В категории материалов: 100 Показано материалов: 1-30
«Искусство любит
многообразие, как с исторической, так и национальной точки зрения, —
отмечал
художник Мартирос Сарьян. — Динамика истории человечества заключена в ее
многогранности.
|
Наивысшего расцвета
китайская средневековая культура достигла в VII–XIII веках во времена
образования двух крупных государств — Тан (618–907) и Сун (960–1279). А
высшим
достижением искусства стала живопись, охватившая многообразный круг
жизненных
явлений, отразившая преклонение людей перед красотой природы. |
Джотто справедливо считают
отцом европейской живописи, родоначальником реализма. Многочисленные
ученики,
последователи и подражатели прославленного мастера распространили его
влияние
на многие культурные центры Европы. |
Сохранилось представление
о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного
радости и
светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность.
Все
созданное им — плод глубокого раздумья.
|
О жизни и деятельности
художника сохранилось очень мало документальных сведений. Ян ван Эйк
родился в
Маасейке между 1390 и 1400 годами. В 1422 году Ван Эйк поступил на
службу к
Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и Генегау. Для него
художник выполнял
работы для дворца в Гааге. |
Творчество Мазаччо
открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского
искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором
Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс
развитию
ренессансного искусства. |
Джованни Беллини —
выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из
основоположников Высокого Возрождения. |
"Изумительное явление этот
художник, в котором многие на Западе усматривают чуть ли не отца
сюрреализма,
то есть модного кое-где отрицания в искусстве всякой логики, всего
рационального,
— пишет Л.Д. Любимов. — В век гуманизма, когда светлый человеческий
разум,
казалось, торжествовал над тьмой Средневековья..." |
«Двое юношей, сходных по
возрасту и по любви, — Леонардо да Винчи и перуджинец Пьетро из Пьеве —
замечательный художник», — так писал Джованни Санти. Он, конечно, не мог
предположить, что спустя пятнадцать лет его собственный сын Рафаэль
станет
прилежным учеником того самого Пьетро. |
Леонардо да Винчи —
основатель Высокого Возрождения — человек, опередивший на много веков
свое
время, занимался всеми областями человеческого знания. Он изучал
математику,
законы движения тел, природу света, движение планет, прошлое Земли,
растительный и животный мир.
|
Роль Дюрера в истории
мирового искусства настолько велика, что искусствоведы с полным правом
называют
конец XV и первую половину XVI веков «эпохой Дюрера». Искусству Северных
Альп и
Германии, все еще носившему средневековый характер, Дюрер сумел привить
новаторские формы итальянского Возрождения, что позволяет говорить о
дюреровском Ренессансе. |
Кранах был едва ли не
самым знаменитым немецким художником своего времени. «…Если исключить
моего
земляка Альбрехта Дюрера, этого несомненного, единственного в своем роде
гения,
то могу поручиться — только тебе наш век отводит первое место в
живописи…" |
Когда говорят, что
Микеланджело — гений, не только выражают суждение о его искусстве, но и
дают
ему историческую оценку. Гений, в представлении людей шестнадцатого
века, являл
собой некую сверхъестественную силу, воздействующую на человеческую
душу, в
романтическую эпоху силу эту назовут «вдохновением». |
Джорджоне положил начало
блестящему расцвету венецианской живописи, занявшей вскоре после его
смерти
ведущее положение в живописи Италии. |
Выдающийся мастер барокко
Л. Бернини считал Рафаэля первым среди великих и уподоблял его «большому
морю,
вбиравшему в себя воду всех рек». |
Работы Тициана отличаются
богатой цветовой гаммой, изобретательной композицией. Помимо композиций
на темы
Священного Писания и античной мифологии, художник писал портреты, и его
считают
лучшим портретистом XVI века. |
Творчество Гольбейна порой
воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого
Возрождения,
после которой в нем возобладали тенденции маньеризма. Блестящий мастер
портрета, художник создал выразительные образы своих современников,
среди
которых ученые гуманисты и исторические деятели. |
Тинторетто (настоящее имя
— Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном
красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто — «маленький
красильщик».
Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался
красочными
материалами отца для своих живописных опытов на стене дома. |
Наряду с Тицианом и
Тинторетто один из самых выдающихся венецианских художников XVI века.
Праздничное искусство Веронезе близко нам своей жизнеутверждающей силой,
ярким
прославлением красоты мира. Образы, созданные художником, выделяются
яркостью,
портретной неповторимостью. |
Как сообщает Мандер,
Брейгель начинал как подмастерье у крупного антверпенского живописца
Питера
Кука ван Альста. В 1544 году Питер поступает в мастерскую ведущего
антверпенского издателя печатной графики Иеронима Кока. Их
сотрудничество
продлится до самой смерти Брейгеля. |
Творчество этого мастера
было в забвении в течение трех столетий. Объясняется это тем, что
слишком
отличались его произведения от того магистрального направления, по
которому
начиная с XVI века развивалась западноевропейская живопись.
|
Задачу обновления живописи
своего времени взяли на себя болонские художники братья Агостино и
Аннибале
Карраччи и их кузен Лодовико. В своей борьбе с маньеризмом братья
Карраччи
пытались использовать ренессансное наследие, которое они воспринимали
как
идеал, как высший предел развития искусства. |
Один из крупнейших
мастеров барокко, Караваджо сыграл большую роль в развитии
западноевропейского
искусства. Его творчество оказало влияние не только на итальянских
художников,
но и на многих живописцев других стран Европы. По имени Караваджо это
реалистическое направление конца XVI – начала XVII века получило
название
«караваджизма». |
В восторге от Рубенса М.
Карамзин писал в «Письмах русского путешественника»: «Рубенс по
справедливости
называется фламандским Рафаэлем… Какие богатые мысли! Какое согласие в
целом!
Какие живые краски, лица, платья!» |
Ван Гог о Хальсе: «Он
писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это
вполне
стоит "Рая" Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков…» |
Делакруа так начинает
исторический очерк о художнике: «Жизнь Пуссена отражена в его творениях и
так
же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто
решил
посвятить себя искусству». |
Ян ван Гойен по праву
считается главой школы реалистического пейзажа в Голландии первой
половины XVII
века. Художник любил писать морские пейзажи и берега рек. Помещая линию
горизонта очень низко, он придавал огромное значение небу и освещению.
|
Эжен Фромантен пишет:
«Неповторимый гений, неповторимое изящество, неповторимый талант, весь
ван Дейк
в целом был бы необъясним, если бы не солнечный свет, бросающий на него
такие
прекрасные отблески. Если бы вы стали искать того, кто научил его этим
новым
приемам, этому свободному языку, уже не имеющему ничего общего со
старым, то вы
увидели бы на нем сияние, исходящее откуда-то извне, не от его гения, и,
в
конце концов, предположили бы, что, по всей вероятности, где-то рядом с
ним
должно было светить великое исчезнувшее светило. |
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес
родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но
небогатой. Его отец был выходцем из Португалии, и это обстоятельство во
многом
определило судьбу Диего. Как и многих других мальчиков, его отдали в
монастырскую латинскую школу. |
Только умудренный огромным
жизненным опытом человек и великий, проделавший большой путь художник
мог
создать это гениальное и простое произведение. В "Возвращении
блудного сына" ничего не происходит и ничего не произносится — все было
сказано, передумано, выстрадано и прочувствовано давным-давно, в годы
долгого
ожидания, но есть радость встречи, тихой и светлой…» |
|