В категории материалов: 99 Показано материалов: 31-60
«Одинокий шакал в египетских
пустынях», «Гиена в гробницах фараонов»… Редко кто из писавших о
Джованни Бельцони удержался от подобных нелестных прозвищ.
Действительно, научными изыскания Бельцони назвать трудно, однако без
этого человека египтология лишилась бы множества ценнейших материалов. |
Проникновению в историю Древнего
Египта долгое время препятствовал барьер египетской письменности. Ученые
с давних пор пытались прочесть египетские иероглифы. |
Неутомимый Джованни Бельцони,
буквально расковырявший пирамиду Хефрена, оставил в покое третью по
величине пирамиду Гизы — фараона Менкаура. Ему уже было ясно, что это не
сокровищница, а тоже гробница, причем скорее всего ограбленная. |
Карл Рихард Лепсиус (1810–1884),
основатель немецкой школы египтологии, родился в Наумбурге (Нижняя
Саксония). Он учился в университетах Лейпцига, Гёттингена, Берлина,
изучал филологию и сравнительное языкознание, в Париже занимался у
учителя Шампольона Сильвестра де Саси, в Турине — у египтолога
Розеллини, коллеги Шампольона. |
Огюст Мариетт (1821–1881), один из
крупнейших египтологов XIX столетия, родился в Булони (Франция). В
молодости он преподавал французский язык в одной из школ Англии, а затем
в своем родном городе. Увлекшись трудами Щампольона, Мариетт серьезно
начал заниматься египтологией. |
Преемником Опоста Мариетта на посту
директора египетской Службы древностей стал французский египтолог
итальянского происхождения Гастон Масперо (1846–1916). Масперо родился в
Париже и с юных лет увлекся египтологией, достигнув в ней больших
успехов. Его глубокие теоретические знания сочетались с неистощимой
энергией, которую можно было сравнить лишь с энергией Мариетта. |
Английский археолог Уильям Мэтью
Флиндерс Питри (1853–1942) был одной из самых колоритных фигур в истории
египтологии Его бестактность и сварливый характер вошли в поговорку. Он
считал себя единственным и непререкаемым авторитетом в вопросах
египтологии и поносил всех других ученых-современников. |
В 1887 году женщина из маленькой
деревни Телль-эль-Амарна, расположенной на Среднем Ниле, примерно в двух
километрах от восточного берега, случайно нашла несколько глиняных
табличек с непонятными знаками. За них можно было выручить несколько
медяков, а чтобы выручка была больше, женщина разломала таблички на
несколько частей, продав их поодиночке. |
Фараон Тутанхамон, преемник Эхнатона
(Аменхотепа IV), был весьма незначительным правителем и не прославился в
истории абсолютно ничем. Известно только, что он был женат на младшей
дочери Эхнатона, царевне Анхесенамон, и умер очень молодым (есть версия,
что Тутанхамон был родным сыном Эхнатона).
|
В двадцати пяти километрах к югу от
Каира тысячелетия назад находилась столица древнеегипетского государства
— Мемфис. Сейчас это место носит название Митрахине. Мемфис был основан
в конце IV тысячелетия до н. э. и стал первой столицей объединенного
Египта. По преданию, город, располагавшийся на границе Верхнего и
Нижнего Египта, основал царь Мени, объединитель страны.
|
Весной 1951 года молодой египетский
археолог Мухаммед Закария Гонейм был назначен главным инспектором
некрополя в Саккара. Он должен был отвечать за целость и сохранность
всех древностей в этом районе. Проводя много времени среди древних
гробниц, Гонейм не мог не задуматься о тайнах, которые, возможно, еще
скрывает саккарский некрополь. |
Когда-то на южном берегу Геллеспонта
(Дарданеллы) стоял древний город Троя, стены которого, по преданию,
воздвиг сам бог Посейдон. Этот город, который греки называли Илионом
(отсюда — название поэмы Гомера «Илиада»), лежал на морском торговом
пути из Малой Азии к Понту Евксинскому (Черному морю) и славился своим
могуществом и богатством. Последним правителем Трои был мудрый старец
Приам. |
«Златообильные» Микены… Легендарный
город, где правил победитель троянцев, «владыка мужей» царь Агамемнон.
Именно сюда, следуя указаниям Гомера, отправился Генрих Шлиман после
того, как раскопал на Гиссарлыкском холме руины древней Трои. И снова
ариаднина нить легенд не подвела его. |
Остров Крит расположен в самой
крайней точке огромной горной дуги, протянувшейся через Эгейское море к
Малой Азии, — маленький темный камень на «винноцветной» ладони моря.
Легенды и мифы Древней Греции прославили этот остров сказаниями о
влюбленных богах и героях, прекрасных царевнах и о первом полете
человека в небо. |
Небольшой остров, входящий в группу
Кикладских островов, что на полпути от Крита к материковой Греции, в
разное время носил разные имена. Сейчас его называют Санторин — по имени
его небесной покровительницы, Святой Ирины. Древние греки именовали его
Тира, что значит просто «Земля». В древности его называли также
Стронгили («Круглый») и Каллисте («Прекраснейший»). |
Олимпия расположена в северозападной
части полуострова Пелопоннес, в живописной долине реки Алфея, у
подножия горы Кронос. Этот город издавна был известен как крупнейший
религиозный центр Греции, где почитался культ Зевса Олимпийского. Храм с
оракулом Зевса в Олимпии являлся одним из самых популярных и почитаемых
святилищ Эллады. Само название Олимпия связано со священной горой Олимп
— обиталищем богов. |
«На Италию обрушиваются беды, каких
она не знала никогда или не видела уже с незапамятных времен: цветущие
побережья Кампании где затоплены морем, где погребены под лавой и
пеплом…», — записывал римский историк Корнелий Тацит. Не только он, но и
все его соотечественники были потрясены разыгравшейся в 79 году н. э.
трагедией: несколько италийских городов, в том числе цветущие Помпеи,
погибли в результате извержения вулкана Везувий… |
Это открытие, подобно многим другим,
произошло совершенно случайно. Весной 1828 года некий тосканский
крестьянин вышел пахать землю. Во время пахоты его бык, тянувший плуг,
неожиданно по самое брюхо провалился в какую-то яму. Передние ноги быка
были сломаны, и до слез расстроенному крестьянину не оставалось ничего
другого, как сбегать домой за ружьем и пристрелить несчастное животное. |
«Для того чтобы сильный не обижал
слабого, чтобы с сиротами и вдовами поступали по справедливости, он
велел начертать в Вавилоне, в храме Эсагила, свои законы на каменной
стеле и поставить ее перед статуей, на которой он был изображен как царь
справедливости». |
Народ Древнего Ирана создал
самобытную и высокоразвитую цивилизацию, одним из великих достижений
которой является древнеперсидская клинопись. В ней насчитывается всего
43 знака — в отличие от клинописи, скажем, аккадской, где число знаков
превышает 600. |
В 1767 году вернувшийся из
семилетнего путешествия по странам Передней Азии ганноверец Карстен
Нибур, состоявший на службе у датского короля Фредерика I, привез в
Европу множество сенсационных по тем временам сведений о древностях
«Аравии и других прилегающих к ней стран». В их числе были копии
клинописных текстов, обнаруженные им в семи милях северо-восточнее
Шираза. |
Корни самобытных среднеазиатских
культур уходят в эпоху бронзы, когда на рубеже III–II тысячелетий до н.
э. на юго-западе Средней Азии сложилась протогородская цивилизация
древних земледельцев. Ее основные центры — Алтын-Депе, Намазга-Депе,
Улуг-Депе и другие — зародились еще в III тысячелетии до н. э., а к
началу II тысячелетия до н. э. они достигли наивысшего расцвета. |
В 1964 году мир облетела
сенсационная новость: в северном Афганистане, на самой границе с
Таджикистаном, у слияния рек Пянджа и Кокчи французские археологи во
главе с профессором Страсбургского университета Даниэлем Шлюмберже
открыли… древнегреческий город! |
«Страна Маргуш стала мятежной.
Одного человека по имени Фрада, маргушанина, они сделали (своим) вождем.
После этого я послал (гонца) к персу по имени Дадаршиш, моему слуге,
сатрапу в Бактрии, (и) сказал ему так: «Иди, разбей войско, которое не
называет себя моим». Затем Дадаршиш отправился с войском и дал бой
маргушанам». |
Расположенный в низовьях Амударьи
Хорезм занимал особое положение в древней истории Средней Азии. Эта
выдвинутая на север, в глубь степей страна еще в IV веке до н. э., до
походов Александра Македонского, отделилась от державы Ахеменидов. Зимой
329/328 гг. до н. э. хорезмийский царь Фарасман явился к Александру
Македонскому для переговоров, предлагая союз и дружбу. |
«Старая Ниса возникает еще в
отдалении. На фоне острого силуэта Копет-Дага, выделяясь желто-бурой
громадой среди зелени предгорий, массив древнего города манит величавым
покоем. Сами горы определяют его масштаб… Крепостные валы, когда
поднимаешься по двухметровому пандусу к единственным воротам, встречают
тебя выставленными грудью вперед быкообразными башнями. |
Вначале были монеты. Как правило,
медные, реже — золотые, с изображениями грозных бородатых царей и
божеств, один перечень которых ставил ученых в тупик: иранский бог
солнца Митра, среднеазиатские Вадо — бог ветра, Ардохшо — богиня
плодородия, Мах — божество луны, индийский Шива, ближневосточная
богиня-мать Нана, греческие Гелиос и Селена, египетский бог Серапис и,
наконец, Будда… |
Это была удивительная страна —
яркая, самобытная, цветущая. С чем сравнить ее? С империей инков,
художественные сокровища которой были расхищены и уничтожены
конкистадорами? Но культура Согдианы не знала демонизма и жестокостей,
характерных для индейских культур доколумбовой Америки. |
За три тысячелетия в причерноморских
степях сменилось множество народов, оставивших после себя высокие
курганы с каменными идолами на вершинах. Эти «степные пирамиды» на
протяжении столетий привлекали к себе внимание грабителей могил и
кладоискателей. И только во второй половине XVIII столетия к ним стали
проявлять интерес ученые. |
Скифская культура распространялась
не только на Северное Причерноморье, как это иногда почему-то принято
считать. Это была культура огромного мира кочевых и полукочевых племен, в
I тысячелетии до н. э. обитавших на Кубани, на Алтае и в Южной Сибири, —
словом, на территории, простирающейся от Дуная до Великой Китайской
стены. |
|