В категории материалов: 112 Показано материалов: 1-30
Вряд ли найдется другой такой
вид искусства, оказывающий столь большое эмоциональное воздействие на
человека Сила музыки, по словам русского композитора А.Н. Серова, в
том, что она "дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или
почти
нельзя выразить Это свойство музыки составляет и главную прелесть,
главную
чарующую силу. Она - непосредственный язык души". |
Во второй половине XV века
нидерландская школа вступила в полосу высшего расцвета, именуемого иногда
"Высокими Нидерландами". Этот период начался творчеством Жоскена Депре - одного из величайших
композиторов эпохи Возрождения, оказавшего могучее и разностороннее воздействие на
последующее развитие всей западноевропейской музыкальной культуры. |
И среди великих фигур Ренессанса
в истории музыки XVI века выделяется исключительно талантливая
личность - Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. О его детстве известно очень мало, и
время его рождения определяется лишь приблизительно: родился он 17
декабря 1525 года неподалеку от Рима в городке Палестрина, имя которого и взял
себе. |
Клаудио Монтеверди родился в
Кремоне. Точно известна лишь дата его крещения - 15 мая 1567 года. Кремона -
североитальянский город, издавна славился как университетский и музыкальный
центр с превосходной церковной капеллой и чрезвычайно высокой
инструментальной культурой. В XVI- XVII веках целые семейства знаменитых
кремонских мастеров - Амати, Гварнери, Страдивари - изготовляли смычковые
инструменты, равных которым по красоте звука не было нигде.
|
Шютц охватил в своих
художественных исканиях все самое значительное, что дал его век в музыке. Могучий талант
Шютца перерабатывал и подчинял его индивидуальности самые разнообразные компоненты
современного ему музыкального творчества - от католической мессы до оперы,
от протестантского хорала до любовного мадригала. |
Жан Батист Люлли - выдающийся
музыкант, композитор, дирижер, скрипач, клавесинист - прошел жизненный
и творческий путь чрезвычайно своеобразный и во многом характерный для его
времени. Тогда еще сильна была неограниченная королевская власть, но уже
начавшееся экономическое и культурное восхождение буржуазии привело к тому, что
из третьего сословия стали выходить не только "властители дум"
литературы и искусства, но и влиятельные фигуры чиновно-бюрократического аппарата. |
Генри Пёрселл родился в
Лондоне в 1658 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл был при Стюартах
придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле. |
Воздействие
Арканджело Корелли,
величайшего скрипача XVII века, на музыку современников и композиторов последующих поколений
было очень велико. Достаточно
назвать Тартини и Вивальди в
Италии, Куперена и Леклера во Франции, Генделя и Баха, Маттесона и
Телемана в
Германии, Экклза в Англии, Бенда в Чехии. |
4 марта 1678 года в Венеции в
семье Вивальди появился первенец. Родившийся на седьмом месяце ребенок
отличался
столь слабой конституцией, что из-за смертельной опасности был тут же
крещен повивальной бабкой под именем Антонио Лучио.
|
Жизнь Рамо сложилась далеко не
так блестяще, бурно и эффектно, как у его предшественника Люлли, она не
отличалась столь авантюрными чертами Диапазон его деятельности был более узким, а
протекала она, пожалуй, несколько буднично и однообразно. Ставший знаменитым
лишь в зрелые годы, Рамо так редко и скупо вспоминал о своем дечстве и
юности, что даже его жена почти ничего об этом не знала. |
Георг Фридрих Гендель родился в
Галле 23 февраля 1685 года. Начальное образование он получил в средней,
так называемой классической школе. Помимо такого основательного образования
юный Гендель воспринял некоторые музыкальные понятия от наставника Иоганна
Преториуса, знатока музыки и сочинителя нескольких школьных опер. |
Одной из самых мощных и
характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия является Доменико Скарлатти. Его
роль особенно велика в истории фортепианного творчества, в становлении жанра
сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной формы. |
Интерес к
музыке
Баха возник
почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением
немецкого
композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение
Баха -
"Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание
баховских
сочинений.
|
"Прежде чем приступить к
работе, я стараюсь забыть, что я музыкант", - так говорил композитор Кристоф
Виллибальд Глюк, и эти слова лучше всего характеризуют его реформаторский
подход к сочинению опер Глюк
"вырвал" оперу из-под власти придворной
эстетики. Он придал ей величие идей, психологическую правдивость, глубину и силу
страстей. |
Опера "Орфей и
Эвридика" была первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи. Ее премьера в Вене 5
октября 1762 года положила начало оперной реформе. Глюк написал речитатив
так, чтобы на первом месте был смысл слов, партия оркестра подчинялась
общему настроению сцены, а поющие статичные фигуры начали, наконец, играть, проявили
артистические качества, и пение объединилось бы с действием. |
Гайдна справедливо считают отцом
симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной
музыки, родоначальником современного оркестра. Франц Йозеф Гайдн родился 31
марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на
левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской
границы. |
Итальянский композитор, педагог и
дирижер Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской
музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX века. Как художник он разделил
судьбу тех
прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой
эпохи
отодвинулось в тень истории. |
Дмитрий Бортнянский родился в
1751 году в городе Глухов. Первые ростки неожиданного таланта домашние
приметили, едва Дмитрию исполнилось шесть лет. Примечено было, что отрок
обладает прекрасным чистым голосом, да к тому же еще и поет правильно, без фальши.
Причем схватывает мелодии буквально на лету, даже повторять не надо. Через несколько
месяцев привели Бортнянские Дмитрия в певческую школу. |
П.И. Чайковский писал в одном из
своих дневников: "По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая,
кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня
плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы
называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке,
которого мы любим действительно.
|
Успех "Идоменея"
окончательно утвердил Моцарта в его давнишнем стремлении не возвращаться к зависимому
положению придворного музыканта. Терпению Моцарта пришел конец, ничто не могло
поколебать его твердого решения ценой потери материального благополучия
покончить со своей службой. |
В Бонне в декабре 1770 года в
семье придворного музыканта Бетховена родился сын, который был назван Людвигом. Это
был уже второй по счету Людвиг: первый родился на два года раньше и вскоре умер.
Точная дата его рождения неизвестна. В тевремена не было принято
записывать дату рождения младенцев
"третьего сословия". |
Но осенью
1801 года жизнь еще
улыбается Бетховену. Он признается Вегелеру, что любит "милую, чудесную
девушку" и любим ею. Он помышляет даже о браке, несмотря на то, что эта
девушка из
аристократической семьи. Но он утешает себя тем, что будет
концертировать, добьется
денег, славы и независимости, и тогда брак станет возможным. |
Непомук родился 14 ноября 1778
года в Пресбурге, тогдашней столице Венгрии. Его семья жила в Унтерштинкенбрунне,
маленьком нижнеавстрийском приходе, где дед Гуммеля держал ресторан. В этом
приходе родился и отец мальчика - Иоганнес. Непомук уже в три года обладал
исключительным музыкальным слухом и благодаря своему необычайному интересу к
любой музыке в пятилетнем возрасте получил от отца в подарок маленькое
фортепиано, которое он, между прочим, благоговейно хранил до самой смерти. |
Известный
польский критик М.
Мохнацкий писал, что оценивать Паганини только как инструменталиста -
это не
охватывать необыкновенное явление в целом: "Скрипка в руках Паганини -
орудие психики,
инструмент души". Это - его индивидуальность, его своеобразие, открытие
нового
пути в инструментальном искусстве. |
В Вене
Паганини много сочиняет
Здесь рождается сложнейшее произведение - "Вариации на австрийский
гимн" и задумывается знаменитый "Венецианский карнавал" - венец его
виртуозного искусства С августа 1829 года, когда
Паганини приехал во Франкфурт, по начало февраля 1831 года продолжалось
турне по
Германии. |
Немного найдется в истории музыки
композиторов, творчество которых получало бы столь противоречивые оценки, как
Джакомо Мейербер. Есть даже мнение, что оперы этого композитора настолько
театральны, что музыка, сопровождающая действие, вне театра не производит такого
сильного впечатления на слушателей. Однако оперная музыка Мейербера необычайно
эффектна и прекрасно аранжирована. |
В феврале 1815 года граф Карл фон
Брюль, директор Берлинского королевского театра, представляя Карла Марию
фон Вебера прусскому канцлеру Карлу Августу князю Гарденбургу в качестве
дирижера Берлинской оперы, дал ему следующую рекомендацию: этот человек
выделяется не только как блестящий "страстный композитор, он обладает в полном
объеме обширными познаниями в области искусства, поэзии и литературы, и
этим отличается от большинства музыкантов".
|
"Солнцем Италии" назвал
Генрих Гейне композитора Джоаккино Россини и был прав. Россини завершает период
классицизма в итальянской музыке и одновременно является представителем только
зарождающейся национальной школы, тесно связанной с народными традициями. |
Шуберт прожил только тридцать
один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни Ни
одна из девяти симфоний композитора не
была исполнена при его жизни. Из
шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат
- только три. |
Гаэтано Доницетти родился 29
ноября 1797 года в итальянском городе Бергамо в довольно бедной семье. Мальчиком Гаэтано был певчим
в
хоре собора Санта-Мария Маджоре, в городской капелле, учился в приходской
школе. |
|