Своеобразная система записи различных
сведений, сложившаяся в области Центральных Анд в эпоху расцвета
государства инков Тауантинсуйю в XV–XVI веках, получило название «кипу»,
что на языке кечуа означает «узел». Подобные записи выглядели следующим
образом: к толстому шнуру длиной около 30 сантиметров прикреплялись
многочисленные шнурки разного цвета, на которых крепились нити. На
шнурках и нитях делались узлы. Каждая запись отличалась от других цветом
шнурков и нитей, а также количеством и последовательностью узлов.
Установить, как следует интерпретировать
эти записи, имеющие вид кистей, ученым до сих пор не удалось. Известно,
что читать знаки-узлы следует справа налево по шнуру-основанию,
последовательно перебирая каждый навесной шнурок. Исследователи
предполагают, что последовательность и число этих узлов содержат
количественную информацию, а цвет шнуров связан с предметом записи.
Упоминание о кипу можно найти в «Истории
государства инков» перуанского историка и философа Инка Гарсиласо де ла
Вега, мать которого происходила из рода бывших правителей империи инков,
а отец был испанским конкистадором:
«В кипу есть определенные узлы, которые они
знают, и с помощью них и цветов различают, и все записывают как
буквами… Кипу означает "завязывать узел” или просто "узел”, это слово
также понимают как счет, потому что узлы содержали счет любым предметам.
Индейцы изготовляли нити разного цвета: одни были только одного цвета,
другие – двух цветов, другие – трех, а другие – большего числа, потому
что цвет простой и цвет смешанный каждый имел свое особое значение; нить
плотно скручивалась из трех или четырех тонких ниток, а толщиною она
была с железное веретено и длиною примерно с три четверти вары; каждая
из них прикреплялась в особом порядке к другой нити-основе, образуя как
бы бахрому. По цвету определяли, что именно содержит такая-то нить,
как-то: желтая означала золото, белая – серебро, а красная – воинов». Кипу – узелковое письмо
Цвета
шнуров и нитей соотносились не только с предметами, но и с абстрактными
понятиями: белый цвет означал мир, а черный – болезнь или время.
Существует предположение, что кипу связано с календарем инков. Эта
версия основана на том, что кипукамайоков – мастеров узелкового письма –
называли также кильякипок, а слово «килья» значило «месячный год» и
было прозванием богини Луны.
Ученые установили, что в кипу
использовались шнуры и нити 13 различных цветов и оттенков, причем
каждая нить была одно-, двух– или трехцветной. На каждой нити могли
располагаться до 9 узлов, имеющих простую или сложную конфигурацию, а
также прикрепляться предметы или фрагменты предметов, связанные со
смыслом записи.
Еще во времена завоевания Америки
конкистадоры видели странные разноцветные кисти. Однако никто не смог
расшифровать кипу. Постепенно среди европейцев сложилось поверье, что
кипу не что иное, как проклятье инков разрушителям их страны. Но эта
зловещая легенда со временем забылась, а кипу стали рассматривать как
декоративный элемент одежды или упрощенную систему счета, вроде узелков
на память.
Следует отметить, что кипу было широко
распространено в империи инков. Об этом свидетельствуют археологические
раскопки древних захоронений, в ходе которых были обнаружены узелковые
записи.
В настоящее время в музеях мира и частных
коллекциях находится около 600 экземпляров инкского кипу. Археолог Р.
Асчер высказывал мнение, что содержание около одной пятой части от общей
численности известных науке узелковых записей не является числовым.
Установлено, что система узелковой письменности состоит приблизительно
из полутора тысяч знаков.
Долгое время полагали, что цивилизация
инков не имела письменности. Однако еще до испанского завоевания в их
языке существовали такие слова: келька – «письменность», «письмо»,
кильканги – «писать», кильяскуни – «читать».
В 1923 году английский историк Л. Локк
установил, что странные цветные шнуры с узелками, впервые замеченные
испанскими конкистадорами 500 лет назад, на самом деле не украшения, как
полагали, а своеобразное письмо. Локк предположил, что странные
кистеобразные изделия представляют собой тайнопись инков. Но все попытки
исследователя расшифровать смысл хотя бы одной из нескольких сотен
имевшихся в его распоряжении записей потерпели неудачу.
Ученые Гарвардского университета Г. Уртон и
К. Д. Брезин разработали методику компьютерного исследования узелковой
письменности. Материалом для научного анализа послужил 21 текст кипу,
которые обнаружили в ходе археологических раскопок на побережье Перу.
Исследователи сделали вывод, что узелковые тексты являются
бухгалтерскими записями, которые разграничиваются по трем уровням в
зависимости от степени значимости, а узелки несут указания
представителей высшего звена чиновничьей иерархии своим подчиненным.
Инки применяли десятичную систему счета.
При записи числа величину показателя передавали с помощью положения и
конфигурации узла. Средства кипу позволяли записывать единицы, десятки,
сотни, тысячи или десятки тысяч. Например, цифра 1 обозначалась простым
узлом, 2 – двойным, 3 – тройным. Для правильной интерпретации узелковой
записи было необходимо понимать, что означает конкретное место,
занимаемое узлом на шнурке, а также цвет шнурка.
Профессор Гарвардского университета Г.
Уртон в своих трудах, посвященных работе над расшифровкой узелковой
письменности инков, не отрицает, что кипу «может быть прочитано как
фонетическое письмо», однако указывает на то, «что в них заключено много
информации с помощью цвета, направления узелков и шнурков. Они могут
быть приведены в какую-то систему, с помощью которой можно будет
расшифровывать узелковые письма».
Помимо числовых значений, кипу позволяло
записывать поэтические произведения, мифы, сказания, исторические и
генеалогические сведения. Но до сих пор не найден ключ к расшифровке
подобных записей, а те интерпретации, которые выдвигаются учеными,
довольно спорны. Исследователи заметили некую связь между системами
чисел, имен и др., но пока эти разрозненные гипотезы не имеют научного
подтверждения.
Было установлено,
что в основе системы кипу лежит бинарная кодировка, схожая с той,
которую применяют программисты в современных компьютерных языках.
Существует гипотеза, что кипу может передавать не обычную разговорную
речь, а выступать аналогом нотной записи или компьютерного кода.
Однако кипу все же нельзя без
оговорок называть письменностью. Высказано предположение, что у инков
была и другая система записи информации, которая сильно отличалась от
привычной для европейцев и потому не была ими распознана. В ряде
исторических документов можно найти упоминание о полотнищах ткани, на
которых были нанесены записи-рисунки. Такие «книги» хранились в храмах;
прочесть их могли лишь знатные люди, прошедшие специальное обучение.
Некоторые исследователи полагают, что рисунки на керо – керамических
изделиях инков – также могут являться письменностью.
Предположение, что изображения на древних
перуанских тканях и сосудах являются письменными знаками, впервые было
высказано археологом Викторией де ла Хара после того, как она тщательно
изучила образцы тканей, обнаруженных при раскопках древних захоронений в
Паракасе. Исследовательница заметила, что ряд знаков повторяется чаще
других.
Другим исследователем письменности инков
является Т. Бартель. Он обнаружил на древнеперуанских тканях и сосудах
несколько сотен знаков-токапу, написание которых повторяется. Ученый
выдвинул гипотезу, что токапу выполняли не только декоративную функцию.
Однако пока точно не установлено, были ли эти знаки системой
письменности или нет. На сосудах нередко встречаются изображения бобов с
нанесенными на них знаками, но, возможно, эти бобы использовались в
культовых целях или для гадания.
В ходе раскопок археологу Хулио Тельо
удалось обнаружить на полуострове Паракас захоронения, относящиеся к
III–II векам до н. э. Было найдено свыше 400 мумий, погребальными
саванами которым служили куски яркой шерстяной ткани. Ткань хорошо
сохранилась, а на некоторых полотнищах можно было увидеть изображения
бобов, покрытых узорами и непонятными знаками. Подобные изображения
встречаются на тканях и керамике культур паракас, наска и мочика, однако
на изделиях более поздней культуры тиауанако их нет.
Археолог Виктория де ла Хара, изучив
обширный материал, опубликовала пространные перечни знаков,
встречающихся на перуанских тканях и керамике. Исследовательница
предприняла попытку интерпретировать некоторые из них, связывая их,
например, с какими-либо божествами древних инков.
В хрониках периода колонизации иногда
встречаются упоминания о тайной письменности инков. Например, в одном
документе рассказывается о расписанных досках, которые хранились в Храме
Солнца. На них была записана история инкской державы. В другом
документе говорится, что эти доски были вставлены в золотые рамы. Никто
не имел права приближаться к этим записям, кроме правителей и придворных
историков. Ученые не отрицают возможности существования у инков
пиктографической письменности, памятники которой, вероятно, были
уничтожены завоевателями.
Сохранились так называемые юпана –
прямоугольные таблицы, состоящие из нескольких рядов ячеек, разделенных
на колонки. Назначение и способ использования этих таблиц точно не
известны. Существуют предположения, что это могут быть модели различных
инженерных сооружений, приспособления для счета, культовые предметы или
даже детские игрушки.
Программист Никколино де Паскуале
заинтересовался странными таблицами. Он заметил, что узор на таблицах
подчиняется определенной закономерности: в правой ячейке нижнего ряда
изображен один круг, в следующей – два, далее – три, затем – пять.
Аналогичный узор был на всех таблицах, и исследователь пришел к выводу,
что они представляют собой доски для счета. Круги изображают число,
которое является суммой двух предыдущих. Однако вычисления, согласно
гипотезе Н. де Паскуале, ведутся не по привычной для нас десятичной
системе, а по системе с основанием 40. Именно поэтому долгое время никто
не мог выявить принцип использования этих досок.
Как бы то ни было, безусловно лишь одно:
культура инков, как и многих древних цивилизаций, таит в себе немало
загадок, решить которые помогут дальнейшие исследоваия. |