Ракета-носитель «Протон»,
относящаяся к тяжелому классу, разработана под руководством генерального
конструктора академика В. Челомея. Начиная с 1965 года до наших дней она
используется для запуска орбитальных пилотируемых и автоматических межпланетных
станций, геостационарных спутников связи, других космических аппаратов.
С помощью ракеты-носителя
«Протон» были запущены все орбитальные станции «Салют», «Мир», аппараты науки и
межпланетные станции «Протон», «Зонд-4, -8», «Луна-15… -24», «Венера-9… -16»,
«Вега-1, -2», «Марс-2… -7», связные спутники серии «Радуга», «Экран»,
«Горизонт», астрофизическая станция «Астрон». Сегодня при ее помощи
доставляются грузы на МКС. Ракета конструктивно выполнена по тандемной схеме с
несущими топливными баками. В зависимости от назначения она может быть двух-,
трех-, четырехступенчатой. Длина трехступенчатого «Протона» без полезного груза
44,3 метра, а максимальный поперечный размер 7,4 метра. На всех ступенях
ракеты-носителя установлены мощные малогабаритные однокамерные жидкостные
ракетные двигатели (ЖРД). В ней применяются высококипящие компоненты топлива:
окислитель — четырехокись азота, горючее — несимметричный диметилгидразин.
Первая ступень
ракеты-носителя «Протон» конструктивно выполнена в виде «пакета». Он состоит из
центрального и присоединенных к нему шести боковых блоков. Боковые блоки
оснащены однокамерными качающимися жидкостными ракетными двигателями РД-253.
Они спроектированы в ГДЛ-ОКБ в 1961–1965 годах. Масса конструкции сухого ЖРД
1280 килограммов, залитого — 1460 килограммов. Удельная масса сухого двигателя
составляет 6 килограммов на тонну тяги, высота — 2,72 метра, максимальный
диаметр камеры сгорания — 1,5 метра. Другие характеристики двигателя: удельный
импульс двигателя на земле равен 287 с, тяга — 150 тс, в пустоте — 316 с при
тяге 167 тс (с начала 1980-х годов форсирована до 178 тс) и давлении в камере
сгорания 160 кгс/см.
«В конструкции двигателя
широко применяется сварка, — пишет в журнале «Авиация и космонавтика» Г.
Максимов. — В частности, в его основных магистралях насчитывается всего 11
разъемов. Отсутствуют какие-либо системы вспомогательных рабочих тел. Запуск
происходит на самотеке топлива. Операции включения и выключения обеспечивают
девять пироклапанов простой конструкции. Агрегаты ЖРД от воздействия реактивной
струи защищены теплозащитными экранами. Управление вектором тяги осуществляется
поворотом двигателя в вертикальной плоскости.
На второй ступени
установлены четыре ЖРД тягой по 60 тс каждый, на третьей — один. Эти двигатели
разработаны в ОКБ С. Косберга. Третья ступень снабжена также рулевым ЖРД тягой
около 3 тс для управления направлением ее полета.
До 1976 года для выведения
космических аппаратов на геостационарную орбиту и межпланетные траектории
использовался разгонный блок "Д", приспособленный для длительного
пребывания в условиях космического пространства. Его длина — 5,5 метра, диаметр
по стыку с ракетой-носителем — 4 метра, масса — 17,3 тонны. Разгонный блок
оснащен ЖРД многократного запуска, работающим на кислороде и керосине. Тяга ЖРД
— 8,5 тс, удельный импульс более 350 с, суммарное время работы — 600 с. Для
управления на пассивных участках используются автономные двигательные
установки, работающие на азотном тетраксиде и несимметричном диметилгидразине.
Разгонный блок стыкуется с ракетой-носителем с помощью конического и
цилиндрического переходников. Первый сбрасывается вместе с последней ступенью,
а второй отделяется от разгонного блока через некоторое время. С 1976 года
вместо блока "Д" используется более совершенный — "ДМ"».
Суммарная полезная
мощность двигательных установок ракеты «Протон» в три раза больше мощности двигательных
установок ракеты «Восток» и составляет 44100000 кВт (60 миллионов лошадиных
сил). В этих двигателях обеспечена высокая полнота сгорания, значительное
давление в системе, равномерное и равновесное истечение продуктов сгорания из
сопел.
От аэродинамических
нагрузок и тепловых потоков «Протон» при выведении на орбиту защищен головным
обтекателем. Обтекатель устанавливается на последнюю ступень ракеты-носителя и
крепится к верхней части цилиндрического переходника. Для обслуживания
«Протона» и проведения необходимых технологических операций при подготовке к
старту в конструкции обтекателя предусмотрены люки. Надо отметить, что головной
обтекатель для орбитальных станций на активном участке выведения защищает
только внешние элементы переходного и части рабочего отсеков.
В середине 1960-х годов на
Байконуре для подготовки и пусков ракеты-носителя «Протон» были созданы
технический и стартовый комплексы.
Стартовый комплекс
«Протона» мало похож на стартовый комплекс «Союза». Он состоит из двух
стартовых позиций, разнесенных на 600 метров друг от друга. Стационарное
подъемное устройство, смонтированное в стартовом сооружении, переводит
ракету-носитель с космическим аппаратом в вертикальное положение.
Ракета-носитель перед стартом не подвешена на опорных фермах, а стоит
непосредственно на опорах стартового стола. Для предстартового обслуживания
используются не отклоняемые перед стартом фермы, как у «Союза», а огромная
башня, передвигающаяся по рельсам. Перед стартом она откатывается на
значительное расстояние.
Процесс заправки
ракеты-носителя компонентами топлива и сжатыми газами полностью
автоматизирован, включая подвод и отвод наполнительных соединений.
Нет здесь и кабельных и
кабель-заправочных мачт. Вместо этого под ракетой в центре пускового стола есть
специальное стыковочное устройство, которое перед стартом надежно соединяет с
ракетой более 5000 коммуникаций и электрических цепей.
Через доли секунды после
начала движения ракеты устройство пневмоускорителями сбрасывается вниз и
мгновенно прочно и плотно закрывается броневыми крышками. Эти крышки образуют
рассекатель, который направляет мощный поток газов работающих двигателей в два
отводящих газохода. Командный пункт управления находится в 1,5 километрах от
стартового комплекса.
Разворот ракеты-носителя
по азимуту осуществляется автономно на начальном участке полета в соответствии
с заложенной на борту программой. Ракета-носитель «Протон» способна вывести на
околоземную орбиту высотой 200 километров с наклонением 51,6 градусов полезный
груз массой свыше двадцати тонн. С дополнительной четвертой ступенью ее
возможности возрастают. Она может доставить на геостационарную орбиту 2 тонны
полезного груза, к Луне — 5,7 тонны, Венере — 5,3 тонны, Марсу — 4,6 тонны.
В апреле 2001 года в
первый полет отправилась новая ракета — «Протон-М», являющаяся принципиальной
модификацией заслуженного «Протона». Теперь на околоземную орбиту можно вывести
22 тонны, а на геостационарную орбиту 3–3,2 тонны.
Новая ракета оснащена
разгонным блоком «Бриз-М», который заменит блок «ДМ», по вине которого не раз
случались аварии на последней стадии. ГКНПЦ им. Хруничева решил для «Протона»
изготовить свой блок. Ведущая роль в создании новой ракетной конфигурации
принадлежит конструкторам Александру Медведеву и Олегу Давыдову.
Новая ракета отличается
улучшенной экологией. Район падения ступеней сокращен в десятки раз. Кроме
того, за счет выжигания остатков топлива баки падают на землю практически
сухими.
«Протон», который
стартовал 280 раз, считался самой надежной ракетой в мире. За последние пять
лет по его вине было только две аварии. Теперь эту репутацию предстоит
подтвердить его преемнику. |