В категории материалов: 100 Показано материалов: 1-30
Начальный период истории каждого народа
всегда окутан легендами. Древние русичи в этом не составляют исключения.
Летописец XI в., задавшись выяснением вопроса «откуда пошла Русская
земля» и «кто в Киеве стал первым княжить», пишет: «Были три брата: один
по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. |
С именем Аскольда связан выход Киевской
Руси на международную арену как сильного в военном отношении
государства, а также первое приобщение к христианской вере греческого
обряда. Летописная традиция считает Аскольда и Дира братьями-варягами,
воеводами Рюрика, покорившего славян и финно-угорские племена
Приильменья. |
Княгиня Ольга (в святом крещении Елена)
почитается православной церковью святой и равноапостольной. Приняв
христианство, она ненасильственными методами способствовала его
распространению на Руси. |
«Повесть временных лет» датирует начало
самостоятельного правления великого князя Святослава Игоревича 964 г.
Недолгое, но яркое и насыщенное событиями, его княжение ознаменовалось
для Руси сначала блистательными победами, а затем и горькими утратами. |
Князю Владимиру Святославичу
принадлежит исключительное место в отечественной истории. В его
правление на Руси восторжествовало христианство и она вошла в число
наиболее могущественных держав средневекового мира. |
Ярослав, сын князя Владимира
Святославича, почтительно названный современниками Мудрым, родился около
980 г., вскоре после утверждения в Киеве его отца. Матерью Ярослава
была полоцкая княжна Рогнеда, силой взятая в жены Владимиром, убившим ее
отца и братьев. |
Ярослав Мудрый имел трех, доживших до
совершеннолетия, дочерей. Среди них наиболее известной в Европе стала
Анна, выданная замуж за короля Франции Генриха I Капета. Многие годы
после смерти мужа она правила страной от лица их малолетнего сына,
будущего французского короля Филиппа I. |
Илларион — наиболее выдающийся
сподвижник Ярослава Мудрого, первый митрополит киевский из русичей. К
сожалению, сведений о его жизни сохранилось мало. Илларион,
происходивший из знатного киевского рода, родился в конце X века, был
среди юношей, которых Владимир Святославич после принятия христианства
велел обучать книжной премудрости при Десятинной церкви. |
Киево-Печерский монастырь, со временем
получивший почетный титул лавры, всегда играл особую роль в духовной
истории Киевской Руси и всего восточнославянского православного мира.
Его основатель, преподобный Антоний, в миру Антипа, родился под Киевом, в
древнем городе Любече на Днепре, в 983 г. |
История Киево-Печерской лавры
неотделима от личности преподобного Феодосия Печерского. Его имя можно
поставить вторым по значению среди печерских иноков после основателя
этой прославленной обители святого Антония. |
У истоков отечественной историографии
стоит величественная, известная многим по знаменитой скульптуре
М. Антокольского, фигура преподобного Нестора-летописца. Он был монахом
Киево-Печерского монастыря, жившим во второй половине XI — начале
XII вв. |
С именем Владимира Мономаха связан
последний период государственного единства и могущества Киевской Руси.
Владимир, родившийся за год до смерти своего деда Ярослава Мудрого, был
сыном Всеволода и Марии, дочери византийского императора Константина IX
Мономаха. |
Юрий Владимирович, шестой сын великого
киевского князя Владимира Мономаха и его жены англичанки Гиты, вошел в
историю как личность неоднозначная и противоречивая. Большую часть своей
жизни он провел в борьбе за отцовское наследие, претендуя на земли
Южной Руси и стол в Киеве. |
В шеренге отважных полководцев,
сражавшихся с чужеземными захватчиками, особое место занимает Дмитрий,
воевода при князе Мстиславе Удалом во время его пребывания в Галицкой
земле и затем служивший Даниилу Романовичу, правителю Галицко-Волынского
государства. |
В истории нередко случается так, что
вся жизнь человека, наделенного выдающимися качествами, проходит в
борьбе с неблагоприятными обстоятельствами. В таких условиях добиться
признания способны люди действительно неординарные. Именно таким был
князь Даниил Романович Галицкий. |
История княжеских династий Украины не
закончилась с гибелью Галицко-Волынской державы и наследников короля
Даниила Романовича в середине XIV в. В небольших городках и замках
продолжали удерживаться представители различных ветвей дома Рюриковичей. |
XVI столетие в истории Украины имело
особое значение. Это было время завершения формирования украинского
народа, который складывался, главным образом, из потомков жителей
княжеств Южной и Юго-Западной Руси: Киевского, Черниговского,
Новгород-Северского, Переяславского, Галицкого и Волынского. |
Ситуация, сложившаяся на
украинско-белорусских землях в результате принятия верхушкой церковной
иерархии Брестской унии 1596 года, породила глубокие противоречия в
настроениях верующих. Особенно это относилось к образованной части
православных в пределах польско-литовского государства. |
Усиление польского гнета и католической
экспансии в конце XVI века стимулировало консолидацию украинского
народа, но уже не столько под эгидой князей (нередко принимавших
католицизм), сколько вокруг казачества и Запорожской Сечи. |
Иван Матвеевич Борецкий, более
известный под своим монашеским именем Иов, был одним из просветителей и
церковных полемистов, отстаивавших права и свободу православной церкви
после принятия большей частью ее высшей иерархии в 1596 г. Брестской
унии. |
Петр Могила относится к тем личностям,
чьи имена символизируют обновление народа и приобретают общенациональное
значение. У истоков прославленной далеко за пределами Украины
Киево-Могилянской академии наряду с другими культурными деятелями
XVII в. стоит и Петр Симеонович Могила. |
Упорный и самоотверженный труд
Иннокентия Гизеля на ниве православного просвещения при всех
неблагоприятных внешних обстоятельствах — войнах и разорениях, которые
переживала Украина в середине XVII в., приносил обильные плоды,
недостаточно оцененные исследователями XIX и XX вв. |
Человек-легенда — вот наиболее точная
характеристика единственного в истории Украины общенационального лидера,
за которым поднялся весь народ. Жизненный путь Богдана Хмельницкого,
тесно переплетенный с судьбами многих тысяч украинцев, — это путь
блестящих побед и горьких поражений, глубоких раздумий, личных потерь и
обретений. |
Несколько поколений предков Петра
Дорошенко, по происхождению — православных украинских шляхтичей, были
связаны с Запорожской Сечью. Его дед, Михаил Дорошенко, казацкий
полковник с 1618 года, в 1625 году стал гетманом реестрового украинского
казачества, а через три года погиб под Бахчисараем в походе против
Крымского ханства. |
Личность Ивана Мазепы и роль,
отведенная ему историей, вот уже три столетия подряд получают полярные,
взаимоисключающие оценки. В 1860 году корифей украинской историографии
Н. Костомаров написал, что образ Мазепы еще ждет непредвзятой истории,
которая обрисовала бы его не под влиянием взгляда, допустимого в первой
половине XVIII века. |
Хорошо известно, какую большую роль в
общественно-политической жизни Украины сыграла украинская диаспора в XX
веке. Среди ее самых заметных деятелей — П. Скоропадский и С. Петлюра,
Д. Донцов и В. Липинский, С. Бандера и многие другие. Политические
эмигранты из Украины были известны в странах Запада и в XIX веке. |
Даниил Туптало, принявший монашеское
имя Димитрий и как митрополит Ростовский впоследствии причисленный к
лику святых, родился в городке Макарове под Киевом в 1651 году — в самый
разгар кровопролитной Освободительной войны украинского народа. |
Жизнь Стефана Яворского пришлась на
тот период истории, когда Украина, разоренная десятилетиями войн и смут,
оказалась расколотой на западную часть, оставшуюся под властью
католической Польши, и восточную, сохранявшую автономию под
протекторатом России. |
Феофан Прокопович, профессор и ректор
Киево-Могилянской академии, глава «ученой дружины» Петра I, сыграл
первостепенную роль в модернизации России, превращении ее из
консервативного, замкнутого в своей косности и недоверии ко всему новому
Московского царства в европеизированную, открытую новейшим культурным
веяниям Российскую империю. |
Григорий Саввич Сковорода занимает
совершенно уникальное место в истории украинской культуры. Он, в полном
смысле слова, — учитель жизни, личным примером показавший современникам
ее достойный образец. В то же время его многогранная творческая натура
демонстрирует квинтэссенцию и высочайший взлет украинской
барочно-просветительской культуры XVII–XVIII веков. |
|