Одним из основных законов логики, наряду с законами тождества, противоречия и исключенного третьего, является закон достаточного основания,
который утверждает, что любая мысль (тезис), для того чтобы иметь силу,
обязательно должна быть доказана (обоснована) какими-либо аргументами
(основаниями), причем эти аргументы должны быть достаточными для
доказательства исходной мысли, т. е. она должна вытекать из них с
необходимостью (тезис должен с необходимостью следовать из оснований).
Приведем несколько примеров. В рассуждении Это вещество является электропроводным (тезис), потому что оно – металл (основание)
закон достаточного основания не нарушен, так как в данном случае из
основания следует тезис (из того, что вещество металл, вытекает, что оно
электропроводно). А в рассуждении Сегодня взлетная полоса покрыта льдом (тезис), ведь самолеты сегодня не могут взлететь (основание)
рассматриваемый закон нарушен, тезис не вытекает из основания (из того,
что самолеты не могут взлететь, не вытекает, что взлетная полоса
покрыта льдом, ведь самолеты могут не взлететь и по другой причине). Так
же нарушается закон достаточного основания в ситуации, когда студент
говорит преподавателю на экзамене: Не ставьте мне двойку, спросите еще (тезис), я же прочитал весь учебник, может быть, и отвечу что-нибудь (основание).
В этом случае тезис не вытекает из основания (студент мог прочитать
весь учебник, но из этого не следует, что он сможет что-то ответить, так
как он мог забыть все прочитанное или ничего в нем не понять и т. п.).
В рассуждении Преступление совершил Н. (тезис), ведь он сам признался в этом и подписал все показания (основание)
закон достаточного основания, конечно же, нарушен, потому что из того,
что человек признался в совершении преступления, не вытекает, что он
действительно его совершил. Признаться, как известно, можно в чем угодно
под давлением различных обстоятельств (в чем только люди не
«признавались» в застенках средневековой инквизиции и кабинетах
репрессивных органов власти, запросто «признаются» в чем угодно на
страницах бульварной прессы, в различных телевизионных ток-шоу и т. п.).
Таким образом, на законе достаточного основания базируется важный
юридический принцип презумпции невиновности, который предписывает
считать человека невиновным, даже если он дает показания против себя, до
тех пор, пока его вина не будет доказана.
Приведем примеры небольших рассуждений, в которых нарушается закон достаточного основания.
• Этот человек не болен, ведь у него не повышена температура.
• В одном американском штате потерпела крушение
летающая тарелка, ведь об этом писали в газетах, это передавали по радио
и даже показывали по телевидению.
«…Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (И. А. Крылов «Волк и ягненок»).
Вода тушит огонь, потому что она жидкая и холодная.
Закон достаточного основания, требуя от
любого рассуждения доказательной силы, предостерегает нас от поспешных
выводов, голословных утверждений, дешевых сенсаций, мистификаций,
слухов, сплетен и небылиц. Обратите внимание, такие наверняка известные
вам поговорки, как: Доверяя, проверяй; Не верь своим глазам; Не верь своим ушам; Говорят, что кур доят; Язык без костей и
многие другие, являются своего рода следствиями (или проявлениями) на
уровне интуитивной логики закона достаточного основания. Запрещая
принимать что-либо только на веру, закон достаточного основания
выступает надежной преградой для любого интеллектуального мошенничества.
Не случайно он является одним из главных принципов науки (в отличие от
псевдонауки, или лженауки).
Науку на протяжении всей ее истории сопровождала
псевдонаука (алхимия, астрология, физиогномика, нумерология и т. д.).
Причем псевдонаука, как правило, маскируется под науку и прикрывается ее
заслуженным авторитетом. Поэтому наука выработала два надежных критерия
(принципа), по которым можно отличить научное знание от псевдонаучного.
Первый критерий – это принцип верификации (лат. Veritas – «истина», facere – «делать»),
который предписывает расценивать как научное только то знание, которое
можно подтвердить (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже).
Этот принцип был предложен известным английским философом и ученым XX
века Бертраном Расселом. Однако иногда псевдонауки так искусно
выстраивают свои аргументы, что вроде бы все, о чем они говорят,
подтверждается. Поэтому принцип верификации дополняется вторым
критерием, который был предложен крупным немецким философом XX века
Карлом Поппером. Это принцип фальсификации (лат. false – «ложь», facere – «делать»),
согласно которому только то знание возможно считать научным, которое
можно (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже)
опровергнуть. На первый взгляд принцип фальсификации звучит странно:
понятно, что научное знание можно подтвердить, но как понимать
утверждение, по которому его можно опровергнуть. Дело в том, что наука
постоянно развивается, идет вперед: старые научные теории и гипотезы
заменяются новыми, опровергаются ими; поэтому в науке важна не только
подтверждаемость теорий и гипотез, но и их опровержимость. Например, с
точки зрения древней науки центром мира является Земля, а Солнце, Луна и
звезды движутся вокруг нее. Это было именно научное представление,
которое существовало примерно две тысячи лет: в его рамках велись
наблюдения, делались открытия, составлялись карты звездного неба,
рассчитывались траектории небесных тел. Однако со временем такое
представление устарело: накопленные факты начали противоречить ему, и в
XV веке появилось новое объяснение мирового устройства, по которому в
центре Вселенной находится Солнце, а Земля вместе с другими небесными
телами движется вокруг него. Такое объяснение, конечно же, опровергало
древнее представление о Земле как центре мира, но от этого оно вовсе не
переставало быть научным, а, наоборот, оставалось им – только для своего
времени.
Если принцип верификации, взятый в отдельности,
псевдонаука может обойти, то против двух принципов вместе (верификации и
фальсификации) она бессильна. Представитель псевдонауки, конечно же,
может сказать: «В моей науке все подтверждается». Но сможет ли он
сказать: «Мои идеи и утверждения когда-либо будут опровергнуты и уступят
место новым, более верным представлениям»? В том-то и дело, что не
сможет. Вместо этого он скажет примерно следующее: «Моя наука древняя,
тысячелетняя, она впитала в себя мудрость веков, и в ней ничто не
подлежит опровержению». Когда он утверждает, что его идеи неопровержимы,
он тем самым, по принципу фальсификации, объявляет их псевдонаучными. В
отличие от него представитель науки, ученый, признает как
подтверждаемость на настоящий момент, так и будущую опровержимость своих
идей. «Мои утверждения, – скажет он, – подтверждаются ныне так-то и
тем-то, но пройдет время, и они уступят место новым представлениям,
более основательным и более верным».
Псевдонаука не может обойти принцип фальсификации,
потому что она, в отличие от науки, не развивается, а стоит на месте.
Сравним результаты развития различных наук с достижениями псевдонаук:
науки за свою историю достигли колоссальных успехов (от каменного топора
– до современного компьютера, от звериных шкур и пещерной жизни – до
освоения межзвездного пространства), а различные псевдонауки остаются
сегодня на том же уровне, что и на заре человеческой истории
(современные астрологи, нумерологи, уфологи, парапсихологи, экстрасенсы и
целители говорят человеку примерно то же самое, что и древние шаманы,
маги и колдуны).
Если какое-то знание невозможно ни подтвердить
(верифицировать), ни опровергнуть (фальсифицировать), то оно является
околонаучным, псевдонаучным, лженаучным, паранаучным, т. е. ненаучным.
Итак, мы рассмотрели четыре
основных закона логики. Теперь приведем несколько примеров различных
ситуаций, в которых они нарушаются.
1. – Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины.
– Да, но одни умеют петь, а другие – нет.
(Нарушен закон тождества).
2. – Она тебе нравится?
– Вряд ли: я не могу сказать, что она мне нравится.
– Ну, тогда она тебе не нравится!
– Нет, это тоже неправильно: я не могу сказать, что она мне не нравится.
– Так все-таки: нравится она тебе или нет? Как тебя понимать?
– Да я и сам себя толком не понимаю…
(Нарушен закон исключенного третьего).
3. Бабин вынул трубку изо рта. Смеясь одними глазами, спросил:
– Обожди, Маклецов, ты «Лес» читал?
– Я за войну ни одной книги не прочел, – сказал Маклецов с достоинством.
– Ну, это тебе полагалось еще до войны прочесть.
– А раз полагалось, значит, прочел.
(Нарушен закон достаточного основания)
4. – Все-таки: читал или не читал?
– Да что вы навалились, товарищ комбат, всякую
инициативу сковываете! Лес. Я в сорок первом в окружении в таких лесах
воевал, какие тому Островскому сроду не снились…
(Нарушен закон тождества).
(Г. Бакланов «Военные повести»).
5. К мудрецу пришел крестьянин и сказал: «Я поспорил
со своим соседом». Он изложил суть спора и спросил: «Кто прав?» Мудрец
ответил: «Ты прав». Через некоторое время к мудрецу пришел второй из
споривших. Он тоже рассказал о споре и спросил: «Кто прав?» Мудрец
ответил: «Ты прав».
6. «Как же так? – спросил мудреца один из
сопровождавших его друзей, – получается, что и первый прав, и второй
прав?» Мудрец ответил ему: «И ты тоже прав».
(Нарушен закон исключенного третьего).
7. Желая узнать, имеет ли воздух вес, Аристотель
надул им бычий пузырь и взвесил его. Потом выпустил из него воздух и
снова взвесил. Вес в обоих случаях оказался одинаковым. Из этого философ
сделал вывод, что воздух невесом.
(Нарушен закон достаточного основания).
8. Алиса встречает Белого Короля. Он говорит:
– Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?
– Никого, – сказала Алиса.
– Мне бы такое зрение! – заметил Король с завистью. – Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии! (Нарушен закон тождества).
(Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»)
(Нарушен закон достаточного основания).
9. Девка с полными ведрами – к добру; пустые ведра – к худу.
(Нарушен закон достаточного основания).
10. Учащийся спрашивает учителя:
– Можно ли ругать или наказывать человека за то, что он не сделал?
– Нельзя, конечно же, – отвечает учитель.
– В таком случае не ругайте и не наказывайте меня, – говорит учащийся, – я не сделал сегодня домашнее задание…
(Нарушен закон тождества).
11. – Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
– Нет и не существует.
– Это ваше убеждение?
– Да.
– Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.
(Нарушен закон противоречия).
(И. С. Тургенев «Рудин»)
12. В 1907 году кадетская фракция в Государственной
думе по вопросу об отношении к правительству решила: не выражать ему ни
доверия, ни недоверия; причем если будет внесена резолюция доверия
правительству, то голосовать против нее, а если будет внесена резолюция
недоверия правительству, то голосовать против нее.
(Нарушен закон исключенного третьего).
13. Один товарищ сказал другому:
– Купи сто апельсинов, я один съем.
– Не съешь!
– Съем!
– Давай поспорим.
– Давай.
Они поспорили, один из них купил сто апельсинов, а другой взял один апельсин и съел.
– А остальные? – возмутился тот, который купил апельсины.
– Что остальные? – непонимающе спросил другой.
– Ешь остальные!
– С какой стати? Я же сказал: я один съем, так вот я и съел.
(Нарушен закон тождества).
14. Патер Кристофоро был очень умен.
– Скажите мне, преподобный отец, – спросил я однажды… –
судя по всему, учение Христово не сумело почти за два тысячелетия
превратить человека в ангела!..
– Умный ты задал мне вопрос… Да, это правда! Но я скажу
тебе кое-что другое. Посмотри на себя. Вода существует на свете,
пожалуй, несколько миллионов лет, а у тебя все еще грязная шея! – И он
ткнул в меня пальцем.
Я онемел от удивления, услышав столь простую истину…
(Нарушен закон тождества).
(Г. Морцинек «Семь удивительных историй Иоахима Рыбки»)
15.
Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий, Презеленый красный шар. (Нарушен закон противоречия).
(С. В. Михалков)
16. В самый солнцепек, вернувшись, домой, Насреддин попросил жену:
– Принеси-ка мне миску простокваши, нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару! Жена ответила:
– Да у нас не то что миски, даже ложки простокваши нет в доме!
Насреддин сказал:
– Ну и хорошо, что нет, простокваша ведь вредна человеку.
(Нарушен закон противоречия).
17. Жена удивилась:
– Странный ты человек – сначала сказал, что простокваша полезна, потом тут же сказал, что она вредна.
– Что же тут странного, – ответил Насреддин, – если она есть в доме, то она полезна, а если ее нет в доме, то она вредна.
(Нарушен закон достаточного основания).
18. – Познаваем ли мир?
– Наверное, познаваем.
– Это точно?
– Не знаю… Не исключено, что он непознаваем.
– Так, может быть, тогда более правильным является утверждение, что мир непознаваем?
– Не знаю… Не исключено ведь и то, что он познаваем.
– Так все же – познаваем мир или нет?
– Да кто его знает?! Может быть он и познаваем, и непознаваем одновременно.
(Нарушен закон исключенного третьего).
|