В химической лаборатории самое главное —
строжайшим образом соблюдать все меры безопасности. В чем же состоят
правила проведения опытов?
Прежде чем приступить к опытам, даже
самым простым, надо подготовить рабочее место, необходимую посуду и
оборудование, а также внимательно прочитать описание опыта, чтобы,
проводя его, вы ясно понимали, что и зачем делаете. Химия требует
аккуратной, а главное — грамотной работы! Очень важно также, чтобы после
окончания работы не оставалось никакой грязи — ни на столе, ни на полу,
ни на одежде. Использованное для опытов оборудование тоже должно быть
вымыто.
Конечно, в этой книжке не будут описаны
сложные и опасные опыты. Ну чем могут быть опасны самодельные весы? Но
ведь беспечный или неаккуратный человек может пораниться и иголкой, и
даже карандашом. Опыты же с химическими реактивами представляют
дополнительную опасность. От разных веществ могут остаться трудно
удаляемые пятна, а то и дырки на одежде. Реактивы могут вызвать ожог на
коже; особенно надо беречь глаза. Кроме того, при смешивании некоторых
вполне безобидных веществ возможно образование ядовитых соединений,
которыми можно отравиться. Происходит такое, как правило, у людей
химически неграмотных, которые не знают состав и свойства веществ, не
представляют себе, что между ними может произойти нежелательная реакция.
Если вы только начали интересоваться превращениями веществ и еще не
знаете ни химических формул, ни уравнений реакций, единственный способ
избежать неприятностей — строго следовать инструкции, описанию
эксперимента. И если вы захотите сделать что-то сверх того, что описано в
эксперименте, то без дополнительных знаний вам не обойтись, а их вы
можете почерпнуть из соответствующих учебников (и не только школьных!) и
справочников.
Для иллюстрации сказанного приведем только три примера «из жизни». Два закончились сравнительно благополучно, третий — печально.
Пример первый. Согласно правилам при
работе с пипетками едные
пары над раствором могут попасть в организм. Основная опасность в
другом: если потерять бдительность, самый кончик пипетки, погруженный в
жидкость, может оказаться в воздухе (уровень жидкости ведь понижается), и
тогда под действием разности давлений все содержимое пипетки мгновенно
окажется во рту! Хорошо если в пипетке была чистая вода или на худой
конец раствор поваренной соли или хлорида кальция — противно, но не
смертельно. А если это была сильная щелочь, или кислота, или очень
ядовитое вещество? Один химик, пренебрегший правилами техники
безопасности, засасывал таким способом в большую пипетку крепкий раствор
аммиака — нашатырный спирт. И в это время ему что-то сказал коллега.
Достаточно было незадачливому химику, наклонившемуся над колбой,
чуть-чуть приподнять голову, как кончик пипетки, который был погружен в
раствор не очень глубоко (раствора в колбе было немного), оказался в
воздухе. И через долю секунды около 10 миллилитров раствора оказалось у
него во рту. Конечно, химик тут же прополоскал рот большим количеством
воды, но через некоторое время со слизистых оболочек языка и внутренней
части щек начала лохмотьями слезать кожа. Боли не было, но и приятного
тоже было мало. Этот случай послужил ему хорошим уроком: всегда надо
выполнять все правила и инструкции, а также стараться предусмотреть все
неприятные события, которые могут произойти. И не только в химической
лаборатории. Например, не ставить чайник или стакан с кипятком на самый
край стола…
Пример второй. Как-то в редакцию
журнала «Химия и жизнь» пришло письмо от матери школьника 7-го класса:
«Мой сын отравился каким-то едким газом. При этом он уверял, что
смешивал самые безобидные вещества — уксус и жидкость для стирки белья.
Сыну, конечно, здорово влетело. Я уверена, что на самом деле он что-то
скрывает. Ведь уксус — не серная кислота. Да и стиральным порошком, я не
слышала, чтобы кто-нибудь отравился».
Что же произошло? Уксус, конечно, не
серная кислота, но смешивать без разбора все подряд — дело, не достойное
любителя химии. В данном случае уксус выступал просто в качестве
кислоты, хотя и слабой. Вместо него могла быть любая другая кислота.
Стиральный порошок здесь, конечно, ни при чем. «Жидкость для стирки
белья», которую использовал незадачливый юный химик, — это, скорее
всего, отбеливатель. Вот в нем-то, очевидно, и было все дело.
Отбеливатели бывают разные. В состав многих моющих средств входят так
называемые оптические отбеливатели. Это вполне безопасные вещества; их
назначение, образно говоря, — «обмануть глаз», выдать желтоватую ткань
за белоснежную. Справляются они с этим за счет явления, которое
называется флуоресценцией (об этом интересном и красивом явлении будет
рассказано в главе «Химики разгадывают тайны свечения»). Преобразуя
невидимый ультрафиолетовый свет (он поступает с солнечным светом) в
голубой, синий и фиолетовый, оптический отбеливатель, который сам может
быть бесцветным, «подправляет» цвет ткани так, что она кажется нам
белой. Этот прием давно известен, только вместо синтетических
флуоресцирующих красителей наши мамы и бабушки подкрашивали (а иногда и
сейчас подкрашивают) ткань синькой. При сильном разведении ее
бледно-синий цвет, смешиваясь с ослабленным желтоватым цветом ткани,
давал ощущение белого цвета, поскольку желтый и голубой — дополнительные
цвета, которые в сумме дают белый цвет. Современные оптические
отбеливатели придают белью гораздо более яркий белый цвет, особенно при
прямом солнечном освещении.
Совершенно иначе действуют химические
отбеливатели. В их состав входят вещества, которые химически разрушают
различные загрязнения на ткани, а заодно и дезинфицируют ее. Раньше
ткани (хлопчатобумажные и льняные) белили на солнце: под действием
ультрафиолетового света большинство красителей постепенно выцветает. С
ростом промышленного производства тканей для той же цели стали
использовать хлорную известь, которую называли также белильной. Это
смешанная кальциевая соль двух кислот — соляной и хлорноватистой.
Впервые хлорную известь получил английский химик Смитсон Теннант
(1761–1815), тот самый, который в 1804 году открыл самые тяжелые металлы
платиновой группы — осмий и иридий. За несколько десятилетий
производство хлорной извести выросло в десятки раз, она стала довольно
дешевым препаратом. Действующее начало этого вещества — так называемый
активный хлор, окислитель, разрушающий загрязнения (а при неправильном
употреблении — и саму ткань). В настоящее время хлорную известь
используют в основном для дезинфекции.
Активный хлор содержится и в иных
веществах. Издавна (с 1789 года) известна жавелевая вода, близкая
родственница хлорной извести, в формуле которой место кальция занимает
калий. Свое название она получила от названия пригорода Парижа — Жавеля,
где располагались заводы по ее производству (сейчас это один из
парижских районов). Наравне с ней использовали и так называемую
«лабарракову воду»; в ней на месте калия находится его «родственник»
натрий. А назвали этот отбеливающий раствор по имени парижского аптекаря
Антуана Жермена Лабаррака (1777–1850); его начали использовать с 1820
года. Натриевая соль хлорноватистой кислоты (химики называют ее
гипохлоритом натрия) входит в состав многих современных средств для
отбеливания.
Помимо веществ с активным хлором для
той же цели используют и вещества с «активным кислородом». К таким
веществам относится, например, перекись водорода (женщинам она хорошо
известна в качестве средства для обесцвечивания волос), ее соединение с
мочевиной (гидроперит), некоторые другие вещества. Все эти вещества
обладают сильным окислительным действием.
Какая же опасность может возникнуть от
химических отбеливателей? Активного вещества в растворе для стирки
немного, и опасности такие отбеливатели никакой не представляют — если
использовать их строго в соответствии с инструкцией. И если даже взять
неразбавленный концентрат отбеливателя на основе активного кислорода, то
при неправильном употреблении его действие будет проявляться разве что в
бурном выделении газообразного кислорода, который для белья бесполезен,
но и для человека безвреден. Иначе обстоит дело с активным хлором в
составе гипохлоритов. Растворы гипохлоритов устойчивы только в щелочной
среде. При подкислении идет реакция образования хлорноватистой кислоты.
Это опасная реакция, так как образующаяся в свободном виде
хлорноватистая кислота — вещество токсичное и нестабильное. Она
разлагается с выделением хлора, которым, скорее всего, и отравился
незадачливый юный химик. Ведь предельно допустимой (и, следовательно,
сравнительно безопасной) считается такая концентрация хлора в воздухе,
при которой на одну часть хлора приходится миллион частей воздуха (один
маленький наперсток хлора, «разведенный» в кубометре воздуха)! Смешав
неразбавленный отбеливатель с уксусом, юный химик мог получить в воздухе
в сотни раз большую концентрацию ядовитого газа. Более того, известны
случаи, когда гипохлориты давал и взрывчатые смеси с некоторыми
веществами, которые используются в быту (по понятным причинам мы их
здесь не указываем). Так что, работая с любым, даже привычным химикатом,
следует строго соблюдать инструкцию.
Описание третьего случая предоставим
самому пострадавшему. Вот запись того, что с ним случилось много лет
назад: «Пишу по поводу странного и в некотором роде трагического случая,
произошедшего со мной. Но сначала немного о себе. Химией увлекся в 4-м
классе, а в 7-м классе, выступая по программе восьмого, победил на
районной, городской и республиканской олимпиадах. В следующем году опять
победил на республиканской, на Всероссийской — третий диплом, на
Всесоюзной моя работа отмечена первым дипломом. В нынешнем году
собирался ехать на Всесоюзную олимпиаду, прошел по конкурсу — и не
поехал. Причиной был взрыв.
Как всякий уважающий себя химик, помимо
теории я занимаюсь и практикой в небольшой домашней лаборатории.
Услышал где-то рецепт приготовления… (дальше название вещества мы будем
заменять буквой Х — на всякий случай) и решил исследовать свойства этого
вещества. Получил кристаллы X, отфильтровал их, промыл, высушил.
Подумал — нелишне бы сделать порошок…
В общем, у меня было 2,5 г чистого вещества X.
Взяв на пробу кристаллик. я поднес к нему спичку. Он с треском
разлетелся; стало быть, к открытому пламени неустойчив. Пересыпал
кристаллы в фарфоровую ступку, стал крайне осторожно, на вытянутой руке,
перетирать пестиком. Заметил несколько неперетертых кристаллов,
стряхнул их на край ступки, коснулся пестиком, едва-едва провел
(повторяю, крайне осторожно) — и взрыв, неожиданный, ужасной силы. А
всего-то два с половиной грамма…
Руки и ноги в крови. Если бы я не был
близорук и не носил бы очков, остался бы слепым: оба стекла — вдребезги,
фарфоровая ступка превратилась в пыль, газовая плита из стального листа
пробита фарфоровым осколком почти насквозь. Так что мне еще очень и
очень повезло. Вызвал скорую, попал в больницу. В справке написали:
«Множественные раны обеих рук, повреждение сухожилий-сгибателей,
травматическая ампутация первой фаланги среднего пальца правой руки».
Наложили массу швов — 24 на одной руке и 4 на другой.
Вот выздоровел, но не могу понять,
почему же все-таки произошел взрыв? Я неплохо знаю правила работы в
лаборатории, но я азартен, работая, теряю представление о времени и о
многом забываю. Надо исправляться; этот случай меня многому научил.
Чрезмерная увлеченность, неосторожность, излишняя самоуверенность стали
причиной несчастья. А ведь всего через пять дней надо было лететь на
Всесоюзную олимпиаду.
До сих пор мне просто везло. Например,
вышел я как-то из дому и увидел соседа, на два года моложе меня, —
трясет перед носом пузырек с бурой смесью. Спрашиваю, что в пузырьке, а
он небрежно отвечает: «Бсртолетка с фосфором». Я пузырек взял и
отшвырнул подальше. Не успел долететь до земли, как взорвался. А сосед
только в затылке почесал…»
Что можно было ответить автору письма?
Он допустил непростительную ошибку, работая с веществом X в домашних
условиях. И помимо прочего, не прочитал предварительно об этом веществе,
не узнал о его коварных свойствах. А ведь о нем написано достаточно.
Например, в химической энциклопедии сказано, что высокая взрывоопасность
вещества X ограничивает применение соединений этого класса, причем для близкого по строению вещества Y
замечено: «Взрывается от удара, трения и даже от прикосновения острым
предметом». Словом, растирать в ступке пестиком более двух граммов
такого вещества — почти то же самое, что положить в костер
неразорвавшийся снаряд и стоять рядом, ожидая, что будет дальше (к
сожалению, и такие случаи бывают). Вещество X, как и многие
другие взрывчатые вещества, опасно держать в сухом виде даже в склянках с
притертой стеклянной пробкой, так как крупинка, попавшая в зазор между
пробкой и горлышком, при открывании может привести к взрыву.
Если бы юный химик заранее прочитал о
свойствах вещества Х, он, скорее всего, отказался бы от его получения и
тем более — от «изучения свойств». А если у него не было доступа к
книгам, в которых это вещество достаточно подробно описано, то он вообще
не должен был получать его.
В этой книге, конечно, не будет опытов с
взрывчатыми, ядовитыми и прочими опасными веществами. Но даже работая с
безобидным столовым уксусом, следует соблюдать аккуратность и
осторожность. Место для опытов должно быть свободно от ненужных
предметов. Под рукой должна быть тряпка, чтобы сразу убрать пролившуюся
жидкость или просыпавшееся вещество. А закончив работу, надо оставить
после себя идеальный порядок — это одно из основных правил работы в
химической лаборатории. Вообще, химики — люди достаточно аккуратные и
знают, что если сразу после окончания эксперимента не вымыть посуду,
потом сделать это будет намного труднее. Для мытья химической посуды
используются специальные кислотные или щелочные растворы, но если грязь
отмывается легко, в ход идут обычные ершики, похожие на те, которыми
пользуются в домашнем хозяйстве.
Заканчивая разговор о безопасности и
аккуратности, уместно привести любопытную выдержку из системы штрафов,
налагаемых на студентов за нарушение правил работы в лаборатории. Эти
штрафы были введены самими студентами знаменитого германского
университета в Гейдельберге еще в 1854 году (собранные деньги шли на
покупку химической литературы).
Вероятно, это был первый и единственный
случай, когда студенты постановили штрафовать самих себя! Вот некоторые
положения этого документа:
«Кто оставляет открытым газовый кран при негорящем газе, платит 12 крейцеров (около 10 долларов в современных ценах.
Кто бросает в раковины осколки керамики, бумагу и другие предметы, препятствующие стоку воды, платит 3 крейцера.
Кто оставляет открытым кран для воды, когда она не используется, платит 3 крейцера.
Кто после использования лабораторного прибора не убирает его или его части на место, платит 6 крейцеров».
В заключение этого очень серьезного и
важного раздела — немного юмора. В 1970 году директор Иркутского
института органической химии академик Михаил Григорьевич Воронков был в
командировке в Индии. Во время посещения университета в городе Джайпур
(он расположен юго-западнее Дели) М. Г. Воронков обнаружил «Правила
выживания в химической лаборатории». Вернувшись домой, он восстановил их
по памяти и прислал в редакцию журнала «Химия и жизнь». После
публикации эти правила были перепечатаны и повешены на дверях в сотнях
химических лабораторий, что вызвало улыбку старожилов и удивление
новичков: некоторые из них все написанное восприняли вполне серьезно.
Вот эти правила:
«Если вы откупорили что-либо — закупорьте.
Если в руках у вас жидкое — не разлейте, порошкообразное — не рассыпьте, газообразное — не выпустите наружу.
Если включили — выключите.
Если открыли — закройте.
Если разобрали — соберите.
Если вы не можете собрать — позовите на помощь умельца.
Если вы не разбирали — не вздумайте собирать.
Если вы одолжили что-либо — верните.
Если вы пользуетесь чем-либо — держите в чистоте и порядке.
Если вы привели что-либо в беспорядок — восстановите статус-кво.
Если вы сдвинули что-либо — верните на место.
Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения.
Если вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте.
Если это вас не касается — не вмешивайтесь.
Если не знаете, как это делается, сразу спросите.
Если не можете что-либо понять — почешите в затылке.
Если все же не поймете, то и не пытайтесь.
Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загоралось.
Если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы живы.
Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию».
Ну вот, теперь самое время заняться
экспериментом. Помимо весов нам понадобятся самые простые вещи,
например, обычная аптечная пипетка.
|