атлантиды не
противоречат друг другу. Дело в том, что, согласно преданиям, боги
Туатха де Данаан прибыли из-за моря.
Огам иногда называют древесным алфавитом.
Такое название появилось отнюдь не случайно: каждому знаку огамической
системы соответствует не только звук, но также определенное растение и
божество, отражающие те или иные качества характера. В огамическом
алфавите насчитывается 25 символов, 13 из них связываются с каким-либо
месяцем года (в кельтском календаре было 13 месяцев). Существует
календарь друидов, который помогает распознать характер человека, исходя
из даты его рождения.
Огамические символы применялись и в
гадании, имеющем сходство с системой таро. Все символы огама можно
разделить на четыре группы в зависимости от того, к какой стихии они
относятся. Кроме того, несколько символов связываются с так называемым
пороговым временем (рассвет, закат, затмение и шестая ночь после
новолуния).
Существует и другой принцип группировки
огамических символов – по рангам, к которым относится растение. В более
древней системе ранг растения зависел от присущих ему, по верованиям
друидов, духовных свойств. Однако с 400 года до н. э. была введена
другая система рангов, разработанная на основе уэльской поэмы «Битва
Деревьев». Автором этого таинственного поэтического произведения
считается не менее загадочная личность – бард Талиесин. В поэме нашел
отражение мотив из легенды о войне сил Света и Тьмы за обладание тремя
животными: собакой, оленем и чибисом. Эти существа являлись
собственностью повелителей Тьмы. Великий маг Гвидион и его сын Ллеу
решили захватить животных, чтобы передать их во владение людям. На их
стороне сражались деревья, ставшие воинами под действием волшебства.
Талиесин прозрачно намекает на связь деревьев и символизирующих их
письменных знаков:
Я видел, как спешили вперед Деревья и прочая зелень, Отступая от счастья. Их вполне можно было Вставить, как главные буквы Алфавита. Древний
бард указывает на то, что слова и мысли (которые могут быть выражены и с
помощью письменности) являются самым могущественным оружием:
Самая страшная битва Под корнем языка, А другая бушует за ним, В голове. |