В категории материалов: 99 Показано материалов: 1-30
Истоки философской мысли следует искать в глубокой
древности. В Китае, ещё в VI веке до Р.X. были известны два мыслителя,
влияние которых чувствуется и в наше время... |
Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной
философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых
зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к
единой первостихии — воде. |
Основатель одной из трех мировых религий — буддизма. Имя Будда (с санскритского — просветленный) дано его
последователями. В центре буддизма — учение о «четырех благородных
истинах» существуют страдание, его причина, состояние освобождения и
путь к нему. |
Лао-цзы — почетное имя величайшего китайского
мыслителя Ли Эра (Ли Бояня, Лао Даня), основателя даосизма. Ему
приписывают авторство «Дао дэ цзин» (трактат о пути и добродетели)
Основное понятие Лао-цзы — дао, которое метафорически уподобляется воде
(податливость и неодолимость). |
Древнегреческий философ, религиозный и политический
деятель, основатель пифагоризма, математик. По Пифагору, принципы
математики — числа — одновременно являются и принципами мира, а числовые
отношения, пропорции — отражением гармонии самого мира. |
Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства Основные взгляды изложены в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). |
Древнегреческий философ, представитель ионийской
школы. Считал первоначалом мира огонь, который также есть душа и разум
(логос); путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разряжения в
него возвращаются. Высказал идеи о непрерывном изменении, становлении
(«все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»), о том, что
противоположности пребывают в вечной борьбе. |
Древнегреческий философ, математик и астроном,
основоположник афинской философской школ. Был обвинен в безбожии и
изгнан (431). Автор учения о неразрушимых элементах — «семенах» вещей
(гомеомерий). Движущий принцип мирового порядка — ум (нус), организующий
элементы. |
Великий китайский ученый, специалист в области
социальной этики; ярый противник Конфуция. Основной тезис учения Мо-цзы о
«всеобщей любви и взаимной выгоде» — попытка своеобразного этического
обоснования идеи равенства людей. Взгляды мыслителя и его учеников
собраны в книге «Мо-цзы». |
Древнегреческий философ, один из родоначальников
диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих
вопросов — так называемого сократического метода. Был обвинен в
«поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к
смерти. Излагал свое учение устно. |
Древнегреческий философ, основоположник атомизма.
Согласно этому учению, все происходящее представляет собой движение
атомов, которые различаются по форме и величине, месту и расположению,
находятся в пустом пространстве в вечном движении и благодаря их
соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. |
Древнегреческий философ, родоначальник платонизма.
Ученик Сократа, в Афинах основал философскую школу. Сочинения Платона —
высокохудожественные диалоги, важнейшие из них: «Апология Сократа»,
«Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэ тет»
(теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей»
(натурфилософия). |
Древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в
335 году до н. э. основал Ликей, или перипатетичекую школу. Воспитатель
Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли
знания того времени. Основоположник формальной логики, создатель
силлогистики. |
Китайский философ, последователь Лао-цзы, учение
которого излагал в поэтической форме. По Чжуан-цзы, достичь дао можно
только путем непосредственного переживания, а не теоретических и
спекулятивных рассуждений. Идеал — «истинный человек», то есть такой,
который, следуя дао, деятелен и независим. |
Древнегреческий философ. С 306 года до н. э, — в
Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о
природе), канонику (учение о познании) и этику. |
Римский философ, поэт и государственный деятель; один
из крупнейших представителей стоицизма; воспитатель Нерона,
впоследствии приговоренный Нероном к смерти. Философские произведения:
«О милосердии», «О благодеяниях», «Исследования о природе», «О душевном
покое», «О досуге», «О счастливой жизни», «О благодарениях», «О
провидении», «Нравственные письма к Луцилию». |
Римский император (161–180) из династии Антонинов,
философ, один из наиболее значительных представителей римского
стоицизма, последователь Эпиктета. Написал 12 томов под общим названием
«Рассуждения о самом себе». |
Греческий философ, основатель школы неоплатонизма. 54
сочинения Плотина изданы его учеником Порфирием, систематизировавшим
их, разделив на шесть групп, по девять сочинений в каждой, отсюда
название «Эннеады» («Девятирицы»). Плотин сыграл большую роль в развитии
античной диалектики. |
Христианский философ и римский государственный
деятель. Приближенный Теодориха, обвинен в заговоре против него, в
ожидании казни написал главное сочинение «Утешение Философией». Перевел
на латинский язык логические сочинения Аристотеля и Порфирия,
произведения Евклида, Никомаха. Боэций считается посредником между
древним миром и средневековьем, «последним римлянином и первым
схоластом». |
Крупнейший средневековый философ, виднейший
представитель западных «отцов церкви». Оказал большое влияние на всю
западноевропейскую жизнь средневековья, родоначальник христианской
философии истории («О граде Божьем»). Развил учение о предопределении. |
Индийский религиозный философ, реформатор индуизма.
Синтезировав все предшествующие ортодоксальные (то есть признающие
авторитет вед) системы, развил учение адвайта веданты. В своих
комментариях к «Брахма-сутре» дал новую интерпретацию учению веданты о
всеединстве. |
Философ, ирландец по происхождению, с начала 840-х
годов жил во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий
средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык «Ареопагитики»). В
главном сочинении «О разделении природы» выделял природу «творящую и не
сотворенную» (Бог), «сотворенную и творящую» (Божественные идеи),
«сотворенную и не творящую» (Бог как конечная цель мирового процесса). |
Философ, ученый-энциклопедист, один из главных
представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с
неоплатонизмом. Прозвище — Второй учитель (после Аристотеля). Жил в
Багдаде, Алеппо, Дамаске. |
Ученый, философ, врач, музыкант Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского
аристотелизма, отчасти неоплатонизма. |
Теолог и философ, представитель ранней схоластики
августиновского направления, церковный деятель. Вел борьбу за
независимость церкви против королей Англии. Развил так называемое
онтологическое доказательство бытия Бога из самого понятия Бога. |
Иранский теолог и философ ислама. Сначала был мистиком в
духе суфизма, оспаривал общезначимость закона причинности, затем стал
ярым противником философии («Опровержение философов») и вооснователем
ортодоксальной теологии («Воскрешение наук о вере»). |
Французский философ, теолог, поэт. Развил учение,
названное впоследствии концептуализмом. Разрабатывал схоластическую
диалектику (сочинение «Да и нет»). Рационалистическая направленность
Абеляра («понимаю, чтобы верить») вызвала протест ортодоксальных
церковных кругов; учение Абеляра было осуждено соборами 1121 и 1140
годов. |
Арабский философ и врач, представитель арабского
аристотелизма. В трактате «Опровержение опровержения» отверг отрицание
философии, с которым выступил Газали. Рационалистические идеи Ибн Рушда
оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе
(аверроизм). |
Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе
христианского аристотелизма; доминиканец. Сформулировал пять
доказательств бытия Бога. Первый проводит четкую границу между верой и
знанием. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».
|
Английский философ-схоласт, логик и
церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV
века. Согласно знаменитому принципу «бритвы Оккама», понятия, несводимые
к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. |
|