В категории материалов: 101 Показано материалов: 1-30
Как выбрать из огромного
числа выдающихся людей сотню величайших гениев? Надо сразу сказать:
такая
задача не имеет бесспорного решения. |
Наибольшего
могущества
страна достигла при его предшественнике Аменхотепе III. Однако, подчинив
многие
государства и народы, этот фараон с большим трудом сохранял власть над
ними.
Одним из важных факторов, определявших разобщенность не только разных
племен,
но даже областей, а подчас и городов, было необычайное обилие богов. |
В VI веке до н.э в
Индии
возникла философско-религиозная система, основанная Сидартой
(Сиддхартхой)
Гаутамой. Он получил позже имя Будды, что означает «озаренный,
познавший,
мудрый, просветленный». Личность эта полулегендарная. Далеко не всегда
можно
определить, насколько достоверны предания о нем. |
Родился он на востоке
Китая в княжестве Лу в знатной, но обедневшей семье. Отец был храбрым
офицером.
Ко времени рождения этого последнего сына ему было 70 лет, а через два
года он
умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные
ремесла. |
Наиболее
полно его жизнь и учение изложены в четырех Евангелиях, которые входят
в Новый Завет Библии и являются главными священными книгами
христианства,
ставшего важным элементом культуры в большинстве стран и у многих
народов мира
(даже в исламе Иисус Христос признан святым). |
Аврелий Августин,
причисленный к лику святых, родился в городе Тагаста (Северная Африка,
Алжир) в
семье небогатого римского чиновника. Мать, которую он горячо любил, была
христианкой. |
Религиозный
мыслитель,
пророк и основатель ислама Мухаммед (устаревшее — Магомет) родился в
Мекке
(Аравия) в семье купца Абдаллаха из знатного рода курейшитов. Мухаммед
рано
лишился отца, затем умерла его мать; он воспитывался у дяди. |
Он был одним из
крупнейших государственных деятелей Асрин — законодателем, поэтом; греки
причислили его к семи мудрейшим. И все-таки точные пределы его жизни
неизвестны. |
Время правления этого
государственного деятеля в Афинах называют «эпохой Перикла» — так много
он
сделал для процветания своего родного города и последующей славы. |
Сын
македонского царя
Филиппа II Александр получил прекрасное образование. Его наставником был
крупнейший философ того времени Аристотель. Когда Филиппа II убили
заговорщики,
Александр, став царем, укрепил армию и установил свое господство над
греческими
полисами... |
Его деятельность
началась
в период кризиса римской рабовладельческой республики, гражданских войн,
восстаний рабов (самое мощное — под предводительством Спартака). Еще до
рождения Цезаря после распада эфемерной империи Александра Македонского
начался
расцвет Рима. |
Правитель — деятель,
философ — мыслитель. Если предаваться размышлениям вместо того, чтобы
действовать, ничего хорошего из этого не выйдет Не менее вредит философу
занятие активной политической деятельностью, отвлекающей от мира чистой
мысли,
познания. |
Пример Марка Аврелия
показывает, что мудрый правитель-философ способен достойно пройти свой
жизненный путь и руководить государством. Однако это еще не является
гарантией
славного будущего страны под властью его преемника. Возможно, причина в
том,
что всякий крупный мыслитель, очень пристально вглядываясь в глубины
собственной души, не всегда обращает должное внимание на своих близких, а
стремясь познать настоящее, мало задумывается о будущем. |
Появление его
империи,
как всегда в истории, было предопределено (во всяком случае, при
ретроспективном взгляде) делами по меньшей мере двух его
предшественников
Первым был Карл Мартелл (ок. 688—741) — сын майордома (герцога) одной из
трех
крупных франкских провинций Автразии Пипина II Геристальского, который
распространил свое влияние на два других майордома. |
Согласно преданию, он
родился, «сжимая в правой руке своей запекшийся сгусток крови». Так ли
было в
действительности, выяснить невозможно, однако этот ребенок стал одним из
самых
жестоких и кровожадных завоевателей в истории человечества. Имя его —
Чингисхан
Темучин — наводило ужас на многие народы и страны. |
На характере и
деяниях
царей заметно сказываются государственные события, на фоне которых
протекает их
детство и юность. Ведь детские годы, скажем, Ивана Грозного безусловно
отразились на его поведении как самодержца, ненависти к боярам, жаждущим
власти. То же относится и к Петру I. |
Имя его стало
поистине
легендарным. Тем трудней разглядеть за легендарной фигурой, овеянной
славой и
усыпанной, как блестками, анекдотами, незаурядную личность гениального
полководца. |
Уже при жизни его имя
было окружено легендами. Одни считали его величайшим гением,
превосходившим
Александра Македонского и Карла Великого, другие называли беспринципным
авантюристом, обуянным гордыней и непомерной жаждой славы. |
Жизнь и деятельность
Ленина в России конца XX века стала оцениваться совершенно не так, как в
советское время. И если прежде преувеличивались его достоинства как
мыслителя, то затем его
еще
более несправедливо стали обвинять в злодеяниях, преступлениях и вреде,
нанесенном якобы процветавшей Российской империи. Поэтому прежде всего
обратимся к бесспорным фактам. |
С его именем связаны
почти все величайшие свершения Советского Союза в XX веке. Они тем более
впечатляющи, если учесть, что ко времени его правления страна пережила
мировую
войну и последующую разруху. А затем за 15 лет произошел невиданный в
истории
научно-технический и экономический подъем, превративший СССР в
сверхдержаву. |
За последние полвека
государство, им основанное, демонстрировало наиболее устойчивое
динамичное
развитие, превратившись из отсталой, истощенной войнами страны во вторую
по
мощи сверхдержаву. |
Он первым из
крупнейших мыслителей
перебрался с Востока (из Малой Азии, из Милета, с островов Эгейского
моря) на
материковую Грецию, основав первую философскую школу в Афинах. Активно
участвовал в общественной жизни, что подчеркивает практическое значение
философской мысли. |
Демокрит считал, что у
предметов имеются собственные (объективные) качества: такие, как
твердость,
вес, размеры; и свойства субъективные, которые определяются чувствами
человечка: цвет, запах, звучание и пр. По его гипотезе, материальный мир
сложен
из мельчайших неделимых частиц — атомов и пустоты (вакуума). |
Его имя —
одно из
наиболее прославленных в истории не только философии, но и человечества.
Родился он в Афинах в аристократической семье, получив имя Аристокл
(прозвище
Платон, от греческого «платус», крупный, широкий, дал ему Сократ за
широкий
лоб). Рано увлекся философией Гераклита, Парменида, Зенона. |
Нередко можно
услышать:
гений обогнал свое время. Наивное суждение! Любой человек, даже
чрезвычайно
одаренный, всегда остается сыном своей эпохи, а крупный мыслитель —
продолжателем или завершителем работ предшественников. Вот и достижения
Роджера
Бэкона нельзя верно оценить без учета общего движения идей того времени.
|
Исследованиями
своими Николай Кузанский охватывал и все мироздание, и отдельные
математические
проблемы; он составил карту Центральной и Восточной Европы, выступил с
проектом
реформы юлианского календаря; писал о бесконечности и единстве
Вселенной.
Согласно его взглядам, материя пронизана Божественным духом и разумом.
Человека
называл он микрокосмом и предполагал, что возможны обитаемые звездные
миры. |
Полно и ярко выражена
натурфилософия Возрождения в трудах Джордано Бруно В нем соединились
качества,
необычайно редко встречающиеся вместе: великолепная память, обширные
знания,
творческая активность, поэтическое воображение, литературный дар, жажда
познания, смелость мысли, героический энтузиазм. |
Он появился на свет в
родовом замке (там же умер). Мишель Монтень получил прекрасное
гуманитарное
образование, блестяще знал латынь, изучал право и стал советником
парламента в
Бордо. На его умственное развитие благотворно повлияла дружба с
публицистом и
философом Ля Боэси. |
Он был не только
философом, но и выдающимся ученым. Родился Рене Декарт (латинизированная
форма
Картезий) в городке Лаэ (Франция) в старинной дворянской семье, учился в
иезуитском коллеже Ла-Флеш, где преподавание было очень
квалифицированным. Там
он всерьез заинтересовался науками и философией. |
Самыми жгучими
проблемами
XVIII века были социально-политические. Человек интересовал мыслителей
как
существо общественное и нравственное, сознающее свою свободу, способное
бороться за нее и достойную жизнь.
|
|