В категории материалов: 44 Показано материалов: 31-44
Ислам, самая молодая из мировых религий, складывался под
сильным воздействием религий соседних народов – иудаизма, христианства,
зороастризма. Как и названные традиции, ислам относится к религиям
Писания. |
Исламское учение рассматривает Коран в качестве
«завершенного пророчества» и видит в этом его превосходство над
священными книгами иудеев и христиан. |
Первые записи отдельных речей пророка делались еще при
его жизни. Их полный свод был составлен в 655 г., т. е. менее чем через
четверть века после смерти основателя религии. |
У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и
объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии.
Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога
Аллаха, как бы транслированного через Мухаммеда, почти не содержит
объективных, сведений о
самом пророке-создателе религии. |
Об исламе часто пишут как о религии несложной,
наследующей ментальность клана или соседской общины и доступной массам
простых людей. Действительно, в исламе нет таких сверхприродных
парадоксов, как Дева-Богородица и непорочное зачатие, Богочеловек или
Бог-Сын в качестве ниспосланного Слова Бога-Отца. |
Исламский полный символ веры называется акида (арабск.
«вера, догма»). У суннитов есть несколько сводов догматов: наиболее
популярный приписывают Абу Ханифе (УШ в.), затем свод ХШ в. и конца XV
в. |
В сравнении с христианством и особенно православием,
мусульманское богослужение может показаться почти аскетически простым и
однообразным. Оно жестко регламентировано, в нем нет таинств,
песнопений, музыки. |
В 13-й суре Корана (аят 37) Аллах говорит о Коране: «И
так Мы ниспослали его как арабский судебник». Действительно, в сурах 2, 4
и 5 (это более 500 аятов, примерно десятая часть Корана) собраны
предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам. |
Арабская религиозная философия развивалась параллельно
развитию ранней схоластики. Однако ее развитие происходило иначе.
Вначале арабы перенимали у греков преимущественно идеи Платона и
неоплатоников, но постепенно они начали уделять все больше внимания
идеям Аристотеля... |
Теперь внешней свободы стало больше. А вот прибавилось
ли свободы внутренней, свободы в духовном мире каждого из нас?! |
Между тем, в условиях крушения марксистско-ленинского
мировоззрения в образовавшееся «пустое» духовное пространство хлынули
мировоззренческие концепты самого разного толка, прежде всего
религиозные. |
Тревога за будущее заставила западных гуманистов
выдвинуть ряд концепций, которые быстро сменяют друг друга, – от идеи
«нулевого роста», «догоняющего развития» и дальше, вплоть до нынешнего
ориентира – «устойчивого развития». |
Особая роль в разработке мировоззрения новой эпохи
принадлежит России – в силу ее особого метафизического статуса. Не раз
уже высказывалась точка зрения, что Россия, дескать, является неким
мостом между Востоком и Западом и имеет черты, как Востока, так и
Запада. |
Широкий спектр подлежащих духовному синтезу идей
интенсивно, в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенками,
обсуждался большинством представителей русского духовного ренессанса
конца XIX – начала XX в. – беспрецедентного в истории мировой философии
явления... |
|