Согласно верованиям древних египтян,
создателем письменности и календаря был бог луны и мудрости Тот, или
Джехути. В египетских мифах он выступает как помощник бога солнца Ра.
Нередко Тота изображали в виде человека с головой ибиса, держащего в
руках папирус и прибор для письма. Культ этого божества был известен уже
в период Древнего царства, греки отождествляли его с Гермесом, так как
атрибуты этих богов имели большое сходство.
По мнению ученых, древнеегипетская
письменность сложилась в долине Нила в конце IV тысячелетия до н. э. На
древнеегипетском языке письменность носила название «медет нечер», то
есть «божественная речь». На греческом языке это звучит, как
«иероглифы», «священные знаки». Египетский язык вместе с происходящим от
него кептским языком составляют отдельную ветвь афразийской языковой
семьи. Иероглифическая надпись из храма в Луксоре (Египет)
Разгадать
древние надписи, которые археологи находили в ходе раскопок, удалось не
сразу. Египетские иероглифы были расшифрованы в 1822 году французским
египтологом Ж. Ф. Шампольоном.
Ученым удалось установить, что письменность у
древних египтян существовала уже в период Древнего царства, в
XXXII–XXVIII веках до н. э. Система знаковых символов была достаточно
сложной и обширной: в нее входило около 700 знаков, при написании
которых допускались различные варианты. Все символы древнеегипетского
языка можно разделить на две большие группы: фонограммы, которые
обозначали звуки языка, и идеограммы, которые обозначали целые понятия.
Фонограммы передавали один или несколько
согласных звуков (максимум четыре). Символов, обозначающих гласные
звуки, в древнеегипетском письме не было, как и во многих других
родственных ему языках. Фонограммы, как и идеограммы, являлись
изображениями конкретных предметов. Для написания одного слова могло
использоваться несколько фонограмм.
Идеограмма передавала все понятие целиком.
Идеограммы обычно ставили после фонограмматического написания слова,
чтобы точнее указать на категорию предметов или явлений, о которых идет
речь. Например, после фонограмматической записи, обозначающей профессию,
помещали иероглиф, изображающий человека; изображение ног указывало на
движение. Некоторые идеограммы использовались и без предварительного
фонограмматического обозначения. Тогда рядом с символом ставилась
вертикальная черточка. Примером подобной идеограммы может служить
символ, которым древние египтяне обозначали солнце.
Известно три вида древнеегипетской
письменности, каждый из которых применялся для записи текстов различных
категорий: иероглифическое, иератическое и демотическое письмо.
Иероглифическое письмо состояло из
знаков-рисунков и обычно использовалось для надписей на монументальных
сооружениях из камня или изделиях из металлов. Оно стало основой для
разработки иератического письма, которое сформировалось приблизительно в
XXVIII веке до н. э. Символы стали более простыми и схематичными.
Записи иератическими символами обнаружены как на каменных и керамических
изделиях, так и на папирусных свитках. Различают книжную иератику,
которая характеризуется детальной прорисовкой символов, и курсивную
иератику, которая применялась для документов.
Постепенно иероглифические и иератические
символы из-за их сложности заменяют упрощенным демотическим письмом.
Вытеснение более изощренных знаков из повседневного использования
относится приблизительно к середине I тысячелетия до н. э. Образцы письма: сверху вниз — иероглифическое, иератическое, демотическое
Однако
иероглифическое и иератическое письмо продолжало существовать наряду с
демотическим. Их использовали в торжественных случаях. Последние
иероглифические и иератические записи датируются III–IV веками н. э.
Демотическое письмо характеризуется особенной курсивностью и слитным
написанием многих знаков, что существенно усложняет расшифровку текстов.
Последняя демотическая надпись относится к середине V века н. э. Палетка царя Нармера. Около 3100 г. до н. э.
Самые
древние египетские надписи, известные науке, относятся к концу IV
тысячелетия до н. э. Они представляют собой рисунки, напоминающие
ребусы. Большинство древних иероглифов не передают звуки, а
символизируют какие-либо понятия. Наиболее известным из подобных
памятников является так называемая палетка (плита) царя Нармера. Эта
заупокойная шиферная плита высотой 62 сантиметра хранится в Каирском
музее. Она была изготовлена более 5000 лет назад – в конце IV
тысячелетия до н. э. Превосходная плита Нармера знаменует переход от
додинастического периода к Древнему царству. Палетка Нармера
представляет собой рельеф. Изображенные фигуры на ней даны в
определенной совокупности – так они и воспринимаются.
Можно лишь догадываться, что изображения
рассказывают о победах этого царя в войнах, которые он вел, стремясь
объединить Египет. Так, изображение сокола, вероятно, символизирует
самого царя; шесть стеблей лотоса, на которых он сидит, и человеческая
голова, которую держит птица, может означать захват войсками правителя 6
тысяч пленных. Но и в этой древней надписи уже встречаются
знаки-фонограммы, которыми написаны имена царей.
Многочисленные надписи на стенах царских
гробниц пятой и шестой династий, которые относятся к эпохе Древнего
царства, называются «Текстами пирамид». «Тексты пирамид» включают в себя
различные магические и ритуальные формулы, которые были призваны
обеспечить благополучие умерших в загробной жизни.
В 1799 году французская экспедиция близ года
Розетта обнаружила каменную плиту с надписями, давшую ключ к дешифровке
египетской письменности. Розеттский камень содержит указ 196 года до
н. э., относящийся ко времени правления Птолемея Эпифана и записанный
иероглифами, демотическим письмом и по-гречески. Благодаря надписи на
греческом языке ученым удалось расшифровать древнеегипетскую
письменность.
Помимо камня и глины, в качестве материала
для записей в Египте использовался папирус – растение, распространенное
на берегах водоемов. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину,
расчленяли ее на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя вдоль и
поперек, смачивали нильской водой, выравнивали и уплотняли ударами
деревянного молотка. Тонкие и прочные полосы светло-желтого или
темно-желтого цвета, высушенные на солнце, склеивали и получали довольно
длинные полотнища. Листы папируса не сшивали в книги, а, свернув в
свитки, хранили в специальных футлярах.
Использовать папирус для записей египтяне
начали в эпоху Древнего царства. Благодаря удивительным свойствам этого
писчего материала некоторые папирусные свитки сохранились до наших дней.
Записи обычно располагались на полосах папируса, но известны и такие
документы, на которых записи, сделанные демотическим письмом, идут по
длине свитка. К периоду Среднего царства относятся папирусы с записью
«Повести о Синухе», «Приключения на Змеином острове» и др. Также
известно немало папирусов эпохи Нового царства: записки писцов, правовые
и другие документы, письма, художественные и религиозные произведения, в
том числе тексты «Книги мертвых».
Большинство литературных произведений
Древнего царства не сохранились либо дошли до нас в отрывках. От
некоторых произведений остались лишь их названия, например «Поучение
Птаххотепа».
Следует отметить, что найденные
исследователями художественные произведения периода Древнего царства
были, как правило, анонимными. Исключение составляют лишь произведения,
написанные в жанре поучения, весьма распространенного в Египте и других
государствах Востока.
В период Среднего царства, помимо поучений,
широко распространяются и другие жанры литературы – сказки, рассказы о
странствиях, а также пророчества. В литературе Среднего царства ярко
выражены мотивы пессимизма и настороженности, связанные с чередой
политических смут в конце Древнего царства. Среди произведений,
относящихся к периоду Среднего царства, можно назвать «Сказку о
красноречивом поселянине», «Повесть о Синухе», «Поучение
Гераклеопольского царя своему наследнику Мерикара», «Поучение царя
Аменемхета», «Пророчество Неферти» и «Речения Ипувера», а также научные
трактаты по математике («Папирус Ринда», «Московский математический
папирус») и медицине («Папирус Эберса», «Папирус Смита» и др.).
Одним из самых значительных литературных
произведений эпохи Нового царства является «Гимн Атону», посвященный
богу солнца, культ которого процветал в период правления фараона
Эхнатона. Среди литературных памятников Нового царства также следует
назвать высеченную на стенах храмов в Карнаке, Луксоре и некоторых
других «Поэму Пентаура», посвященную победе фараона Рамзеса II над
войсками хеттов в сражении у Кадеша.
В литературе Египта нашло отражение и
постепенное ослабление некогда могущественного государства. Ярким
примером может служить повесть «Путешествие Унамона в Библ», относящаяся
к X веку до н. э. В ней рассказывается, как герой повести отправляется в
Ливан за кедровыми бревнами по поручению правителя Фив. Правитель
Библа, хотя и соглашается передать их посланцу, замечает, что власть
Египта не распространяется на Ливан, поэтому представители египетских
правителей не вправе требовать что-либо бесплатно.
Еще одним литературным памятником древних
египтян является «Книга мертвых», объединяющая тексты религиозного
содержания, которые клали в гробницы с мумиями, чтобы обеспечить
покойному счастливую жизнь в потустороннем мире. Эти тексты писали на
папирусе, украшая цветными рисунками. Начало составления «Книги мертвых»
относят приблизительно к XVI веку до н. э.; оно продолжалось вплоть до
завоевания Египта римлянами в I веке до н. э. Однако нередко под
названием «Книга мертвых» понимают и более ранние тексты аналогичного
содержания и назначения, составленные в периоды Древнего и Среднего
царств: «Тексты пирамид» (XXVI–XXIII века до н. э.) и «Тексты
саркофагов» (XXI–XVIII века до н. э.). Большинство египетских мифов
дошли до наших дней именно в текстах «Книги мертвых».
|