Наряду со священными книгами большое влияние на мироощущение иудеев в эллинистическую эпоху оказывали апокрифы (греческое слово апокриф означает нечто сокровенное, спрятанное в тайнике). Апокрифические книги не входили в священный канон и часто распространялись тайком. Авторство их приписывалось обычно различным популярным деятелям древности (патриархам, Ездре или пророкам). Вследствие этого, а также благодаря тому, что в них шёл разговор на жгучие и глубоко волновавшие всех темы — о первопричине зла, о посмертном воздаянии, о конце времён, о грядущем Мессии, о страшном Суде, — они пользовались большой популярностью. Ведь, как известно, канонические книги касались этих проблем вскользь, либо вовсе обходили их. Позже некоторые апокрифы были включены в христианскую Библию, хотя и не считаются священными.
Самым знаменитым апокрифом этой поры является, несомненно, Книга Еноха. Енох был десятым по счёту потомком Адама и жил ещё до Потопа. В Книге Бытия о нём (как и о всех праотцах народов) сказано всего несколько слов, но слова эти очень многозначительны. О конце Еноха сообщается так: «И ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24). Из этой фразы заключали, что Енох за свою праведность избежал общей участи смертных и живым взошёл на небо. Его судьба издавна привлекала внимание тех, кто размышлял над мировыми загадками. Поэтому далеко не случайно неизвестный автор апокрифа (он жил, как считают, во II в. до Р. Х.) приписал своё творение именно Еноху.
Содержание Книги Еноха вкратце следующее. По прошествии многих лет после изгнания из рая, дети Адама и Евы размножились по всей земле и стали рождаться у них красивые и прелестные дочери (иногда уточняют, что женщины эти относились к потомству Каина; в его роду якобы на каждого родившегося мальчика приходилось сто девочек). Тогда некоторые из ангелов, сыновей Божьих, увидели их и сказали друг другу: «Давайте выберем себе жён среди дочерей человеческих и родим детей». От этих браков стали рождаться великаны, отличавшиеся огромной силой и жадностью. Великаны стали нападать на людей, грабить их и убивать. Земля наполнилась стоном и плачем. Среди падших ангелов был один по имени Азазел, отличавшийся большой хитростью и коварством. Придя к людям, он учил их многим грешным занятиям. Мужчин он обучал изготовлению мечей и войне, а женщин — умению нравиться, употреблению белил и румян. Мужчины стали влюбляться в женщин, и от этого возникла между ними вражда. Они убивали в ссорах друг друга, и всюду лилась кровь. Сатана, глядя на это, радовался безмерно, так как хотел, чтобы люди окончательно отвернулись от Бога и попали под его власть.
Из всех людей один только Енох, сын Иареда, был угоден Господу и ходил по Его законам. Господь послал сон на Еноха и открыл ему во сне будущее мира. Еноху привиделось, что он оторвался от земли и вознёсся на небо. Здесь пред ним предстал огромный дворец, стены которого были огонь, пол — кристаллическая твердь, а крыша — звёздное небо. В этом дворце Енох увидел престол Божий и Господа, восседавшего на нём. От Него исходил ослепительный свет. Бесчисленное число ангелов летало вокруг Господа, а среди них четыре наипервейших архангела, повелевавших по воле Господа всеми остальными.
Еноху открылись их имена, и он узнал, что первый из архангелов Уриил — ему подчиняются молнии, дана сила колебать землю и устраивать землетрясения. Второй архангел — Рафаил, повелевающий душами людей и всеми земными духами. Третий архангел — Гавриил — начальник ангелов и страж рая, а четвёртый архангел — Михаил, имеющий силу от Господа укрощать всё земное зло.
Уриил приблизился к Еноху и увлёк его прочь от небесного дворца. Енох увидел пустынную местность, а в ней глубочайшую пропасть, объятую огнём. Уриил сказал: «Сюда, когда придёт назначенный день, Господь заключит падших ангелов во главе с Сатаной и будет здесь произведён над ними суд за все их грехи против людей и Бога. Сюда же будут низвергнуты души всех грешников, которые не получат оправдания в день Страшного Суда и обречены будут на вечные муки».
Уриил отошёл от Еноха, а Рафаил приблизился к нему, повёл к высокому горному хребту и указал на четыре глубоких провала в земле, стены которых были гладки и отполированы, как стекло. Рафаил сказал: «Это ад — место, назначенное Господом для того, чтобы собирать сюда души умерших людей. Они будут находиться здесь до дня Страшного Суда. Когда же придёт этот Суд, Господь вынесет каждому человеку свой приговор в зависимости от его грехов или святости».
Енох заглянул в первый провал, и Рафаил сказал ему: «Здесь собираются праведники — все те, кто жил по закона Божьим». Вслед за тем они приблизились ко второму провалу. Рафаил сказал: «Сюда собираются все те, кто в своей жизни не был ни праведником, ни грешником. Господь даровал им воду и избавил от мук, но они останутся здесь до конца света». У третьего провала Рафаил сказал: «Это место мучения раскаявшихся грешников. Несмотря на их муки, у многих из них ещё есть надежда в день Суда получить прощение от Господа и попасть в рай». Наконец Рафаил указал на последний провал и сказал о нём Еноху: «Те, что мучаются здесь — нераскаявшиеся грешники. Их судьба уже предрешена. В день Суда они выйдут отсюда лишь затем, чтобы сменить свои муки на ещё более страшные. Их бросят в огненную пропасть, которую ты уже видел, и оставят там навсегда».
Енох сказал: «Да будет прославлен Господь наш! Но где будет проходить этот суд, о котором ты говоришь?» Тогда приблизился к нему архангел Михаил, повёл его в другое место земли и указал там на горный хребет огненный, горевший день и ночь. Енох взошёл на него и увидел семь великолепных гор. Три горы были на востоке, возвышаясь одна над другой, три — на западе, а между ними находилась седьмая. Её вершина была подобна трону и окружена деревьями. Михаил сказал: «Эта высокая гора, которую ты видел и вершина которой подобна престолу Господа, есть Его престол. Здесь сядет Господь, когда Он сойдёт на землю для Своего Суда».
Они приблизились к деревьям, которые окружали престол Господень. Между ними было одно дерево, благоухавшее так сладко, что Енох удивился и сказал: «Посмотри на это дерево: прекрасны на вид и приятны его листья и плоды, и цветы, и ветви. Скажи мне, что это за дерево?» Михаил отвечал: «К этому дереву с драгоценнейшим запахом не позволено прикасаться ни единому из смертных до времени Великого Суда. Только тогда праведники в награду за свою святость получат право срывать с него плоды. И, съедая их, обретут жизнь вечную. Их не коснётся более ни печаль, ни горе, ни труд, ни мучение». Слыша это, Енох опять обрадовался доброте Господней. Тут к нему приблизился архангел Гавриил и повёл в другую землю. Енох увидел плодородное место, орошаемое реками, а посередине — сад. В этом саду росло множество больших деревьев, расточающих прекрасный аромат и великолепных по виду. Посередине возвышалось дерево особенно прекрасное. Гавриил сказал Еноху: «Это земной рай, а это дерево, на которое ты обратил внимание, есть дерево познания добра и зла. От него вкусили предки твои Адам и Ева. После Страшного Суда Господь преобразит землю, и она будет вся как земной рай, и будут жить на ней одни праведники вместе с ангелами небесными, а грешники сгорят в огне».
Енох спросил Гавриила: «Ясна мне будущая судьба грешников и праведников, и знаю я теперь, что ждёт тех и других. Но Кто будет Судьёй над ними и как будет решаться их судьба?» Тогда Гавриил увлёк Еноха обратно на небо, к чертогу Господнему, и, взглянув на Бога, Енох увидел Человека, сидящего рядом с Ним. Лицо его было прекрасно и подобно лицу ангела. Гавриил сказал: «Это Сын Божий. В день Суда он спустится на землю и воссядет на престоле Господнем, который ты уже видел. Тогда разверзнется земля и выйдут из неё все мертвецы и пойдут к Нему. А он изберёт между ними праведников и святых, а грешников отторгнет от себя и низвергнет в огненную пропасть. И тогда наступит царство Божье, и Сын Божий будет править в нём».