Суждения бывают противоположными и противоречащими. Например, суждения Сократ высокий и Сократ низкий являются противоположными, а суждения Сократ высокий и Сократ невысокий – противоречащими. В чем разница между противоположными и противоречащими суждениями? Нетрудно заметить, что противоположные суждения всегда предполагают некий третий, средний, промежуточный вариант. Для суждений Сократ высокий и Сократ низкий третьим вариантом будет суждение Сократ среднего роста. Противоречащие суждения, в отличие от противоположных, не допускают или автоматически исключают такой промежуточный вариант.
Как бы мы ни пытались, мы не сможем найти никакого третьего варианта для суждений Сократ высокий и Сократ невысокий (ведь и низкий, и среднего роста – это все невысокий).
Именно в силу наличия третьего варианта противоположные суждения могут быть одновременно ложными. Если суждение Сократ среднего роста – истинно, то противоположные суждения Сократ высокий и Сократ низкий – одновременно
ложны. Точно так же именно в силу отсутствия третьего варианта
противоречащие суждения не могут быть одновременно ложными. Таково
различие между противоположными и противоречащими суждениями. Сходство
между ними заключается в том, что и противоположные суждения, и
противоречащие не могут быть одновременно истинными, как того требует
закон противоречия. Таким образом, этот закон распространяется и на
противоположные суждения, и на противоречащие. Однако, как мы помним,
закон противоречия запрещает одновременную истинность двух суждений, но
не запрещает их одновременную ложность; а противоречащие суждения не
могут быть одновременно ложными, т. е. закон противоречия является для
них недостаточным и нуждается в каком-то дополнении.
Поэтому для противоречащих суждений существует закон исключенного третьего,
который говорит о том, что два противоречащих суждения об одном и том
же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут
быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными
(истинность одного из них обязательно означает ложность другого, и
наоборот).
Как видим, наличие в логике двух похожих друг на друга
законов (противоречия и исключенного третьего) обусловлено различием
между противоположными и противоречащими суждениями.
Закон исключенного третьего с иронией обыгрывается в художественной литературе. Причина иронии понятна: сказать Нечто или есть, или его нет, значит, ровным счетом ничего не сказать. И смешно, если кто-то этого не знает.
В «Мещанине во дворянстве» Ж.-Б. Мольера есть такой диалог:
Г-н Журден. …А теперь я
должен открыть вам секрет. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне
хотелось бы, чтобы вы помогли написать ей записочку, которую я собираюсь
уронить к ее ногам.
Учитель философии. Конечно, вы хотите написать ей стихи?
Г– н Журден. Нет, нет, только не стихи.
Учитель философии. Вы предпочитаете прозу?
Г-н Журден. Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.
Учитель философии. Так нельзя: или то, или другое.
Г-н Журден. Почему?
Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.
Г– н Жу рден. Не иначе, как прозой или стихами?
Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.
|