Идея создания
международной космической станции возникла в начале 1990-х годов. Проект стал
международным, когда к США присоединились Канада, Япония и Европейское
космическое агентство. В декабре 1993 года США совместно с другими странами,
участвующими в создании космической станции «Альфа», предложили России стать
партнером данного проекта. Российское правительство приняло предложение, после
чего некоторые эксперты стали называть проект «Ральфа», то есть «Русская
Альфа», — вспоминает представитель НАСА по связям с общественностью Эллен
Клайн.
По прикидкам экспертов,
строительство «Альфа-Р» может быть завершено к 2002 году и обойдется примерно в
17,5 миллиардов долларов. «Это очень дешево, — отметил руководитель НАСА Даниэл
Голдин. — Если бы мы работали одни, затраты были бы большими. А так, благодаря
сотрудничеству с русскими, мы получаем не только политические, но и
материальные выгоды…»
Именно финансы, точнее их
недостаток, и заставили НАСА искать партнеров. Первоначальный проект — он
назывался «Свобода» — был весьма грандиозен. Предполагалось, что на станции
можно будет ремонтировать спутники и целые космические корабли, изучать
функционирование человеческого организма при длительном пребывании в
невесомости, вести астрономические исследования и даже наладить производство.
Привлекли американцев и
уникальные методики, на которые были положены миллионы рублей и годы работы
советских ученых и инженеров. Поработав в одной «упряжке» с россиянами, они
получили и достаточно полные представления о российских методиках, технологиях
и т.д., касающихся долговременных орбитальных станций. Трудно оценить, сколько
миллиардов долларов они стоят.
Американцы изготовляют для
станции научную лабораторию, жилой модуль, стыковочные блоки «Ноуд-1» и
«Ноуд-2». Российская сторона разрабатывает и поставляет функционально-грузовой
блок, универсальный стыковочный модуль, транспортные корабли снабжения,
служебный модуль и ракету-носитель «Протон».
Большую часть работ
выполняет Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.
Хруничева. Центральной частью станции станет функционально-грузовой блок, по
размерам и основным элементам конструкции аналогичный модулям «Квант-2» и
«Кристалл» станции «Мир». Его диаметр — 4 метра, длина — 13 метров, масса —
более 19 тонн. Блок будет служить домом для космонавтов в начальный период
сборки станции, а также для обеспечения ее электроэнергией от солнечных панелей
и хранения запасов топлива для двигательных установок. Служебный модуль создан
на основе центральной части разрабатывавшейся в 1980-е годы станции «Мир-2». В
нем космонавты будут жить постоянно и проводить эксперименты.
Участники Европейского
космического агентства разрабатывают лабораторию «Колумбус» и автоматический
транспортный корабль под ракету-носитель «Ариан-5» Канада поставляет мобильную
систему обслуживания, Япония — экспериментальный модуль.
Для сборки международной
космической станции потребуется ориентировочно выполнить 28 полетов на
американских космических кораблях типа «Спейс шаттл», 17 запусков российских
ракет-носителей и один запуск «Ариана-5». Доставить экипажи и оборудование к
станции должны 29 российских кораблей «Союз ТМ» и «Прогресс».
Общий внутренний объем
станции после сборки ее на орбите составит 1217 квадратных метров, масса — 377
тонн, из которых 140 тонн — российские компоненты, 37 тонн — американские.
Расчетное время работы международной станции — 15 лет.
По причине финансовых
неурядиц, преследовавших Российское аэрокосмическое агентство, сооружение МКС
выбилось из графика на целых два года. Но наконец 20 июля 1998 году с
космодрома Байконур ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту функциональный
блок «Заря» — первый элемент международной космической станции. А 26 июля 2000
года с МКС соединилась наша «Звезда».
Этот день войдет в историю
ее создания как один из важнейших. В Центре пилотируемых космических полетов
имени Джонсона в Хьюстоне и в российском ЦУПе в городе Королёв стрелки на часах
показывают разное время, но овации в них грянули одновременно.
До того времени МКС
представляла собой набор безжизненных строительных блоков, «Звезда» вдохнула в
нее «душу»: на орбите появилась пригодная для жизни и длительной плодотворной
работы научная лаборатория. Это принципиально новый этап грандиозного
международного эксперимента, в котором участвуют 16 стран.
«Теперь открыты ворота для
продолжения строительства Международной космической станции», — с
удовлетворением заявил представитель НАСА Кайл Херринг. На данный момент МКС
состоит из трех элементов — служебного модуля «Звезда» и функционального
грузового блока «Заря», созданных Россией, а также стыковочного узла «Юнити»,
построенного США. С пристыковкой нового модуля станция не только заметно
подросла, но и потяжелела, насколько это возможно в условиях невесомости, набрав
в сумме около 60 тонн.
После этого на околоземной
орбите оказался собран своего рода стержень, на который можно «нанизывать» все
новые и новые элементы конструкции. «Звезда» — это краеугольный камень всего
будущего космического сооружения, сопоставимого по размерам с городским
кварталом. Ученые утверждают, что полностью смонтированная станция по яркости
окажется в звездном небе третьим объектом — после Луны и Венеры. Ее можно будет
наблюдать даже невооруженным взглядом.
Российский блок,
обошедшийся в 340 миллионов долларов, представляет собой тот ключевой элемент,
который обеспечивает переход количества в качество. «Звезда» — это «мозг» МКС.
Российский модуль не только место проживания первых экипажей станции. «Звезда»
несет в себе мощный центральный бортовой компьютер и аппаратуру для поддержания
связи, систему жизнеобеспечения и двигательную установку, которая обеспечит
ориентацию МКС и высоту орбиты. Впредь все прилетающие на «Шаттлах» экипажи во
время работ на борту станции будут полагаться уже не на системы американского
космического корабля, а на жизнеобеспечение самой МКС. И гарантирует это
«Звезда».
«Стыковка российского
модуля и станции происходила примерно на высоте 370 километров над поверхностью
планеты, — пишет в журнале «Эхо планеты» Владимир Рогачев. — В этот момент
космические аппараты мчались со скоростью около 27 тысяч километров в час.
Проведенная операция заслужила наивысшие оценки экспертов, в очередной раз
подтвердив надежность российской техники и высочайший профессионализм ее
создателей. Как подчеркнул в беседе со мной по телефону находящийся в Хьюстоне
представитель "Росавиакосмоса" Сергей Кулик, и американские, и
российские специалисты прекрасно понимали, что являются свидетелями
исторического события. Мой собеседник отметил также, что важный вклад в
обеспечение стыковки внесли и специалисты Европейского космического агентства,
создавшие центральный бортовой компьютер "Звезды".
Потом трубку взял Сергей
Крикалев, которому в составе стартующего с Байконура в конце октября первого
экипажа длительного пребывания предстоит обживать МКС. Сергей отметил, что все
находившиеся в Хьюстоне ожидали момента касания космических аппаратов с
огромным напряжением. Тем более что после того, как включился автоматический
режим стыковки, сделать "со стороны" можно было очень немногое.
Свершившееся событие, пояснил космонавт, открывает перспективу для
разворачивания работ на МКС и продолжения программы пилотируемых полетов. В
сущности, это продолжение программы "Союз" — "Аполлон",
25-летие завершения которой отмечается в эти дни. Русские уже летали на
"Шаттле", американцы — на "Мире", теперь наступает новый
этап».
Мария Ивацевич,
представляющая Научно-производственный космический центр имени М.В. Хруничева,
особо отметила, что выполненная без каких-либо сбоев и замечаний стыковка
«стала серьезнейшим, узловым этапом программы».
Итог подвел командир
первой запланированной долговременной экспедиции на МКС американец Уильям
Шеппард. «Очевидно, что факел соревнования теперь перешел от России к США и
остальным партнерам международного проекта, — сказал он. — Мы готовы принять
эту нагрузку, понимая, что от нас зависит поддержание графика строительства
станции».
В марте 2001 года МКС едва
не пострадала от удара в нее космического мусора. Примечательно, что ее могла
протаранить деталь с самой же станции, которая была утеряна во время выхода в
открытый космос астронавтов Джеймса Восса и Сьюзен Хелмс. В результате маневра
МКС удалось уклониться от столкновения.
Для МКС это была уже не
первая угроза, исходившая от летающего в космическом пространстве мусора. В
июне 1999 года, когда станция была еще необитаемой, возникла угроза ее
столкновения с обломком верхней ступени космической ракеты. Тогда специалисты
российского Центра управления полетами в городе Королёве успели дать команду на
маневр. В результате обломок пролетел мимо на расстоянии 6,5 километров, что по
космическим меркам мизер.
Теперь свое умение
действовать в критической ситуации продемонстрировал американский Центр
управления полетами в Хьюстоне. После получения информации из Центра слежения
за космическим пространством о движении по орбите в непосредственной близости
от МКС космического мусора хьюстонские специалисты сразу же дали команду на
включение двигателей пристыкованного к МКС корабля «Дискавери». В результате
орбита станции была поднята на четыре километра.
Если бы маневр произвести
не удалось, то летевшая деталь могла в случае столкновения повредить прежде
всего солнечные батареи станции. Корпус МКС такой осколок пробить не может:
каждый из ее модулей надежно прикрыт противометеоритной защитой. |