В разделе материалов: 271 Показано материалов: 181-210
Нет, не получилось из конденсатора полноценной
«энергетической капсулы». Ну ничего, ведь электричество можно накопить
не только в виде неподвижного, статического заряда, – при движении
электронов по проводу обмотки электромагнита оно тоже накапливается. |
Теперь мне стало ясно, почему на автомобили
устанавливают обычные электроаккумуляторы, а не конденсаторы или
сверхпроводящие магниты. |
Прежде чем расстаться с электроаккумуляторами, я решил
испытать их на электромобиле. Все прочитанное мною про электромобиль
было настолько противоречиво, что мне захотелось непременно составить о
них собственное мнение. |
В романе Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре» и в
некоторых других его произведениях упоминается идея получения энергии
путем разложения воды электрическим током на водород и кислород, а затем
соединения этих элементов снова в воду. |
Поиски «энергетической капсулы» заставили меня поближе
познакомиться и с таким загадочным явлением природы, как шаровая молния.
По правде говоря, никто пока точно не знает, накопитель это или нет. Но
я с некоторой долей риска все-таки решил считать шаровую молнию
аккумулятором энергии. |
Итак, я перебрал почти все идеи, казавшиеся мне
сколько-нибудь перспективными, но «капсулы» так и не нашел. Каждый раз
все складывалось вроде бы отлично, появлялись радужные надежды, а затем
возникали непредвиденные осложнения, они громоздились друг на друга, и
мои надежды в конце концов рушились. |
Один из величественнейших городов Междуречья – древний
Ур. Он громаден и многолик. Это почти целое государство. Сады, дворцы,
мастерские, сложные гидротехнические сооружения, культовые постройки. |
Прошло еще 1200 лет, прежде чем в Древнем Китае был
изготовлен другой гончарный круг маховичного типа. Известно даже имя
хозяина гончарной мастерской близ Желтой реки. Звали его Ланг Шан, и он,
по-видимому, сам дошел до идеи маховика. К чести китайца, его маховик
был значительно совершеннее. |
Средневековая Европа. Процветает схоластика, алхимия, не
сидят без работы и астрологи. Странный и страшный период в истории
Европы, когда на несколько веков она погрузилась во мрак отсталости и
невежества. |
Наступил XIX век – век настоящего расцвета
машиностроения. Неизменный спутник машин – маховик завоевывал все более
прочное место на транспорте. А впервые он был использован на
транспортном средстве в 1791 году гениальным русским механиком-самоучкой
И. П. Кулибиным, который применил его в своей знаменитой «самокатке». |
Все, что я прочел про маховики, все, что продумал за это
время, помогло мне поверить в большие возможности этих накопителей
энергии. Однако повысить плотность энергии маховика в 100 раз – дело
нешуточное. Что же мешает решить эту задачу? Попробуем разобраться. |
Решение я нашел не сразу. Долго старался всякими
хитроумными способами увеличить прочность маховика – ничего не выходило.
Попытки уменьшить последствия разрыва надрезанием обода на мелкие части
– чтобы осколки были поменьше, тоже ни к чему не привели. |
Действительно, где «потолок» плотности энергии
супермаховиков? Только ли прочность материала определяет его? Например,
тяжелый чугун и легкий дюралюминий почти одинаково прочны. Из какого же
материала выгоднее делать маховик – из легкого или тяжелого? |
Здесь, как я полагаю, уместно рассказать о том, что
представляло собой забытое теперь «авторское свидетельство» на
изобретение и чем оно отличалось от принятого почти во всех странах мира
патента. А заодно и о моих злоключениях, связанных с признанием
супермаховика изобретением. |
Со временем в каждом килограмме моего самодельного
супермаховика уже накапливалось все больше энергии по сравнению с
другими аккумуляторами. И вот однажды я задумался: несомненно, что
будущие супермаховики смогут накапливать столько энергии, сколько ее,
например, в летящем с космической скоростью метеорите, однако сможем ли
мы «отбирать» эту энергию? Какие трудности здесь встретятся? |
Что касается супермаховиков, у которых энергия
отбирается электрическим или гидравлическим путем, то тут все ясно.
Электро– и гидроприводы можно регулировать «мягко», так что
«потребитель» и не догадается об изменении скорости супермаховика. |
Как мне казалось, мои изобретения – «магнитофонный»
привод и «мягкий» супермаховик – позволяют использовать неудобную,
«падающую» характеристику вращения маховика для большинства практических
целей. |
Я снова сел за книги. Изобретать нечто совершенно новое и
фантастическое можно тогда, когда никто ничего в этой области не делал.
В области же вариаторостроения уже давно велись активные и плодотворные
работы. |
В чем же пороки столь привлекательного планетарного вариатора, что его даже нельзя использовать на автомобиле? |
Вы заметили, что я ни разу не назвал вариатор, который
так расхваливал, «супервариатором». Несмотря на то, что у него масса
суперсуммарных эффектов и что адаптивных фрикционных вариаторов ранее в
технике просто не существовало. Нет, вариатор хороший, лучше имеющихся
сегодня на автомобилях. |
Как быстро пролетело время! Еще пятнадцатилетним юношей я
принялся за поиск «энергетической капсулы», а сегодня мне уже страшно
сказать сколько. Прошло полвека, пятьдесят лет непрерывной работы, но
задача создания «энергетической капсулы», пожалуй, только сейчас встала
передо мной во всей своей грандиозности. |
Есть ли уже сегодня машины, на которых установлены
супермаховики? Да, есть. Пусть эти машины и не выпускаются пока сериями,
как «жигули» или «фольксваген», но они существуют. Работают, ездят,
всех удивляют. |
Помните, мы говорили, что ученые разрабатывают проекты
гигантских накопителей энергии на основе сверхпроводящих катушек –
четверть километра диаметром и 50—70 м высотой. |
Накопители энергии издавна помогают друг другу в работе.
Если бензиновый и, скажем, дизельный двигатели незачем ставить на
автомобиль одновременно, то аккумуляторы разных типов, наоборот,
целесообразно объединять. |
Рекуперация – это использование того, что раньше
предполагалось выбрасывать. Вот, решили мы старую одежду выбросить, а
потом передумали и отдали ее в «секонд хенд». Это уже можно назвать
рекуперацией. Или еще пример – испортилась на складе осетринка, ну,
стала она «второй свежести». Положено бы ее выбросить, но мы скармливаем
ее свиньям – это тоже рекуперация. |
Да простит меня читатель, если я задам ему детский
вопрос: каков КПД у автомобильного двигателя? «Совсем профессор от жизни
отстал», – скорее всего подумает он и ответит, что из учебника физики
следует: КПД бензинового двигателя достигает примерно 25 %, а дизельного
– приближается к 40 %. |
А теперь попробуем связать колеса автомобиля с
«настоящим» емким накопителем энергии – супермаховиком, для чего
придадим ему в помощь вариатор с широким диапазоном регулирования –
супервариатор. |
Честно говоря, я не понимаю людей, которые авторитетно
пишут и говорят: «Вот придумают емкий и эффективный аккумулятор энергии,
и тогда придет конец автомобилям – будут одни электромобили!» |
Начнем с расчета, во что выльется накопитель на основе
самого современного конденсатора для легкового автомобиля с топливными
элементами. Выберем эти топливные элементы для пробега автомобилем
600 км. |
Трудности эти касались изготовления «железа», то есть
научных экспериментальных установок. И тут научные работники
использовали различные «средства» – в зависимости от места своей работы. |
|