21 августа 1991 года Эл
Тиг разогнал по солончаковой равнине Бонневил (Юта, США) автомобиль собственной
конструкции «Спид-О-Мотив Спирит оф 76» до 684,322 километров в час. Это на
сегодняшний день рекорд скорости для автомобилей с колесным приводом.
До сих пор некоторые люди
считают, что колесный привод себя не исчерпал и последнее слово он еще скажет,
и вообще нет предела совершенству. Но, в любом случае, надо признать: им не
сравняться по скорости с реактивными автомобилями.
Сам по себе реактивный
наземный транспорт потенциально вполне безопасен, но… смотря при какой
скорости. По теории, любой объект, превысивший скорость 330 метров в секунду
(1188 километров в час) при стандартных условиях (то есть на уровне моря при
комнатной температуре и нормальном атмосферном давлении) генерирует мощные
механические колебания. Последние, естественно, достигают земли под
автомобилем, затем отраженные от нее волны переменного давления ударяют в его
днище…
В 1979-м Стан Барретт промчался
с околозвуковой скоростью на своем Budweiser Rocket по полигону
военно-воздушной базы Эдвардс. Согласно официальному отчету, задние колеса
буквально отскакивали от земли и Барретта вытряхнуло из сиденья задолго до
конца пробега.
Новое поколение сверхзвуковых
автомобилей скорее напоминает эскадрон небольших самолетов-истребителей.
Вышеупомянутая механическая вибрация гасится трубчатым фюзеляжем, а элероны не
дают машине покинуть землю.
В 1983 году англичанин
Ричард Нобл на реактивном Trust II официально установил наземный мировой рекорд
скорости: 1019,26 километра в час. От заветного предела — скорости звука — его
отделяли какие-то 169 километров в час! Но прошло пятнадцать лет, когда
наконец-то мечта многих гонщиков сбылась и звуковой барьер был взят.
В борьбе за преодоление
«сверхзвука» участвовало сразу несколько знаменитых гонщиков и фирм.
Арт Арфонс прославился 26
(!) моделями гоночных машин с авиамоторами. Всю серию оформлял дизайнер Джон
Диэр Грин, посему она получила название Green Monster. Первый «монстр»,
построенный в домашних условиях в 1965 году и оснащенный турбореактивным
двигателем «General Electric J79-GE-15A», принес Арфонсу и первую победу — ни
много ни мало, 923,2 километра в час! В ноябре 1966-го — очередной мировой
рекорд: 976 километров в час!
К преодолению нового
рубежа Арфонс подготовил симпатичное, стремительное и достаточно компактное
создание всего 8 метров длиной с маленьким реактивным двигателем мощностью 9000
лошадиных сил. Рама — из хромомолибденовых трубок, облаченных в кевлар и
стекловолокно. Два передних колеса без шин из кованого алюминиевого сплава
Alcoa расположили тандемом. Задние колеса выставили за борта, каждое на жесткой
подпорке. Покрасили сей мини-монстр, конечно же, по-американски — в красное,
белое и голубое.
Знаменитая фирма
«Макларен» в рамках программы McLaren Advanced Vehicle подготовила проект
«Maverick». Автомобиль — гигант длиной 14, шириной 8,1 и высотой 3,3 метра,
весом в добрых 2,5 тонны, из которых треть приходится на «роллс-ройсовский»
двигатель мощностью 36000 лошадиных сил. По расчетам инженеров, газовая турбина
должна была за 40 секунд разогнать автомобиль до 1360 километров в час.
Корпус автомобиля
изготовили из кевлара и углеродистого волокна. Водитель, подобно пилоту
истребителя, пристегнут к эжекторному креслу, запрограммированному на
катапультирование в экстренных случаях.
В отличие от большинства
других сверхзвуковых автомашин, использующих профилированную подвеску,
маклареновскую оснастили компьютеризованной активной, как и знаменитую машину
«Формулы-1» той же компании. Инженеры убеждали: с таким «вооружением»
«Макларен» легко перемахнет вожделенную планку скорости.
Крайг Бридлав — воистину
великий гонщик, первый, кто преодолел предел 600, 800, а затем и 900 километров
в час. С 1963 по 1970 год он пять раз становился чемпионом мира, его имя
сделалось нарицательным. Затем он надолго ушел из большого спорта и жил в
Калифорнии, помаленьку богатея на операциях с недвижимостью. Но ближе к
шестидесяти «бравый Бридлав» снова оказался у всех на слуху, вложив шесть
миллионов долларов в постройку суперскоростного авто «Дух Америки».
Экс-чемпион привлек к
работе восьмерых сотрудников собственного небольшого магазина в маленьком
провинциальном городке Рио-Виста. Созданное им чудище было 13,7 метров длиной,
2,5 метра шириной и весом 4 тонны. У него центральный фюзеляж и два хвостовых
«крыла».
Рамы фюзеляжа, крыльев и
обтекателей сварили из стальных труб. Переборки и покрытие изготовили из
фирменного алюминиевого сплава Alcoa. Нос впереди кабины заострили и снабдили
двумя воздухозаборниками, питающими реактивный двигатель мощностью 48000
лошадиных сил. На таком же летает истребитель F-4 «Фантом». Гордостью Бридлава
были шины, изготовленные из композитного материала на основе графита,
оснащенные кордовым поясом и специально рассчитанные на скорости порядка 1350
километров в час…
Однако успех пришел не к
Крейгу Бридлаву, «Макларену» или Арту Арфонсу. Англичанин Нобл не мог
допустить, чтобы его рекорд побил кто-то другой. Нобл разработал новую модель —
Trust SSC (super-sonic car), тяговый сверхзвуковой автомобиль. Сверхзвуковым
его сделали два «роллс-ройсовских» реактивных двигателя «Spey 205» общей
мощностью 110000 лошадиных сил. Место водителя расположили между ними, рулевое
управление самолетного типа поместили в хвосте. Передние колеса — по бокам от
двигателей, четыре задних (рулевых) в шахматном порядке закреплены под хвостом.
Корпус — из кевлара и углеродистого волокна.
Правда, сам Нобл за
штурвал авто не сел — он великодушно уступил место пилоту английского
Королевского воздушного флота Эндрю Грину, взяв на себя функции
координатора-наблюдателя.
Дорожка длиной 21 километр
была размечена на дне высохшего озера в штате Невада (США). Гоночная машина
весом десять тонн была доставлена в Неваду на российском транспортном самолете.
И, наконец, впервые
наземное средство транспорта — реактивный автомобиль — преодолело звуковой
барьер. Грин на Trust SSC развил 15 октября 1997 года скорость 1227,985
километров в час. Раскатистый удар от перехода звукового барьера был слышен в
городке примерно в 20 километрах от места заезда, и в домах задрожали стены.
Теперь пилот-истребитель
Энди Грин представляется не иначе, как «самый быстрый человек на Земле».
Историю своего рекорда он рассказывает так: «Однажды утром моя подруга Джейн
читала в постели "Санди телеграф". Там рассказывалось о Ричарде
Нобле, который хотел преодолеть сверхзвуковой барьер на машине. Он искал
кого-нибудь, кто согласился бы ее пилотировать. "Он сумасшедший, — подумал
я, а потом вдруг решил: — Если они собираются использовать двигатели
Rolls-Royce Spey 202 реактивного самолета и хотят достичь скорости 1200
километров в час, то за рулем такой машины буду сидеть я". После шести
месяцев испытаний я получил место.
Пятнадцатого октября 1997
года я был на трассе Black Rock Desert в Неваде, закупоренный в кокпите Trust
SSC — руки стискивают руль, правая нога готова выжать педаль газа. Передо мной
был самый большой тахометр со шкалой от 0 до 1000 миль в час (0–1600 километров
в час). Когда мотор заработал, я понял, что удержать на прямой десятитонного
монстра, который летит со скоростью ракеты, не так-то просто. Мой зад находился
в десяти сантиметрах от земли, и это было кошмарное ощущение. Машина шла с
сумасшедшим ускорением, увеличив скорость с 320 до 960 километров в час меньше
чем за двадцать секунд. На отметке 900 километров в час стало еще хуже машина
сделалась практически неуправляемой. Я помню жуткий вой воздушных волн,
образовывавшихся над кокпитом, помню землю, проносящуюся подо мной с
невероятной скоростью. Я проезжал километр за три секунды. Это было самое
прекрасное приключение в моей жизни». |