Иуда, как можно предположить, был среди апостолов (в основном происходивших из Галилеи) едва ли не единственным уроженцем Иудеи. Он ведал общими расходами общины учеников Христа и постоянно носил с собой «денежный ящик» для подаяний. Образ этого апостола очень скупо очерчен в Евангелии и едва выступает из ткани повествования. О мотивах его поступков ничего не сообщается, вследствие чего они открывают широкий простор для всевозможных толкований. Выше уже рассказывалось, как Иуда явился к «первосвященникам» и предложил им свои услуги, спросив: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» Получив свои тридцать сребреников, он привёл толпу, посланную схватить Христа, на известное ему место к востоку от Иерусалима, за потоком Кедрон, и помог своим поцелуем быстро распознать Христа в темноте. Это была ценная услуга; и всё же существует несомненный контраст между её сравнительной малостью и духовным значением, которое традиция признаёт за событием предательства одного из избранников Сына Божьего. После осуждения Христа на казнь, Иуда тотчас раскаялся в содеянном. Он возвратил нанимателям полученные от них тридцать сребреников (отсюда видно, что корыстолюбие отнюдь не определяло сущность его выбора) и в отчаянии удавился.
Есть две прямо противоположные тенденции в истолковании поведения Иуды. Гностическая секта каинитов, существовавшая во II в., понимала его предательство, как исполнение некоего высшего служения в деле искупления мира. Отправной точкой их учения служило представление, что Господь, при Своём всезнании и всеведении, не мог иметь в отношении ученика никаких заблуждений. Он, разумеется, знал, что Иуда предаст Его. А то, что Он никак не попытался ему помешать, означает, что предательство и крестная смерть изначально входили в Его планы. Ибо Христос явился в мир с единственной и извечно установленной целью: для того чтобы умереть. Евангелие — это, по сути, рассказ о самоубийстве Бога. Но для того, чтобы жертвенная смерть Его обрела смысл и стала трагедией, необходим был некто, добровольно принявший на себя проклятие предательства. Этим некто и стал Иуда — единственный из апостолов, угадавший тайную божественность и ужасную цель Иисуса. И он поступил так, как ему было предназначено в плане Бога. Он отрёкся от своего духа и от царства небесного, как другие, менее героические натуры, отрекаются от наслаждения: он добровольно обрёк себя на адские муки, ибо ему было довольно того, что Господь блажен. Без Иуды невозможно было бы чудесное воскресение Христа. Таким образом, тридцать сребреников, полученных им за своё мнимое предательство, — эта цена спасения всех человеческих душ.
Нечего говорить, что эта точка зрения находится в резком противоречии со всей христианской традицией. Средневековая апокрифическая литература, напротив, расписывает образ Иуды как совершенного злодея. Согласно этой легенде, Иуда был отпрыском четы жителей Иерусалима — Рувима-Симона из колена Данова и его жены Цибореи. Последняя в ночь зачатия увидела сон, предупреждающий, что сын её будет вместилищем пороков и причиной гибели иудейского народа. Родители положили новорождённого в осмолённую корзину из тростника и отдали на волю морских волн. Корзина приплыла к острову Скариот. Бездетная царица острова воспитала младенца, как своего сына. Однако через некоторое время у неё родился настоящий сын, и Иуда, впервые проявляя своё злонравие, стал чинить мнимому брату непрерывные обиды. Выведенная из себя царица открыла Иуде тайну его происхождения. Тот в стыде и ярости убил царевича и убежал в Иерусалим, где поступил на службу к Пилату и добился его особого расположения. Рядом с дворцом Пилата находился сад Рувима-Симона. Пилат с вожделением взирал на растущие там яблоки и однажды послал Иуду нарвать их. Перебравшись через стену сада, Иуда столкнулся с его хозяином и в перебранке убил его. Пилат подарил любимцу всю собственность покойного и женил его на вдове. Таким образом, к грехам братоубийства и отцеубийства Иуда прибавляет ещё и грех кровосмесительного брака. В конце концов он узнал, кем в действительности приходится ему Циборея, и отправился к Христу, чтобы получить от него прощение своих грехов. |