Стремительный
экономический подъем послевоенной Японии отразился в целом ряде смелых
технических проектов: железные дороги, тоннели и мосты. Так, в 1964 году Япония
поразила мир открытием новой государственной железной дороги Синкансэн,
соединяющей Токио и Осаку. Длина ее равнялась 515 километрам. Далее ее
протянули на юг в сторону Хаката на Кюсю, а из Токио она идет теперь на север
до Ниигаты и на северо-восток до Мориоки.
В марте 1988 года открылся
железнодорожный туннель Сэйка между Хонсю и Хоккайдо. Его длина 54 километра, и
он самый длинный в мире. 23 километра тоннеля проходят под морем на глубине ста
метров. В этом же ряду стоит и супермост Сэто-Охаси.
Как известно, Япония
располагается на четырех больших и огромном количестве малых островов. С 10
апреля 1988 года, когда состоялось открытие моста Сэто-Охаси, все четыре
крупных острова связаны между собой. Теперь можно быстро добраться от
северного, по-сибирски холодного Хоккайдо — через Хондо — к субтропически
теплым гаваням Хонсю и к заполненным паломниками храмам Сикоку на юге.
Мост Сэто-Охаси —
высочайшее достижение современного инженерного искусства — перекинут через
Японское море от острова Хонсю до острова Сикоку Это один из самых прекрасных
островных ландшафтов мира.
Мост, проезд по которому
оплачивается, соединяет города Курасики на Хонсю и Сакайдэ на Сикоку, элегантно
проходя через пять маленьких островов и преодолевая тем самым расстояние в
двенадцать километров. Вообще-то правильнее было бы называть его мостами,
потому что этот невероятный проект включает в себя именно несколько мостов,
построенных по разным техническим принципам.
У самого длинного южного
подвесного моста Бисан расстояние между опорами равно 1100 метрам, это пятый по
длине мост в мире. Высота большей из двух свай — 194 метра. Значит, обе они
существенно выше пирамиды Хеопса и составляют примерно две трети от высоты
Эйфелевой башни. Говорят, будто бы стальные канаты, которые использовались при
строительстве моста, были такой длины, что трижды могли бы опоясать земной шар.
Во время прилива мост все
равно находится на высоте 65 метров над водой, а это позволяет танкерам и
океанским судам беспрепятственно входить в Японское море.
Мост Сэто-Охаси — двойной,
то есть по нему проходит и железная дорога, и автострада. Верхняя часть моста —
четырехполосная магистраль, а нижняя предназначена для поездов, в том числе и
для Синкансэн.
Строительство длилось 10
лет, а расходы составили около 8,7 миллиарда долларов. В кульминационный период
строительства здесь трудились 5000 рабочих, а занятость их составила 67
миллионов рабочих часов. 17 человек погибли в результате несчастных случаев на
стройке. Мост спроектирован таким образом, что выдержит землетрясение в 8,5
балла (по шкале Рихтера). Японское море обычно спокойно, но, как известно, сама
местность постоянно под угрозой землетрясения.
Мост этот действительно
велик, но в последнее время ему пришлось отступить на второй план перед другим,
еще более длинным. У моста Акаши-Кайке, построенного в 1997 году, расстояние
между опорами 1991 метр. Он стал самым длинным подвесным мостом в мире.
Через мост Сэто-Охаси
ведет платная автострада, на которой расположено 30 автобусных остановок. Здесь
же проходит и железная дорога Хонси-Биса, там три новые станции: Кими, Каминохо
и Кодзима.
Соединение главных
островов Японии такой железнодорожной линией — исключительное достижение. На
юго-западе между островами Кюсю и Хонсю поезда идут по тоннелям под водой
(третий тоннель проложен специально для автомобилей).
Воздействие этих новшеств
на Сикоку будет, наверное, очень заметным. Сикоку — самый маленький из четырех
главных островов, к тому же и самый изолированный. Остров привлекал скорее
паломников, чем туристов. На этом острове 88 храмов. Чтобы все их обойти
пешком, нужно примерно два месяца. Все храмы связаны между собой именем
буддийского святого Кобо-Аайси, который в 774 году родился на Сикоку, а в 806
году основал японскую секту Сингон. Теперь жизнь этого спокойного острова
переменится за счет притока туристов. |