Шумерская письменность, которая
известна ученым по сохранившимся клинописным текстам XXIX–I веков до
н. э., несмотря на активное изучение, до сих пор во многом остается
тайной. Дело в том, что язык шумеров не похож ни на один из известных
языков, поэтому не удалось установить его родство с какой-либо языковой
группой.
Первоначально шумеры вели записи с помощью
иероглифов – рисунков, обозначавших конкретные явления и понятия. В
дальнейшем происходило совершенствование знаковой системы шумерского
алфавита, которое привело к формированию клинописи в III тысячелетии до
н. э. Это связано с тем, что записи велись на глиняных табличках: для
удобства письма иероглифические символы постепенно преобразовались в
систему клинообразных штрихов, наносившихся в разных направлениях и
различных сочетаниях. Один клинописный символ обозначал слово или слог.
Письменная система, разработанная шумерами, была заимствована аккадцами,
эламитами, хеттами и некоторыми другими народами. Именно поэтому
шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала
сама цивилизация шумеров.
По данным исследований, единая письменная
система в государствах Нижней Месопотамии применялась уже в IV–III
тысячелетиях до н. э. Археологам удалось найти немало клинописных
текстов. Это мифы, сказания, обрядовые песни и хвалебные гимны, басни,
поговорки, споры-диалоги и назидания. Изначально шумеры создали
письменность для хозяйственных нужд, однако вскоре стала появляться и
художественная литература. Самые ранние культовые и художественные
тексты датируются XXVI веком до н. э. Благодаря произведениям шумерских
авторов получил развитие и распространение жанр сказания-спора, ставший
популярным в литературе многих народов Древнего Востока.
Существует мнение, что шумерская
письменность распространилась из одного места, являвшегося в то время
авторитетным культурным центром. Многие данные, полученные в ходе
научной работы, позволяют предполагать, что этим центром мог быть город
Ниппур, в котором находилась школа для писцов.
Археологические раскопки развалин Ниппура
впервые начались в 1889 году. Много ценных находок было сделано в ходе
раскопок, которые производились вскоре после Второй мировой войны. В
результате были обнаружены развалины трех храмов и большая клинописная
библиотека с текстами, посвященными самым различным вопросам. Среди них
был так называемый «школьный канон Ниппура» – произведение,
предназначавшееся для изучения писцами. В него входили сказания о
подвигах великих героев-полубогов Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша, а
также другие литературные произведения. Шумерская клинопись: вверху — каменная табличка из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала; внизу — фрагмент диоритовой стелы, на которой записан кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи
Обширные
клинописные библиотеки были найдены археологами и на развалинах многих
других городов Месопотамии – Аккада, Лагаша, Ниневии и др.
Одним из важных памятников шумерской
письменности является «Царский список», найденный в ходе раскопок
Ниппура. Благодаря этому документу до нас дошли имена шумерских
правителей, первыми из которых были герои-полубоги Энмешарр, Лугальбанда
и Гильгамеш, и сказания об их деяниях.
Предания
рассказывают о споре Энмешарра с правителем города Аратта,
расположенного далеко на Востоке. Легенда связывает изобретение
письменности именно с этим спором. Дело в том, что цари по очереди
загадывали друг другу загадки. Никто не сумел запомнить одну из
хитроумных загадок Энмешарра, из-за чего и возникла потребность в ином
способе передачи информации, чем устная речь.
Ключ к расшифровке клинописных
текстов был найден совершенно независимо друг от друга двумя
исследователями-любителями Г. Гротенфендом и Д. Смитом. В 1802 году
Гротенфенд, анализируя копии клинописных текстов, найденных на
развалинах Персеполя, заметил, что все клинописные знаки имеют два
основных направления: сверху вниз и слева направо. Он пришел к выводу,
что тексты следует читать не в вертикальном, а в горизонтальном
направлении слева направо.
Так как изучаемые им тексты были надгробными
надписями, исследователь предположил, что они могут начинаться примерно
так же, как и более поздние надписи на персидском языке: «Такой-то,
великий царь, царь царей, царь таких-то мест, сын великого царя…» В
результате анализа имеющихся текстов ученый пришел к выводу, что в
надписях различаются те группы знаков, которые должны, согласно его
теории, передавать имена царей.
Кроме того, вариантов первых двух групп
символов, которые могли бы означать имена, было всего два, причем в
некоторых текстах Гротенфенд обнаружил оба варианта.
Далее исследователь заметил, что в некоторых
местах начальная формула текста не укладывается в его гипотетическую
схему, а именно в одном месте отсутствует слово, обозначающее понятие
«царь». Изучение расположения знаков в текстах позволило сделать
предположение, что надписи принадлежат двум царям, отцу и сыну, причем
дед царем не был. Так как Гротенфенду было известно, что надписи
касаются персидских царей (по данным археологических исследований, в
ходе которых были обнаружены эти тексты), он пришел к выводу, что,
скорее всего, речь идет о Дарии и Ксерксе. Соотнося персидское написание
имен с клинописным, Гротенфенд сумел расшифровать надписи.
Не менее интересна история исследования
«Эпоса о Гильгамеше». В 1872 году сотрудник Британского музея Д. Смит
занимался расшифровкой клинописных табличек, найденных при раскопках
Ниневии. Среди сказаний о подвигах героя Гильгамеша, который на две
трети был божеством и лишь на одну треть – смертным человеком, ученого
особенно заинтересовал фрагмент легенды о Великом потопе:
Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово, И тайну богов расскажу тебе я. Шуруппак – город, который ты знаешь, Что лежит на берегу Евфрата; Этот город древен, близки к нему боги. Богов великих потоп устроить склонило их сердце… — так
говорит герою Утнапишти, переживший потоп и получивший от богов
бессмертие. Однако далее в рассказе стали встречаться пропуски, куска
текста явно недоставало.
В 1873 году Д. Смит поехал в Куюнджик, где
ранее были обнаружены развалины Ниневии. Там ему посчастливилось найти
недостающие клинописные таблички.
Изучив их, исследователь пришел к выводу, что Утнапишти – не кто иной, как библейский Ной.
Рассказ о ковчеге, или корабле, который
заказал Утнапишти по совету бога Эа, описание страшного стихийного
бедствия, обрушившегося на землю и истребившего все живое, кроме тех,
кто поднялся на корабль, удивительно совпадает с библейским рассказом о
Великом потопе. Даже голубь и ворон, которых после окончания ливня
выпускает Утнапишти, чтобы выяснить, отхлынули воды или еще нет, есть и в
библейском сказании. Согласно «Эпосу о Гильгамеше», бог Энлиль сделал
Утнапишти и его жену подобными богам, то есть бессмертными. Они живут за
рекой, отделяющей мир людей от потустороннего мира:
Доселе Утнапишти был человеком, Отныне же Утнапишти и жена его нам, богам, подобны; Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье! Гильгамеш,
или Бильга-мес, имя которого нередко переводится как «предок-герой»,
герой шумерского эпоса, считался сыном героя Лугальбанды, верховного
жреца Кулабы, правителя города Урук, и богини Нинсун.
Согласно «Царскому списку» из Ниппура, Гильгамеш 126 лет правил Уруком в XXVII–XXVI веках до н. э. Гильгамеш со львом. VIII в. до н. э.
Гильгамеш
являлся пятым царем первой династии, к которой принадлежали его отец
Лугальбанда и Думузи, супруг богини любви и войны Инанны. Гильгамеш для
шумеров не просто царь, но полубог, обладающий сверхчеловеческими
качествами, поэтому его деяния и продолжительность его жизни значительно
превосходят соответствующие характеристики последующих правителей
Урука.
Имя Гильгамеша и имя его сына Ур-Нунгаля
были обнаружены в перечне правителей, принимавших участие в
строительстве и общешумерского храма Туммаль в Ниппуре. С деятельностью
этого легендарного правителя связывается и возведение крепостной стены
вокруг Урука.
Известно несколько древних сказаний о
подвигах Гильгамеша. В сказании «Гильгамеш и Агга» повествуется о
реальных событиях конца XXVII века до н. э., когда воины Урука одержали
победу над войсками города Киш.
В сказании «Гильгамеш и гора бессмертного»
рассказывается о походе в горы, где воины под предводительством
Гильгамеша побеждают чудовище Хумбабу. Тексты двух сказаний – «Гильгамеш
и небесный бык» и «Смерть Гильгамеша» – сохранились плохо.
Также до нас дошло сказание «Гильгамеш,
Энкиду и подземный мир», в котором нашли отражение представления древних
шумеров об устройстве мира.
Согласно этому сказанию, в саду богини
Инанны росло волшебное дерево, из древесины которого богиня предполагала
сделать себе трон. Но на дереве поселились птица Анзуд – чудовище,
вызывавшее грозу, и демон Лилит, а под корнями – змея. По просьбе богини
Инанны Гильгамеш победил их, а из дерева изготовил для богини трон,
ложе и волшебные музыкальные инструменты, под звуки которых танцевали
юноши Урука. Но женщины Урука вознегодовали на шум, и музыкальные
инструменты провалились в царство мертвых. Слуга правителя Урука,
Энкиду, отправился за музыкальными инструментами, но не сумел вернуться
назад. Однако по просьбе Гильгамеша боги позволили царю поговорить с
Энкиду, который рассказал ему о законах царства мертвых.
Сказания о деяниях Гильгамеша стали основой
аккадского эпоса, клинописные записи которого были обнаружены при
раскопках Ниневии в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала,
датированной второй половиной II тысячелетия до н. э. Существует также
несколько отличающихся версий, записи которых были найдены при раскопках
Вавилона и на развалинах Хеттского царства.
Тот текст, который был обнаружен в Ниневии,
по легенде, был записан со слов урукского заклинателя Синлике-унинни.
Сказание записано на 12 глиняных таблицах. Отдельные фрагменты этого
эпоса были найдены в Ашшуре, Уруке и Султан-Тепе.
Дерзость и сила царя Урука заставила жителей
города обратиться к богам за защитой от его произвола. Тогда боги
создали из глины силача Энкиду, который вступил в единоборство с
Гильгамешем. Однако герои стали не врагами, а друзьями. Они решили
предпринять поход в горы за кедрами. В горах обитало чудовище Хумбаба,
которого они победили.
Далее рассказывается о том, как богиня
Инанна предложила Гильгамешу свою любовь, но он отверг ее, упрекая за
неверность прежним возлюбленным. Тогда по просьбе богини боги посылают
исполинского быка, который стремится уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду
побеждают и это чудовище, но гнев Инанны становится причиной смерти
Энкиду, который внезапно теряет силы и умирает.
Гильгамеш горюет о погибшем друге. Он не
может смириться с тем, что и его ждет смерть, поэтому отправляется на
поиски травы, дающей бессмертие. Странствия Гильгамеша похожи на
путешествия многих других легендарных героев в иной мир. Гильгамеш
минует пустыню, переправляется через «воды смерти» и встречается с
мудрым Утнапишти, пережившим потоп. Тот рассказывает герою, где можно
отыскать траву бессмертия – она растет на дне моря. Герою удается ее
добыть, но по пути домой он останавливается у источника и засыпает, а в
это время траву проглатывает змея – поэтому змеи меняют кожу, тем самым
обновляя свою жизнь. Гильгамешу приходится расстаться с мечтой о
физическом бессмертии, но он верит, что слава о его деяниях будет жить в
памяти людей.
Интересно отметить, что древним шумерским
сказителям удалось показать, как меняется характер героя и его
мировосприятие. Если вначале Гильгамеш демонстрирует свою силу, полагая,
что никто не сможет противостоять ему, то по мере развития сюжета герой
понимает, что жизнь человека кратка и быстротечна. Он задумывается о
жизни и смерти, переживает горе и отчаяние. Гильгамеш не привык
смиряться даже перед волей богов, поэтому мысль о неизбежности
собственного конца вызывает у него протест.
Герой предпринимает все возможное и
невозможное, чтобы вырваться из тесных рамок предначертанного судьбой.
Пройденные испытания заставляют его понять, что для человека это
возможно лишь благодаря его деяниям, слава о которых живет в легендах и
преданиях.
Еще одним письменным памятником,
выполненным клинописью, является свод законов вавилонского царя
Хаммурапи, датированный приблизительно 1760 годом до н. э. Каменная
плита с высеченным на ней текстом законов была найдена археологами в
начале XX века при раскопках города Сузы. Немало копий кодекса Хаммурапи
было найдено и при раскопках других городов Месопотамии, например
Ниневии. Кодекс Хаммурапи отличается высокой степенью юридической
проработанности понятий и суровостью наказаний за различные
преступления. Законы Хаммурапи оказали огромное влияние на развитие
права в целом и на своды законов разных народов в более поздние эпохи.
Однако кодекс Хаммурапи не был первым
собранием шумерских законов. В 1947 году археолог Ф. Стиль при раскопках
Ниппура обнаружил фрагменты законодательного свода царя Липит-Иштар,
датированные XX веком до н. э. Кодексы законов существовали в Уре, Исине
и Эшнунне: они, вероятно, были взяты за основу разработчиками кодекса
Хаммурапи. |