В категории материалов: 100 Показано материалов: 1-30
Театр — одно из древнейших искусств.
Его зачатки можно наблюдать уже в детской игре, в обычаях и обрядах — в
свадебном, например. Но именно театр, как никакое другое искусство,
вбирает в себя множество элементов. Театр разнообразен и разнолик.
Человеческая память хранит представление о величии театров самых разных
эпох. |
Само слово «театр» имеет греческое
происхождение и означает место для зрелищ и само зрелище. Эпоху, когда
возник древнегреческий театр, принято называть классической (V–IV века
до н. э.) и воспринимать как некий образец, эталон.
|
Эллинизмом принято обозначать
историческую эпоху, которая началась с воцарением Александра
Македонского и окончилась включением Птоломеевского Египта в состав
римского государства (336— 30 годы до н. э.).
|
Литургическая драма возникла в
католических церквах с IX века. Процесс театрализации мессы был вызван
стремлением церкви сделать религиозные идеи и образы возможно более
наглядными, понятными и впечатляющими.
|
Становление театрального искусства
Китая принято относить к началу XII века, но задолго до этого в Китае
существовали песенно-театральные представления. В исторических
источниках есть записи о существовании в период «Весны и Осени» (772–481
годы до н. э.) артистов, умевших петь, танцевать, копировать внешность и
повадки людей.
|
Упоминания о комедии дель арте
появляются с середины 50-х годов XVI века. Маски — отличительная черта
этого театра. Известно, что в 1560 году во Флоренции состоялось
представление с участием масок, в 1565 году подобное представление было
дано в Ферраре по случаю приезда принца Баварского, в 1566 году — в
Мантуе при Дворе.
|
Театр мистерии — органическая часть
городских торжеств, которые обычно устраивались в ярмарочные дни. По
всем соседним городам и селениям разъезжали всадники и оповещали народ о
том, где и когда предстоит быть ярмарке и какие увеселения
подготавливаются для ее посетителей.
|
Но (или Ногаку) — старейший вид
японского театра. Сложился он в XIV–XV веках. Ранней формой этого вида
искусства были гигаку и дэнгаку. Сведения об этих представлениях
сохранились в памятниках письменности, отдельные виды их существуют и в
современном японском театре.
|
Этого героя звали Петрушкой, Петром
Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем. Он стал главным героем русского
народного кукольного театра. Петрушечная комедия была очень популярна и
чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века.
|
Вертеп — это малорусский,
белорусский и великорусский кукольный народный театр. Наиболее
распространен был в XVIII–XIX веках. Вертеп — театр уникальный. Его
представления можно было показывать публике только в святки или святые
вечера. Этим праздником заканчивался один год и начинался новый.
|
«Бургундский Отель» — старейший
драматический театр в Париже. Он был основан в 1548 году. Владельцы
театрального здания — члены «Братства страстей Господних», имевшие с
1402 года монопольное право на представление мистерий в Париже.
|
Театральная драматургия Италии
получила в XVI веке свое новое развитие — для сценического исполнения
трагедии, комедии и пасторальной драмы потребовалось создание
специального помещения.
|
Один из старейших театров Англии,
„Глобус" — публичный театр Лондона. Он действовал с 1599 по 1644год. В
„Глобусе" до 1642 года играла труппа „Слуги лорда Камергера",
возглавлявшаяся главным актером этого театра трагиком Р. Бербеджем. С
именем этой труппы связано творчество Шекспира — его драматическая и
актерская деятельность.
|
Здание итальянского театра „Фарнезе"
было построено в подражание театру „Олимпико" в Парме в 1618–1619 годах
во дворце герцога Рануччо I Фарнезе ди Порто по проекту выдающегося
архитектора Джованни-Батиста Алеотти (1546–1636) — ученика знаменитого
Палладио.
|
„Блистательный театр" был создан
Мольером и М. Бежар в 1643 году, в Париже. Несмотря на то, что театр
просуществовал около двух лет, он вошел в историю мирового театра —
вошел потому, что в нем началась театральная деятельность Жана-Батиста
Поклена, или знаменитого французского комедиографа,
режиссера и актера Мольера.
|
„Гранд-Опера" — крупнейший и
всемирно известный французский государственный оперный театр. В 1699
году Р. Камбером, маркизом де Сурдеаком, аббатом П. Перреном был получен
от короля Людовика XVI патент на двадцать лет для организации „оперных
академий", то есть музыкальных представлений в Париже и других городах.
|
Комедийная хоромина — первое
театральное здание в России, предназначенное для театральных
представлений. Оно было построено в 1672 году в летней резиденции царя
Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы (теперь это
Москва).
|
В основании школьного театра лежала
школьная драма, сочиненная по определенным правилам пиитики. Она
опиралась, прежде всего, на „правила" христианского учения о мире и
человеке, о добре и зле, на строгие церковные догматы и вечные
библейские и евангельские „сюжеты".
|
„Комеди Франсез" — название театра
„Театр Франсе", французский театр, театр французской комедии. Один из
древнейших западноевропейских профессиональных театров, он был создан в
1680 году по указу короля Людовика XIV, объединившему Театр Мольера с театром „Бургундский отель".
|
„Знаменитая банда" — немецкая
странствующая труппа комедиантов. Актерские объединения назывались в те
годы „бандами", и эта труппа действительно занимала ведущее положение
среди бродячих театров.
|
Вена — город Гайдна и Моцарта,
Бетховена и Брамса, Шуберта и Штрауса. На венском кладбище покоится их
прах. В венских театрах исполняются их произведения. В Вене сохранились
дома, где они жили и работали.
|
В XVII веке в культуре существовали
два наиболее мощных пласта: обрядово-церковный и народно-бытовой.
Школьную драму можно назвать „искусственной", то есть созданной, но не
существующей в виде „чистой" культурной формы. Школьная драма
„вторична", но сама ее „вторичность" постепенно приобретает строгие
жанровые формы.
|
„Комедиальная храмина" — театральное
здание, выстроенное в Москве в 1702 году на Красной площади против
Никольских ворот Кремля. Театральное помещение выстроено по приказу царя
Петра I для публичного государственного театра. Новый театр значительно
отличался от существовавшего во времена царя Алексея Михайловича.
|
Королевский театр — крупнейший театр
в Дании. Он основан в 1722 году в Копенгагене под названием „Датская
сцена" как частная антреприза. Значение этого первого национального
театра страны было связано с деятельностью Людвига Хольберга (или
Гольберга — в русской транскрипции, 1684–1754).
|
Прежде чем появился знаменитый
„Ковент-Гарден" — английский оперный театр, главным лондонским театром
был королевский „Дрюри-Лейн" (основан в 1682 году). Его труппа была
превосходна, материальное положение надежно, но все же не он, а другой
театр стал символом Англии.
|
Италия XVIII века отличалась большим
богатством и разнообразием театральной жизни. Все путешественники, ее
посетившие, с большим единодушием отмечали, что древний крик римского
народа „Хлеба и зрелищ" все еще раздается в Италии. И действительно, ни в
одной стране Европы не было в XVIII веке такого количества театров, как
в Италии.
|
„Бургтеатр" — крупнейший австрийский
театр. Он был открыт 14 марта 1741 года в Вене под названием
„Королевский театр при дворце". Первоначально существовал как придворный
театр, есть спектакли показывались для придворной аристократии. В
театре шли оперы и балеты, в которых участвовали итальянские и
французские актеры.
|
Театр Шляхетского корпуса сыграл
заметную роль в становлении Русского драматического искусства.
Шляхетский корпус (от польского Шляхта — дворянство) как учебное
заведение для дворян был открыт в 1731 году. Первоначально в нем
спектакли ставились на французском языке в качестве упражнений для
овладения иностранным языком.
|
Федор Григорьевич Волков (1728–1763)
был пасынком ярославского купца и промышленника Полушкина. Его детство и
юность прошли в старинных русских городах Ярославле и Костроме.
Ярославль того времени был одним из крупнейших торговых и промышленных
центров средней полосы России.
|
Во французском понимании слово
„бульварный" в применении к театру первоначально означало жанровую,
бытовую пьесу, построенную на современном материале. Пьесы такого рода
носили чаще всего развлекательный характер и опирались на любовную
интригу.
|
|