Из многих загадок природы явления,
связанные со светом и цветом, — одни из самых удивительных. Поразительно
многообразие цветов в природе. Чтобы убедиться в этом, не обязательно
ехать в тропические страны (или в зоопарк), где глаза разбегаются от
богатства красок на оперении экзотических птиц и бабочек. Походите по
осеннему лесу или парку: «пышное природы увяданье», которое так любил
А. С. Пушкин, радует глаз тысячами оттенков зеленого, желтого, красного.
Все это — результат химических реакций, интенсивность протекания
которых в зеленой траве и зеленых листьях зависит от продолжительности
светового дня и температуры окружающей среды.
Изменение цвета веществ при химических
реакциях привлекало внимание людей с давних пор, когда химии как науки
не было еще и в помине. Используя метод проб и ошибок, древние
научились, например, окрашивать белую ткань в прекрасный пурпурный цвет,
не зная ничего о сущности происходящих при этом химических превращений.
Не знали они и о том. что окраску предмета мы можем обнаружить лишь в
результате избирательного поглощения краской отдельных цветов из смеси
всех «цветов радуги», т. е. из белого света. Если предмет, освещаемый
естественным «белым» светом, полностью его отражает и не поглощает лучи
какого-либо одного цвета, то он кажется нам белым, как снег (недаром
существует красивое слово «белоснежный»). Если же предмет поглощает все
«радужные цвета» и ничего не отражает, то он будет черным даже при самом
сильном освещении. Все это стало известно сравнительно недавно, а в
древности некоторые философы были уверены, что мы видим предметы потому,
что человеческий глаз, испуская свет, как бы «ощупывает» им различные
тела.
Многие из вас знают, как запомнить
последовательность «радужных цветов» — с помощью смешной фразы, в
которой первая буква каждого слова совпадает с первой буквой
соответствующего цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит
Фазан». Физики придумали другую, более смешную, фразу: «Как Однажды
Жак-Звонарь Городской (или Головой?) Сломал Фонарь». А компьютерные
оформители и дизайнеры, которые пользуются программой Photoshop,
придумали свою фразу: «Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать
Фотошоп». Вы можете попробовать придумать что-нибудь свое, не менее
смешное, и даже провести небольшой конкурс. Только следует иметь в виду,
что на самом деле эти семь цветов никто в радуге практически не видит.
Например, в английской детской песенке перечислены только шесть цветов.
Правда, следует учесть, что в английском языке нет слова,
соответствующего русскому слову «голубой»: этот цвет обозначается
сочетанием «light-blue» или «sky-blue», т. с. «светло-синий» или
«небесно-синий».
«Red and Orange,
Green and Blue,
Shiny yellow,
Purple too.
All the colors that we know
Live up in the rainbow».
Что в переводе означает:
«Красный и Оранжевый,
Зеленый и Синий,
Ярко-желтый,
А также Фиолетовый.
Все цвета, которые мы знаем,
Живут в радуге».
Вообще понятие «семь цветов радуги» и
«деление» видимого спектра на семь цветов — достаточно условное. Реально
в радуге редко можно увидеть больше четырех цветов. Вероятно, Ньютон,
который экспериментировал с разложением света с помощью призмы и
подсчитывал число получавшихся цветных полосок, достаточно произвольно
выбрал «магическое число» 7, хотя, с другой стороны, для человека,
всерьез интересовавшегося алхимией, этот выбор мог быть отнюдь не
случайным. Число 7 с древности считалось особенным: число дней недели
равно семи; звуки музыкальной гаммы состоят из семи ступеней (но если
брать полутона, то в хроматической гамме получится не 7, а 12 тонов, а
кроме того, известны и другие способы деления звукового ряда:
пентагоника, додекафония…); во времена Ньютона были известны семь планет
(Меркурий, Венера, Земля. Луна, Марс, Юпитер, Сатурн); это число
упоминается в старой алхимической поговорке «семь металлов создал свет
по числу семи планет» (в древности были широко известны именно семь
металлов — золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, ртуть), а также
во многих других пословицах и поговорках («семь пядей во лбу», «семеро с
ложкой, один с сошкой» и т. д.). Кстати, вот еще один повод устроить
соревнование: кто за определенное время вспомнит больше таких пословиц и
поговорок.
Но вернемся к химии… Не счесть
химических реакций, в результате которых образуются или исчезают
окрашенные вещества. Недаром некоторые из них в старину называли
хамелеонами: подобно этим животным, они изменяли свой цвет в зависимости
от условий опыта. Некоторые химические элементы обязаны своим названием
окраске, которая характерна для них или для их соединений. Например,
название хлора произошло от греческого слова, означающего
«желто-зеленый»; хром на том же языке — «краска» (из яркоокрашенных
соединений хрома можно получать хорошие краски); название металла
рубидия и камня рубина произошло от латинского ruber — «красный»
(соединения рубидия окрашивают пламя в темно-красный цвет); раствор
металла родия в царской водке окрашен в розовый цвет (по-гречески
«родон» — «роза»); соединения индия окрашивают пламя в синий цвет,
напоминающий цвет синей краски индиго; «иодес» по-гречески —
«фиолетовый», такой цвет имеют пары иода; «ирис» по-гречески — «радуга»:
соединения металла иридия окрашены в различные цвета; соединения
металла цезия окрашивают пламя в голубой цвет, cesius на латыни — «небесно-голубой».
Вы, конечно, знаете, что без света нет и
цвета; недаром говорят, что в темноте все кошки серы. Химия цвета,
точнее, химия красителей — большая отдельная область науки, ей посвящено
много книг, в том числе и популярных. Здесь же мы поговорим о том, без
чего нет цвета, т. е. о свете, вернее, об источниках света. Испокон
веков свет и тепло были неразрывно связаны. Сколько люди помнили себя,
они знали только два источника света и тепла — огонь на земле и солнце
на небе. Они догадывались, что без солнечного света и тепла жизнь
невозможна, поэтому не удивительно, что у многих древних народов солнце
было одним из главных богов. В древнеегипетской мифологии солнце —
вселенский царь, который сотворил всех существ, в том числе и людей, а
земной царь — солнечный сын. Но избыток огня так же губителен, как и его
отсутствие; люди видели, что бывает в жаркие засушливые годы, слишком
хорошо знали они и разрушительную силу пожаров. Вы, наверное, слышали
древнегреческий миф о Гелиосе — боге солнца: греки рассказывали, как
ежедневно на четверке коней, в золотой колеснице, выезжает солнечный бог
на небо. Он старается не подниматься слишком высоко, чтобы не сжечь
небо, и не опускаться слишком низко, чтобы не спалить землю. Но однажды
заведенный в мире порядок был нарушен, и вместо солнечного бога в
колесницу сел его смертный сын Фаэтон. Напрасно отговаривал Гелиос сына m
этой затеи. Слишком хотелось юному и горячему Фаэтону доказан, всем
вокруг, что он сын бога солнца. Не справился юноша с конями, и они
понесли, не разбирая дороги, и чуть не погубили землю. Погиб и дерзкий
Фаэтон.
Менее известен древнекитайский миф об
искусном стрелке, которого звали И: когда на небе появилось сразу десять
солнц, И избавил людей от засухи, поразив из лука девять из них. Об
уничтожении героем-лучником «лишних» солнц можно прочитать и в мифах
народов нижнего Амура и Сахалина.
В противоположность солнечному теплу и
свету, ночью землю освещал «холодный» свет луны и звезд. Происхождение
всех этих природных источников света было неведомо людям вплоть до
новейших времен. Еще в 1620 году английский философ Фрэнсис Бэкон,
систематизировав известные данные о тепле и холоде, отнес к теплым, или
положительным, инстанциям «солнечные лучи, преимущественно летние и
полуденные», а к холодным, или отрицательным, инстанциям — «лучи луны,
звезд и комет».
Свет, не связанный с нагреванием тел,
т. е. «холодный свет», поражал воображение людей в не меньшей степени,
что свет «горячий». Упоминание о «холодном свете» встречается в
легендах, сказках и песнях разных народов; этот свет связывали с
чудесами и волшебством. В сказке поэта и просветителя Петра Павловича
Ершова (1815–1869) «Конек-горбунок» есть строки, посвященные «чудесному
огню»:
Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит в поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван.
«Что, — сказал он, — за шайтан!
Шапок пять найдется свету,
А тепла и дыма нету.
Эко чудо-огонек!»
Сейчас «холодным светом» никого не
удивишь: вечером на улицах можно видеть рекламные огни, которые «светят,
но не греют»; светятся экраны телевизоров и компьютеров, таблички
«ВЫХОД» — в залах театров и кинотеатров, светятся цифры и стрелки на
некоторых часах, светятся ночью волны в океане и светлячки в лесу —
всего не перечне-лишь. Что же вызывает свечение тел? Происходят ли при
этом химические реакции?
Мы расскажем о нескольких естественных и
искусственных источниках света. Их излучение — следствие физических,
химических и биологических процессов. Соответственно в исследованиях,
изобретениях, технических разработках этих источников принимали участие
ученые разных специальностей.
|