Суждение (высказывание) – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например: Все сосны являются деревьями, Некоторые люди – это спортсмены, Ни один кит – не рыба, Некоторые животные не являются хищниками. Рассмотрим несколько важных свойств суждения, которые в то же время отличают его от понятия.
1. Любое суждение состоит из понятий, связанных между собой. Например, если связать понятия карась и рыба, то могут получиться суждения Все караси являются рыбами, Некоторые рыбы являются карасями.
2. Любое суждение выражается в форме предложения (как
мы помним, понятие выражается словом или словосочетанием). Однако не
всякое предложение может выражать суждение. Как известно, предложения
бывают повествовательными, вопросительными и восклицательными. В
вопросительных и восклицательных предложениях ничего не утверждается и
не отрицается, поэтому они не могут выражать собой суждение.
Повествовательное предложение, наоборот, всегда что-либо утверждает или
отрицает, в силу чего суждение выражается в форме повествовательного
предложения.
Тем не менее есть такие вопросительные и восклицательные
предложения, которые только по форме являются вопросами и
восклицаниями, а по смыслу что-то утверждают или отрицают. Они
называются риторическими. Например, известное высказывание И какой же русский не любит быстрой езды? представляет
собой риторическое вопросительное предложение (риторический вопрос),
так как в нем в форме вопроса утверждается, что всякий русский любит
быструю езду. В подобном вопросе заключено суждение. То же самое можно
сказать о риторических восклицаниях. Например, в высказывании Попробуй найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет! в
форме восклицательного предложения утверждается мысль о невозможности
предложенного действия, в силу чего данное восклицание выражает собой
суждение. Понятно, что не риторический, а настоящий вопрос (например: Как тебя зовут?) не выражает суждение, точно так же, как не выражает его настоящее, а не риторическое восклицание (например: Прощай, свободная стихия!).
Чтобы лучше уяснить, что такое суждение, рассмотрим несколько примеров.
• Неужели ты не знал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Риторический вопрос – является суждением).
• Прощай, немытая Россия! (Восклицание – суждением не является).
• Кто написал философский трактат «Критика чистого разума»? (Вопрос – суждением не является).
• Логика появилась примерно в V в. до н. э. в Древней Греции. (Повествование – является суждением).
• Первый президент Америки. (Понятие – суждением не является).
• Разворачивайтесь в марше! (Восклицание – суждением не является).
• Мы все учились понемногу… (Повествование – является суждением).
• Попробуй-ка двигаться со скоростью света! (Риторическое восклицание – является суждением).
• Средняя школа № 469 г. Москвы. (Понятие – суждением не является).
• Как тебе только не стыдно? (Риторический вопрос – является суждением).
• Каким образом решается знаменитая задача о квадратуре круга? (Вопрос – суждением не является).
• Общая теория относительности А. Эйнштейна. (Понятие – суждением не является).
• Почему нельзя делить на ноль? (Вопрос – суждением не является).
• Бескрайние просторы Вселенной. (Понятие – суждением не является).
• Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов. (Повествование – является суждением).
3. Любое суждение является истинным или ложным.
Если суждение соответствует действительности, оно истинное, а если не соответствует – ложное. Например, суждение Все розы – это цветы является истинным, а суждение Все мухи – это птицы – ложным.
Надо отметить, что понятия, в отличие от суждений, не могут быть
истинными или ложными. Невозможно, например, утверждать, что понятие школа – истинное, а понятие институт – ложное, понятие звезда – истинное, а понятие планета – ложное и т. п. Но разве понятия Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, вечный двигатель не
ложные? Нет, эти понятия являются нулевыми (пустыми), но не истинными и
не ложными. Вспомним, понятие – это форма мышления, которая обозначает
какой-либо объект, и именно поэтому не может быть истинным или ложным.
Истинность или ложность – это всегда характеристика какого-то
высказывания, утверждения или отрицания, поэтому она применима только к
суждениям, а не к понятиям.
4. Суждения бывают простыми и сложными. Сложные суждения состоят из простых, соединенных каким-либо союзом.
Как видим, суждение – это более сложная форма мышления
по сравнению с понятием. Неудивительно поэтому, что суждение имеет
определенную структуру, в которой можно выделить четыре части: субъект,
предикат, связка и квантор.
Субъект (обозначается латинской буквой S) – это то, о чем идет речь в суждении. Например, в суждении Все учебники являются книгами речь идет об учебниках, поэтому субъектом данного суждения выступает понятие учебники.
Предикат (обозначается латинской буквой Р) – это то, что говорится о субъекте. Например, в том же суждении Все учебники являются книгами о субъекте (об учебниках) говорится, что они – книги, поэтому предикатом данного суждения выступает понятие книги.
Связка – это то, что соединяет субъект и предикат. В роли связки могут быть слова есть, является, это и т. п.
Квантор – это указатель на объем субъекта. В роли квантора могут быть слова все, некоторые, ни один и т. п.
Рассмотрим суждение Некоторые люди являются спортсменами. В нем субъектом выступает понятие люди, предикатом – понятие спортсмены, роль связки играет слово являются, а слово некоторые представляет
собой квантор. Если в каком-то суждении отсутствует связка или квантор,
то они все равно подразумеваются. Например, в суждении Тигры – это хищники квантор отсутствует, но он подразумевается – это слово все. С
помощью условных обозначений субъекта и предиката можно отбросить
содержание суждения и оставить только его логическую форму. Например,
если у суждения Все прямоугольники – это геометрические фигуры отбросить содержание и оставить форму то получится: Все S есть Р. Логическая форма суждения Некоторые животные не являются млекопитающими есть Некоторые S не есть Р.
Субъект и предикат любого суждения всегда представляют
собой какие-либо понятия, которые, как мы уже знаем, могут находиться в
различных отношениях между собой. Между субъектом и предикатом суждения
могут быть следующие логические отношения: равнозначности, пересечения,
подчинения и несовместимости.
Отношение равнозначности предполагает, что субъект и предикат представляют собой равнозначные понятия. В суждении Все квадраты – это равносторонние прямоугольники субъект квадраты и предикат равносторонние прямоугольники находятся
в отношении равнозначности, потому что квадрат – это обязательно
равносторонний прямоугольник, а равносторонний прямоугольник – это
обязательно квадрат (рис. 17).
Отношения равнозначности субъекта и предиката иллюстрируют примеры ниже:
Антарктида представляет собой ледовый материк (равнозначность).
Д. И. Менделеев – создатель Периодической системы химических элементов (равнозначность).
Отношение пересечения показывает, что субъект и предикат суждения являются пересекающимися понятиями. В суждении Некоторые писатели – это американцы субъект писатели и предикат американцы находятся
в отношении пересечения (так как писатель может быть американцем и
может им не быть, и американец может быть писателем, но также может им
не быть) (рис. 18).
Отношением пересечения связаны субъект и предикат следующих суждений:
Некоторые русские писатели – это всемирно известные люди.
Некоторые грибы – несъедобные объекты.
Некоторые ученые – древние греки. При отношении подчинения субъект и предикат суждения соотносятся как видовое и родовое понятия. В суждении Все тигры – это хищники субъект тигры и предикат хищники находятся в отношении подчинения, потому что тигр – это обязательно хищник, но хищник не обязательно тигр. Так же в суждении Некоторые хищники являются тиграми субъект хищники и предикат тигры находятся в отношении подчинения, будучи родовым и видовым понятиями.
Отношение подчинения хорошо иллюстрируют следующие суждения:
• Все бактерии являются живыми организмами.
• Солнце – это одна из звезд.
• Не все спортсмены являются олимпийскими чемпионами.
Отметим, в случае подчинения между субъектом и
предикатом суждения возможны два варианта отношений: объем субъекта
полностью включается в объем предиката (рис. 19), или наоборот
(рис. 20). Отношение несовместимости означает, что субъект и предикат суждения являются несовместимыми (соподчиненными) понятиями. В суждении Все планеты не являются звездами субъект планеты и предикат звезды находятся
в отношении несовместимости, так как ни одна планета не может быть
звездой, и ни одна звезда не может быть планетой (рис. 21). В приведенных ниже суждениях субъект и предикат находятся в отношении несовместимости:
Параллельные прямые не пересекаются (несовместимость).
Учебники не могут быть развлекательными книгами (несовместимость).
Чтобы установить, в каком
отношении находятся субъект и предикат того или иного суждения, надо
сначала установить, какое понятие данного суждения является субъектом, а
какое предикатом. Для примера определим отношение между субъектом и
предикатом в суждении Некоторые военнослужащие являются россиянами.
Сначала находим субъект суждения, – это понятие военнослужащие, затем устанавливаем его предикат, – это понятие россияне. Понятия военнослужащие и россияне находятся
в отношении пересечения (военнослужащий может быть россиянином и может
им не быть; и россиянин может как быть, так и не быть военнослужащим).
Следовательно, в указанном суждении субъект и предикат пересекаются.
Точно так же в суждении Все планеты – это небесные тела субъект и предикат находятся в отношении подчинения, а в суждении Ни один кит не является рыбой субъект и предикат несовместимы.
Как правило, все суждения подразделяют на три вида:
Атрибутивные суждения (от лат. attributum – «неотъемлемый
признак») – это суждения, в которых предикат представляет собой
какой-либо существенный, неотъемлемый признак субъекта. Например,
суждение Все воробьи – это птицы – атрибутивное, потому что его
предикат является неотъемлемым признаком субъекта, ведь быть птицей –
это главный признак воробья, его атрибут, без которого он не будет самим
собой (если некий объект не птица, то он обязательно и не воробей).
Надо отметить, что в атрибутивном суждении не
обязательно предикат является атрибутом субъекта, может быть и наоборот –
субъект представляет собой атрибут предиката. Например, в суждении Некоторые птицы – это воробьи (как
видим, по сравнению с вышеприведенным примером, субъект и предикат
поменялись местами) субъект является неотъемлемым признаком (атрибутом)
предиката. Однако эти суждения всегда можно формально изменить таким
образом, что предикат станет атрибутом субъекта. Поэтому атрибутивными
обычно называются те суждения, в которых предикат является атрибутом
субъекта.
Экзистенциальные суждения (от лат. existentia – «существование») – это суждения, в которых предикат указывает на существование или несуществование субъекта. Например, суждение Вечных двигателей не бывает является экзистенциальным, так как его предикат не бывает свидетельствует о несуществовании субъекта (вернее – предмета, который обозначен субъектом).
Релятивные суждения (от лат. relativus – «относительный») – это суждения, в которых предикат выражает собой какое-то отношение к субъекту. Например, суждение Москва основана раньше Санкт-Петербурга является релятивным, потому что его предикат основана раньше Санкт-Петербурга указывает
на временное (возрастное) отношение одного города и соответствующего
понятия к другому городу и соответствующему понятию, представляющему
собой субъект суждения.
В мышлении и языке большую
часть составляют атрибутивные суждения. Они встречаются чаще, чем
экзистенциальные и релятивные. Кроме того, последние, в принципе, можно
представить как атрибутивные. Вернемся к экзистенциальному суждению Вечных двигателей не бывает. Его предикат (не быть или не существовать) вполне можно рассматривать как атрибут субъекта (вечные двигатели), ведь не существовать – это действительно неотъемлемый признак вечных двигателей, следовательно, данное суждение возможно расценивать как атрибутивное.
Теперь обратимся к релятивному суждению Москва основана раньше Санкт-Петербурга, предикат которого (быть основанным раньше Санкт-Петербурга) вполне можно рассматривать как атрибут субъекта (Москва),
ведь быть старше Санкт-Петербурга (ранее основанным городом) – это
действительно неотъемлемый признак Москвы. Таким образом, это суждение
также возможно охарактеризовать как атрибутивное.
|