В категории материалов: 100 Показано материалов: 1-30
…Первое, что бросается в глаза,
когда смотришь на модель этого удивительного летательного аппарата, —
дискообразное крыло-ротор, возвышающееся над фюзеляжем. Оно-то и
определило название новой машины — турбодисколет.
|
«Авиация зародилась на стыке суши и
моря, — заметил как-то один из учеников Бериева, генеральный конструктор
Таганрогского авиационного научно-конструкторского предприятия Г. С.
Панатов. — Вспомните хотя бы, что свой первый полет самолет братьев Райт
совершил на побережье, в местечке Китти-Хок»…
|
В ответ на
достижения зарубежных конструкторов в ОКБ Г. М. Бериева в 1949 году был
разработан проект гидросамолета, получившего полуофициальное название
«Принцесса».
|
Опыт, набранный во время первого
этапа развития гидроавиации, сослужил ей хорошую службу во время Второй
мировой войны. Морская авиация оказалась хорошим средством для
обнаружения и уничтожения не только надводных судов, но и подлодок,
проводила быструю и эффективную разведку, операции по спасению моряков и
летчиков с кораблей и самолетов, подбитых противником…
|
Научно-исследовательские и
конструкторские работы последних десятилетий привели к созданию на базе
амфибий и транспортных аппаратов нового типа — экранопланов или
экранолетов.
|
Экранолетами же называют те
экранопланы, которые имеют столь хорошие летные качества, что,
разогнавшись над водной поверхностью, они могут затем подниматься на
высоту до нескольких сот метров, чтобы совершить тот или иной летный
маневр, дать летчикам возможность осмотреть местность с достаточной
высоты.
|
После смерти Алексеева
финансирование тематики почти прекратилось. Уходили специалисты. Но
худо-бедно экранопланы в ЦКБ по старым алексеевским схемам все же
строились — теплилась искра. И, возможно, сейчас, с приходом конверсии,
она разгорится. |
В свое время Г. М. Бериев ратовал за
создание таких «летающих кораблей», поскольку с увеличением размеров
гидросамолета та «добавка» к конструкции, которая должна обеспечить ему
необходимую мореходность, практически становится не видна. Громада со
взлетным весом в 3000 и более тонн может не бояться волнения на море,
взлетать и садиться даже в шторм. |
Сто лет назад Жюль Верн описал в
романе «Робур-завоеватель» удивительную машину, способную двигаться по
шоссе со скоростью гоночного автомобиля, летать, подобно самолету, и
нырять, как подлодка. С той поры было сделано немало попыток осуществить
такую конструкцию на практике. Расскажем хотя бы о некоторых. |
Недавно в городке Окленде, близ
Сан-Франциско, состоялись первые испытания уникального подводного
аппарата «Глубокий полет-1». «Эта миниатюрная подлодка может развивать
скорость до 72 км/ч и нырять на глубину до 11 км», — уверяет ее
создатель Г. Хокс, 49-летний изобретатель, живущий ныне в Лондоне. |
Идея водить летательные аппараты «на
прицепе» родилась практически одновременно с самой авиацией. Еще А. Ф.
Можайский, приступая к созданию своего «летающего парохода», проверял
свои идеи, буксируя воздушный змей особой конструкции за тройкой борзых
лошадей, мчавшихся во весь опор. |
Делались
попытки и буксировки одного самолета другим. Так в 1937 году специалисты
фирмы Short попробовали преодолеть Атлантику на летающей лодке Empire.
При этом выяснилось, что долететь до Нью-Йорка она может, только «по
завязку» загрузившись топливом. |
Наши специалисты установили в 30-е
годы XX века свой рекорд. Идея создания авиазвена особого типа
принадлежит военному инженеру Владимиру Вахмистрову. Он вспомнил, как в годы Первой
мировой войны немцы прикрывали свои цеппелины самолетами-истребителями,
которые доставлялись в район боевых действий подцепленными к тем же
цеппелинам, экономя таким образом собственное горючее. |
В 1943 году провели эксперименты со
своей системой Mistel и немецкие конструкторы. Суть ее заключалась в
следующем. На бомбардировщик ставили истребитель с пилотом. Именно он
управлял воздушной армадой. Когда же она выходила в район цели,
истребитель отцеплялся, а управляемый по радио «Юнкере», набитый
взрывчаткой, использовался как огромная летающая бомба, способная
поразить самый крупный корабль или фортификационное сооружение. |
Впрочем, сама по себе идея
«авиаматки» не умерла и сегодня. Ведь старт многоразового космического
корабля с самолета-носителя считается одним из самых перспективных
способов относительно дешевой доставки в космос полезного груза! |
Исследования, проведенные в рамках
проекта МАКС, предполагали, что шаттл по возвращении с орбиты будет
производить посадку по-самолетному, на посадочную полосу. |
Наконец, еще один вариант
использования аэросцепок предлагают американские специалисты. Так,
профессор университета штата Пенсильвания Хуберт Смит еще в начале 80-х
годов прошлого века предлагал проект системы «релейных» авиационных
перевозок. |
Долгое время в СССР историю этого
уникального, единственного в своем роде самолета вспоминали лишь
шепотом, на кухне, среди своих. И то сказать: живые люди, падавшие с
неба на подмосковный поселок Сокол, — это в каком кошмарном сне может
присниться?.. |
После катастрофы «Максима Горького»
авиаконструкторы во всем мире надолго забыли о создании многоместных
пассажирских самолетов. Однако жизнь все же диктовала свои требования;
народу стало летать все больше, и обычные самолеты, бравшие на борт в
лучшем случае около 100 пассажиров, перестали справляться со своими
обязанностями. |
Наши специалисты в подобном
соревновании ныне, увы, не участвуют. Отечественная авиапромышленность
еще не вышла из кризиса, поразившего ее в конце прошлого века. Однако на
Международном аэрокосмическом салоне МАКС-2007 среди тысяч прочих
экспонатов мое внимание привлекла перспективная разработка,
представленная инициативной группой специалистов ОАО Центральная
компания финансово-промышленной группы «Российский авиационный
консорциум». |
О самолетах пишут часто и много. Но
обычно речь идет либо о новых пассажирских лайнерах, либо о
перспективной военной технике. А вот трудяги неба — транспортники —
почему-то остаются в тени. И мы решили восстановить справедливость.
|
Имя Генерального конструктора,
академика, генерал-полковника-инженера, трижды Героя Социалистического
Труда, лауреата пяти Государственных премий Андрея Николаевича Туполева
известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Под его
руководством было разработано свыше 100 проектов боевых и гражданских
самолетов; причем многие из них выпускались массовыми сериями.
|
Идея сверхдальних беспосадочных
перелетов, как говорилось выше, зародилась еще в 30-е годы XX века. Наш
знаменитый летчик В. П. Чкалов мечтал даже «махнуть вокруг шарика» — то
есть облететь вокруг земного шара без посадки. |
Одной из самых засекреченных страниц
истории авиации длительное время была тема создания атомолетов —
летательных аппаратов с ядерными реакторами на борту. И прошло более
полувека, прежде чем об этих экспериментах стало возможным рассказать
открыто. |
Быть может поэтому, разочаровавшись в
атомолетах, команда инженеров и ученых строит ныне самолет, способный
пролететь вокруг Земли без посадки, используя лишь энергию солнца. Два
смельчака намерены вверить свои жизни 60-метровым крыльям и двум
электродвигателям, установленным на хвостовом оперении машины. |
Начало этим работам, пожалуй,
положили эксперименты, проведенные на полигоне исследовательского центра
Министерства связи Канады. А именно 6 октября 1987 года здесь состоялся
первый полет опытного варианта беспилотного самолета «SHARP», представляющего собой
стационарную высотную платформу-ретранслятор с двигателем на
сверхвысокочастотной энергии. |
Во время Великой Отечественной войны
наибольшую ненависть, пожалуй, вызывали даже не фашистские истребители и
бомбардировщики, а «рама». Так метко окрестили наши бойцы
самолет-разведчик XF-11 за характерную раздвоенность хвостовой балки. |
Ну а что же наши конструкторы?
Неужто они так и позволили конструктору U-2 Кларенсу Джонсону по
прозвищу Келли и его коллегам из «мастерских скунса» (Skunk Works) — так
на местном жаргоне называлось КБ, в котором создавались самые секретные
самолеты США, — безнаказанно уйти в отрыв? |
Американцы тем временем тоже не
стояли на месте. И вместо дозвукового U-2 «флагманом» разведывательной
авиации США стал созданный конструктором У. Джонсоном в начале 60-х
годов самолет SR-71, он же — «черная птица». |
Что же касается рекордов, то для их
установления наши конструкторы в свое время тоже попробовали создать
именно рекордный самолет. Его назвали Е-50 и поставили на него
жидкостный реактивный двигатель (ЖРД), воссоздав таким образом на новом
качественном уровне ракетный самолет БИ-1.
|
|