В категории материалов: 43 Показано материалов: 1-30
Представления
о мире и о
себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и героев.
Жизнь,
характеры и деяния богов отражают реальность, но не зеркально, а как бы
увиденную сквозь многогранный магический кристалл воображения,
поэтических
фантазий, философских размышлений. |
Как
возникла у людей идея Бога, когда это произошло,
какими были первые боги — все это остается тайной. Вряд ли ее когда-либо
удастся раскрыть. Мнений на этот счет высказано немало, но ни одно из
них мы не
можем считать бесспорным, надежно обоснованным. |
Культ охотника,
воплощенного в божество мистического зверо-человека, возможно, был
хронологически не первым в истории культуры. Хотя более или менее точных
датировок в этих случаях нет, но, безусловно, в искусстве каменного века
на
протяжении не менее десяти тысячелетий абсолютно преобладали изображения
женщин. |
Пантеон
богов Древнего Египта обширен и непостоянен.
Иногда одному и тому же божеству придавались разные черты и функции. И
наоборот, разные боги порой образовывали диады и триады, меняли обличья,
отождествлялись. |
Этот
египетский бог — один из древнейших и наиболее
загадочных. Принято считать, что Нун олицетворял первозданный водный
хаос, из
которого произошло все сущее, а прежде всего — божества. На
древнеегипетском
рисунке, изображающем — символически — структуру мироздания, Нун показан
первотворцом и первоосновой мира |
Нут —
Небесная корова, особо почитаемая в Египте как
олицетворение неба, точнее сказать — космоса, потому что ее тело
изображали
усыпанным звездами. Правда, целый ряд рисунков, отражающих
космологическую
мифологию древних египтян, показывают, что бог ветра и воздуха Шу
отделяет
женское божество Нут от ее брата и супруга Геба. |
Гор — один из
древнейших египетских богов, хранивший
предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием
мужчин. Его
изображали — в более поздние периоды — в виде человека с головой сокола
или
солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями. |
Египет
— солнечная страна.
Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не
удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал
главенствующим
культ бога Солнца — Ра. Далеко не сразу этому богу было определено
первенство в
небесном пантеоне. |
С этим именем,
олицетворяющим солнечный диск, связана первая великая религиозная
революция, о
которой мы упоминали в предыдущей статье о боге Ра. |
Осирис
— бог жизненных сил
природы и плодородия, владыка подземного мира. О том, каким уважением и
поклонением пользовался Осирис (по-египетски — Усир), можно судить по
гимну,
начертанному на стеле, датируемой приблизительно XV в. до н.э. (так как
на ней
уничтожено имя Амона — а это делалось по указанию Эхнатона). |
Имя бога Нила —
Хапи — обычно не входит в пантеон
великих богов Египта. Однако это не означает, будто у древних египтян он
не
пользовался особым уважением и почетом. |
В
античное время эту богиню, популярную не только в
Египте, но также в Греции и Риме, называли «та, у которой тысяча имен».
Действительно, она считалась богиней материнства, плодородия, семьи,
воды и
ветра, магии, мореплавания... |
Едва
ли не во всех религиях мира светлому и доброму
началу противостоит темное и злое. В египетской мифологии такая роль
отводится
Сету (Сетху, Сутеху). Правда, существуют еще космические мрачные силы,
например
змей Апоп. |
Эта
богиня, подобно большинству богов Египта,
многолика. В далекой древности она была преимущественно богиней неба,
изображая
женщину с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. |
От
большинства богов он отличается тем, что наименее
противоречив. Он — бог мудрости, счета и письма, магии и чародейства, а
также в
некоторых воплощениях — бог Луны, «серебряного Атона». |
Не
случайно женой бога мудрости Тота была богиня
истины, порядка и справедливости — Маат. Египтяне чтили мудрость не как
хитроумие, изворотливость ума, способность на ловкий обман. Существовало
представление о двух сестрах Маати, в чертог которых вступает умерший. |
Образ
этого бога и смысл, который был сопряжен с ним,
во многом остаются загадочными. Он относится к числу наиболее древних
богов и
был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в
Нубии,
Палестине, но прежде всего — в Египте, где он — около пяти тысячелетий
назад —
превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал его столицей. |
Этот
обширный регион оспаривает пальму первенства у
Египта как первоначальный центр цивилизации. И если первые крупные
государственные объединения сначала возникли в долине Нила, а не в
Двуречье, то
первые очаги производящего хозяйства и поселения городского типа
оформились в
низкогорьях, обрамляющих долину Тигра и Евфрата. |
Ан в
переводе с шумерского — небо. Так же назывался и
бог неба — один из наиболее чтимых и в то же время весьма загадочных в
пантеоне
шумерских божеств. Предполагается, что в доисторические (до
письменности)
времена он был просто олицетворением или названием неба. |
Эта
богиня не относится к числу самых славных. Однако
с именем ее связан занятный и поучительный миф. Впрочем, ее почитали как
богиню-мать, а имя переводится — «госпожа величайшее божество», «госпожа
могучая». |
Положение
в обществе
сказывалось и на отношении к богиням. Уменьшение роли охоты в добывании
пищи,
переход преимущественно к собирательству и примитивным формам земледелия
выдвинули на первый план образ богини-праматери. |
Героический
век и героев воспевали разные народы.
Наиболее древние из таких мифов — шумерские, и самый популярный их герой
—
Гильгамеш. Предполагается, что имя это могло означать «предок-герой» (от
шумерского — Бильгамес). |
Популярность
этого бога в Двуречье росла по мере
возвышения города Вавилона. Первые упоминания о нем относятся ко второй
половине III тысячелетия до н.э., а центральным божеством он стал во
времена I
Вавилонской династии (XIX—XVI в. до н.э.). |
Судьбы богов,
как мы уже убедились, тесно связаны с
судьбами цивилизаций, а также с природными условиями данного региона.
Национальные особенности народов, расовая принадлежность в этом
отношении не
столь уж важны. |
Так
называется едва ли не самое загадочное божество
индийского пантеона. В переводе слово означает «несвязанность»,
«безграничность». |
У нее два
имени: Лакшми и Шри, имеющие сходный смысл:
«счастье», «удача», «красота», «процветание». Считается, что в далекой
древности это были две разные богини (так они представлены и в
«Яджурведе»):
одна олицетворяла удачу, богатство, счастливое предзнаменование, а
другая — изобилие,
плодородие. |
Она —
богиня знаний, учения, красноречия и супруга
бога-творца Брахмы. И хотя женским божествам в индийской мифологии
уделено
скромное место, ее почитают в Индии по сей день. О ее древности
свидетельствует
имя, которое переводится — «связанная с водой», «изящная». |
Его
можно считать главным
богом индийского пантеона. Ему принадлежит центральное место в триаде
(Тримурти
— «Трехли-кости») величайших богов. Он является творцом (сраштар), Вишна
—
сохранителем (ракшитар), а Шива — разрушителем (хартар). |
Великие
перемещения племен до сих пор остаются одним
из наиболее загадочных явлений в истории человечества. По каким-то
причинам,
по-видимому, прежде всего демографическим и экологическим, тысячи людей
начинали двигаться в определенном направлении, заселяя новые территории,
подчиняя или ассимилируя местное население, распространяя свою культуру.
|
Высшее
божество иранского
пантеона именуется двусложно: Ахура — означает «Господь», Мазда —
«Мудрый».
Вполне возможно, некогда Ахурой называли наиглавнейшего или даже
единственного
бога, творца мира и дарителя благ. |
|