Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение «солнца русской поэзии», то Тютчев — «ночной поэт». Хотя Пушкин и напечатал в своем «Современнике» в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на
...
Читать дальше »
|
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет без
...
Читать дальше »
|
Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что «Обломов» — именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги
...
Читать дальше »
|
Смотри всегда на сердца сограждан. Если в них найдешь спокойствие и мир, тогда сказать можешь воистину: все блаженны. А. Радищев Роман Гончарова «Обломов» писался на стыке двух эпох, двух исторических укладов жизни — патриархального помещичьего и буржуазного.
Возможно, первоначально сюжет романа и задумывался как обобщен
...
Читать дальше »
|
Композиция — это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Мы не только видим, как и в какой последовательности развивались те или другие действия, но и понимаем отношение к ним самого автора.
В 1849 году Гончаров опубликовал первый отрывок из романа — «Сон Обло
...
Читать дальше »
|
Причиной написания письма Обломовым стали сказанные ему слова Ольги. После ее признания в любви он долго размышляет. Обломов стоит перед зеркалом, разглядывает себя и говорит, что Ольга не что она не любит его. Он считает, что Ольга ошибается в своем чувстве. «Этаких не любят», — говорит он. Обломов считает, что он больше не должен видеться с Ольгой, и решает написать ей письмо. Надо сказать, что встреча с Оль
...
Читать дальше »
|
Вариант 1
В романе «Обломов» Гончаров представил два образа, или типа жизни: жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя, сна. Первый тип жизни характерен, скорее, для людей с сильным характером, энергичных и целеустремленных, а второй тип — для натур спокойных, ленивых, пасующих перед жизненными трудностям
...
Читать дальше »
|
Роман «Обломов», занимающий центральное место в творчестве замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова, восхищает читателей и по сей день. «Обломова» автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, стиль, добиваясь поразительной точности во всем. Интересна временная протяженность различных частей романа. Действие его разворачивается в течение восьми лет,
...
Читать дальше »
|
Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов» нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал «Сон Обломова» — «увертюра всего романа», тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9-й главы первой части. «Сон» является средоточием авторской мысли в романе.
|
Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаще всего древнегреческие и римские.
Мотивы античного театра в пьесах Островского еще недостаточно исследован
...
Читать дальше »
|
«Народная трагедия» Островского «Гроза» относится к драматическому жанру, что определяет всю композицию произведения. Автор затрагивает многие важные аспекты жизни мещанства и купечества конца 50-х годов XIX века и не может не выразить своей позиции, но для драматического жанра средства выражения авторского мнения разнообразны: через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д. <
...
Читать дальше »
|
Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, "а у Чехова вишневый сад является одним из главных перс
...
Читать дальше »
|
А. Н. Островский по праву считается певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около 60 пьес, и одной из наиболее известных является «Гроза». А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...
|
Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы «Гроза». Первый — это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй — это великая река Волга, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Об
...
Читать дальше »
|
Будет битъ тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Н. А. Некрасов
Мне кажется, что даже люди, совсем далекие от литературы, з
...
Читать дальше »
|
Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интеллигентов. В литературе появилась новая тема — положение женщины в семье и обществе. Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу.
|
Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения — конфликт героини с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало возможным, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. <
...
Читать дальше »
|
Драма Островского «Гроза» выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается «живой» положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго.
|
А. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория — угнетатели, представители «темного царства», другая — униженные и забитые ими люди. Представители первой группы — личности разные и по-разному относятся к ближним.
|
Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя: она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859 году, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными
...
Читать дальше »
|
В трагедии Островского «Гроза» были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и разгульность молодого поколения. Все персонажи трагедии можно разделить на две группы. Одни считают, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, а другая часть с
...
Читать дальше »
|
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский. В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои.
|
Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма «Гроза». Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те общечеловеческие ценности, за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свой смысл для невежественных обитателей
...
Читать дальше »
|
В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе. В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколением. Поэтому можно сказать, что пьеса пос
...
Читать дальше »
|
После выхода из и постановки драмы А. Н. Островского «Гроза» прогрессивно мыслящие современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе — ведь пьеса была написана в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права.
В центре пьесы — общественно-политический конфликт хозяев жизни, представи
...
Читать дальше »
|
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве под общим названием «Ночи на Волге». Но, к сожалению, замысел не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма цикла — пьеса «Гроза», и только 10 лет спустя — «Бесприданница».
|
Примерно за двадцать лет до написания
этого стихотворения В.Брюсов в своей «Программе
нового поэтического языка» обозначил новый
способ изображения в стихах какой-либо картины:
раньше поэты показывали общий ее план,
акцентируя внимание на наиболее заметных частях.
Серебряный век открыл возможность передавать
увиденное как бы «изнутри» лирического героя,
который воспринимает действительность не
разумом, а в первую очер
...
Читать дальше »
|
В
конце 40-х годов XIX века Тютчев все чаще обращается
к теме стихии, в которой замечает отражение
человеческих дум и страстей. Природа в
тютчевской поэзии приобретает человеческие
черты:
Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час, другой –
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
...
Читать дальше »
|
Рассказ «Певцы» входит в цикл
рассказов Тургенева «Записки охотника», в
которых повествование ведется от лица
дворянина-охотника. Центральным событием
«Певцов» является состязание в пении Якова
Турка, черпальщика с бумажной фабрики, и рядчика
из Жиздры. Но, прежде чем речь заходит о
состязании, рассказчик приводит несколько
длинных описаний места действия – деревни
Колотовки: «Небольшое сельцо Колотовка <..
...
Читать дальше »
|
Читая и перечитывая хрестоматийное
стихотворение Лермонтова «Русалка» (1832), то и
дело натыкаешься на противоречия. Начало этих
стихов вроде противоречий не предвещает – оно
умиротворенно и красиво. Его необычный ритм
словно бы повторяет движение волны – накат –
откат:
|
Главное — внутренние перемены,
всё перевёрнуто.
(Конармейский дневник, 1920) Человек на войне — эта тема не так уж редко
встречается в литературе. И подойти к ней можно
по-разному. Можно холодно описывать исторические
события или ужасаться, можно отрицать войну, а
можно посмотреть на
...
Читать дальше »
|
Размышляя о влиянии революции на душу и сознание человека, мы
обращаемся
к творчеству писателей, стоящих на разных, порой резко противоположных
друг другу позициях: от И.Бунина до В.Маяковского. Исаак Бабель занимает
среди них своё, особое, место.
От других авторов его отличает не только своеобразная писательская
манера,
но именно Бабелю свойствен
...
Читать дальше »
|
Конечно, главная роль в «Горе от ума»
принадлежит Чацкому, но не менее значима роль Молчалина — его
противоположности. Каков он? Человек, готовый на всё, лишь бы
понравиться абсолютно всем окружающим: "Мне завещал отец, во-первых,
угождать всем людям без изъятья…” Совсем не разговорчив: "Ещё ли не
сломил безмолвия печати?” — но зачем ему много говорить
...
Читать дальше »
|
"В человеке все должно быть прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Словами доктора Астрова из пьесы «Дядя
Ваня»
А.П. Чехов выразил своё желание гармонии. Гармонии в человеческой жизни.
Безусловно, в этих
словах
максималистские требования к человеку, некий и
...
Читать дальше »
|
В образах Ольги и Татьяны А. С. Пушкин воплотил два наиболее распространенных типа женских национальных характеров. Поэт художественно выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, отнюдь, однако, не противопоставляя их друг другу: они вовсе не антиподы, просто совершенно разные психологические типы. Верный жизненной правде А. С. Пушкин, описывает восприятие Татьяной отъезда с
...
Читать дальше »
|
На многие размышления наводит нас роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Написано было это произведение более 150 лет назад, но оно до сих пор волнует нас. В нем мы находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали сложности поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа. В своей жизни мы встречаем разных люд
...
Читать дальше »
|
В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. Татьяна - любимая героиня Пушкина, его «милый идеал» («...я так люблю Татьяну милую мою»).
|
Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах, помогают лучше понять героев, и даже сам автор выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что они отличаются от строго организованной «онегинской строфы», здесь — иной стих. Письмо Татьяны к Онегину... Его писала юная уездная барышня (как известно, по- французски), вероятно, переступая чер
...
Читать дальше »
|
Самым задушевным произведением поэта назвал Белинский роман Пушкина «Евгений Онегин». Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты.
|
Великий русский критик и мыслитель В. Г. Белинский писал о Татьяне Лариной, героине романа А. С. Пушкина, что это — «существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная». Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интерес
...
Читать дальше »
|
|