Элегантное здание
аэровокзала, исполненное гармонии и света, — одно из самых впечатляющих
достижений архитектуры XX века. Здесь были использованы новые материалы и
последние достижения в области инженерно-гражданского строительства. По другому
и быть не могло — ведь автором аэропорта был знаменитый мастер хай-тека Ренцо
Пиано.
Работы Пиано всегда
ориентированы на творческое решение как инженерно-технических, так и
дизайнерских проблем урбанистической среды. В продолжительном сотрудничестве с
Ричардом Роджерсом над проектом Центра Помпиду Пиано усовершенствовал
индустриальный стиль (или хай-тек) благодаря внедрению новейших технологий и
методов автоматизации проектирования.
Центр современного
искусства имени президента Франции Жоржа Помпиду построен в 1971–1977 годах в
исторической части Парижа. Индустриальный стиль хай-тек разительно отличает
здание от окружающих его старинных домов. Резкие возражения против
строительства центра сменились признанием, за первый год его посетили шесть
миллионов человек.
Молодые архитекторы Пиано
и Роджерс, выигравшие международный конкурс, задумали здание как
многофункциональный комплекс, приспособленный для быстрой перепланировки.
Центр, рассчитанный на большой поток посетителей, тщательно продуман с точки
зрения безопасности. Комплекс четко разделен на три зоны, большая подземная
часть, основное наземное сооружение со стальным каркасом и окружающая здание
площадь, которая превращена в выставочную площадку музея и место выступления
молодых актеров, музыкантов и художников. В здании размещаются залы музея
современного искусства, библиотека, кинотеатр и художественные мастерские.
Центр Помпиду и его оживленная площадь сегодня воспринимаются как неотъемлемая
часть культурной жизни Парижа.
Архитекторы, приняв во
внимание стремительные изменения современной технологии, сочли нецелесообразным
уводить под пол водопроводные и отопительные трубы, прятать в стены
электропроводку и кондиционеры.
За это многие критиковали
Центр Помпиду. Некоторые даже заявляли, что Центр вообще никакого отношения к
архитектуре не имеет, уверяя, что это всего лишь сляпанное на скорую руку
техническое сооружение. Но в том-то и парадокс, что Центр Помпиду по сути своей
гораздо ближе духу классической архитектуры, чем иное современное здание,
имитирующее тяжеловесный грегорианский стиль. Как греческий храм горделиво
выставлял напоказ колонны, подпиравшие его крышу, точно так же и Центр Помпиду
не стесняется показать металлический «костяк», на котором держится весь его
корпус, и не скрывает необходимых элементов своего технического оснащения.
Новые грани своего таланта
Пиано проявил при проектировании международного аэропорта Кансай. Строительство
продлилось тридцать восемь месяцев, с 1991 по 1994 год. Работа была поделена
между двумя строительными группами, включавшими от 4000 до 10000 рабочих.
Группы двигались навстречу друг другу с северной и южной сторон к середине
здания.
Аэровокзал похож на легкий
планер, в плавном скольжении опустившийся на искусственный остров в японском
заливе Осака. Вытянутая форма позволяет эффективно использовать площадь острова
под взлетно-посадочную и рулежную полосы.
Изящно изогнутое здание
имеет длину 1,7 километров. Аэровокзал Кансай и Великая китайская стена —
единственные рукотворные объекты, видимые из космоса. При постройке аэропорта
потребовалось срыть три горы для получения необходимой массы грунта и возвести
транспортный мост длиной в 5 километров. Современные технологии позволили
создать сооружение, сохраняющее горизонтальный уровень, несмотря на
прогнозируемое оседание почвы до одиннадцати метров. Благодаря оригинальному
решению проекта аэровокзал Кансай гармонично вписывается в окружающий пейзаж.
Аэропорт на искусственном
острове может расширяться и действует круглосуточно, без ограничений уровня
шума. Эти преимущества оправдали высокую стоимость проекта и трудности,
связанные со строительством в зоне тайфунов, в пяти километрах от берега.
Оседание грунта
компенсируется гидравлическими домкратами, которые под управлением компьютера
постоянно регулируют высоту всех девятисот несущих колонн.
Ярусная структура здания
позволяет быстро сделать пересадку с международных рейсов на внутренние.
Пассажиры прибывают с материка к аэровокзалу на поезде.
Форма здания симметрична и
в то же время односторонне направлена. Она как бы воплощает движение, порыв, то
есть саму атмосферу здания, так же гармонично, как форма фюзеляжа и крыльев
самолета выражает динамику полета.
Напряженная линия крыши —
основа дизайна всего проекта — издалека видна и с самолета, и с поезда. Крыша,
напоминающая формой сегмент велосипедной шины, изогнута не только в поперечном,
но и в продольном сечении — по всей длине в 1,7 километров. Ее трехсотметровая
центральная часть перекрывает пролет в восемьдесят два метра на стальных
трубчатых раскосах. Симметричные крылья, под которыми расположены залы
ожидания, поддерживаются ребрами другого размера, но той же кривизны. Слабая
кривизна крыши позволила сделать все девяносто тысяч панелей из нержавеющей
стали одинакового размера и упростить соединения частей. Дождевая вода стекает
по краям панелей в водонепроницаемый нижний слой. Таким образом,
предотвращается загрязнение крыши, обеспечивается отражение тепла и сохранность
внешнего вида. Между каркасом и покрытием предусмотрены гибкие соединения,
которые компенсируют сейсмические и температурные колебания.
Низкая крыша не закрывает
обзор с диспетчерской вышки, которая расположена со стороны привокзальной
площади: отсюда видны хвосты самолетов.
Большая площадь остекления
создает особую прозрачность, ощущение света и простора в противовес обычной
вокзальной толчее. |