Танки прошли сложный путь
развития от тихоходных, неповоротливых и малонадежных конструкций до современных
грозных боевых машин.
Гусеничная паровая машина,
предназначенная для военных целей, была предложена французом Эдуардом Буйеном в
1874 году в его проекте бронированного вооруженного поезда, катящегося по
подвижным повертывающимся рельсам. Проект предусматривал защиту толстой броней,
экипаж — 200 человек и вооружение — 12 пушек и 4 пулемета. По расчетам
изобретателя, такой поезд должен был двигаться по любой местности со скоростью
до 10 километров в час при мощности двигателя всего в 20–40 лошадиных сил.
Естественно, что столь высокие динамические качества машины Буйена не могли
быть достигнуты на практике.
Первый зарубежный проект
вездеходной бронированной боевой машины был разработан капитаном французской
армии Левассером в 1903 году, но осуществлен не был.
В 1913 году поручик Гюнтер
Бурштынь представил австрийскому военному министерству свой проект
колесно-гусеничного танка. На проект была наложена резолюция «человек сошел с
ума», и идеи изобретателя не были претворены в жизнь.
В России идея создания
боевой бронированной машины обсуждалась еще в 1856 году, когда в Артиллерийское
отделение Военно-ученого комитета поступило предложение некоего титулярного
советника «Использование бронированных паровозов, движущихся по грунту». Однако
оно было отклонено. С 1911 по 1916 год в военное ведомство России был подан
целый ряд проектов бронированных машин: «Боевая машина» и сверхтяжелый танк
Менделеева, колесный танк Лебеденко, «Наземный броненосец» Демьянова,
«Броненосный трактор» Казанского, «Земной броненосец», «Вездеход» Пороховщикова
и другие, но по разным причинам они также не были реализованы.
В июле 1914 года началась
Первая мировая война. А уже в октябре того же года секретарь Комитета имперской
обороны Великобритании полковник Э. Суинтон, капитан Туллок и банкир Стерн
подняли вопрос о строительстве самоходных «блиндированных фортов» — боевых
гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности, через
окопы, эскарпы, рвы и проволочные заграждения.
Практическое воплощение
проекта было возложено на машиностроительную фирму Уильяма Фостера в Линкольне,
и всего за сорок дней коллектив, возглавляемый инженерами У. Триттоном, В.
Вильсоном и Г. Рикардо, создал на базе трактора «Холт» боевую машину, которую в
шутку прозвали «Маленький Вилли», усмотрев в ней некоторое сходство с
Вильсоном.
15 сентября 1915 года
состоялись испытания новой машины. И хотя они прошли успешно, Суинтон заявил,
что для боя «Вилли» пока не годится и еще рано думать о преодолении 4-метровых
воронок — длина опорной поверхности его гусеницы должна быть на метр больше
двойной ширины окопа, иначе машина завалится в него. Тогда-то у инженеров и
родилась идея придать обводу гусеницы форму параллелограмма, а для увеличения
высоты зацепа и, следовательно, преодолеваемого вертикального препятствия
верхнюю ветвь пустить поверх корпуса. Вооружение решили размещать в съемных
бортовых спонсонах, что позволяло понизить центр тяжести машины, а при
необходимости получать габарит, допускающий перевозку по железной дороге.
В ноябре 1915 года фирма
приступила к изготовлению новой машины. 12 февраля 1916 года состоялись
официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли». Она хорошо
преодолевала препятствия, однако жутко грохотала, оказалась малоподвижной и
непрочной. Тем не менее военное ведомство Великобритании заказало 100
экземпляров.
Крещение танка состоялось
в сражении на реке Сомма, протекающей близ Парижа. В течение двух с половиной
месяцев войска 40-й английской экспедиционной армии безуспешно пытались
прорвать здесь немецкую оборону. Потери живой силы с обеих сторон были огромны.
Только за первые два дня боев англичане потеряли сто тысяч солдат и офицеров
убитыми и ранеными. В качестве последнего средства союзники решили ввести в бой
танки.
Утром 16 сентября 1916
года с исходных позиций двинулись вперед 32 английских танка. Утренний туман
скрывал их от глаз противника. Незамеченные, они подошли к немецким позициям.
Прежде чем немцы опомнились, невиданные стальные чудовища навалились на их
окопы. Ревя моторами, окутанные огнем и дымом, покачиваясь, вздымаясь на дыбы,
разрывая кольца проволоки и обрушивая блиндажи, они медленно ползли вперед,
неся смерть, смятение и ужас. Несмотря на малое число танков, их
несовершенство, труднопроходимую израненную воронками местность и плохое взаимодействие
с пехотой, продвижение англичан за пять часов боя составило пять километров по
фронту и столько же в глубину при потерях в двадцать раз меньше обычных.
Вскоре последовал
феноменальный успех союзников в сражении при Камбре. Введенный в сражение британский
Королевский танковый корпус в составе трех бригад общей численностью 476 танков
обеспечил за несколько часов боя продвижение в глубь фронта на девять
километров при минимальных потерях. Это заставило окончательно замолчать
последних скептиков и послужило стимулом для создания бронетанковых войск по
обе стороны фронта.
Быстрое совершенствование
танков и развитие их производства в период с 1919 по 1939 год превратили
бронетанковые войска к началу Второй мировой войны в главную ударную силу
сухопутных войск. Эта мировая война стала тяжелым испытанием для бронетанковых
войск всех воюющих стран. В смертельной борьбе выявились конструктивные
качества техники, ошибки в ее использовании, создавались новые образцы и
непрерывно совершенствовались старые.
Лучшим танком Второй
мировой войны единодушно признали легендарную «тридцатьчетверку». С той поры
СССР лидировал в мировом танкостроении. Судите сами, в чем мы были первыми:
дизельный танк — Т-34 (1940); компоновка, задавшая тон конструкторам многих
стран на десятилетия вперед, — Т-44 (1944); гладкоствольная пушка — Т-62
(начало 1960-х); автомат заряжания, позволивший сократить экипаж до трех
человек, — Т-64 (1967); танк с газотурбинным двигателем — Т-80 (1976);
последнее слово — системы активной защиты танка. Отечественные машины в свое
время опережали иностранные примерно на двадцать лет.
В ряде капиталистических
стран в 1970-х годах была проведена модернизация этих танков, имевшая целью
главным образом увеличение их огневой мощи за счет стабилизации пушечного
вооружения, совершенствования боеприпасов и установки современных систем
управления огнем. Одновременно в США и ФРГ создавались танки нового, третьего
поколения. В результате этой работы были приняты на вооружение американский
танк M1 «Абрамс» и западногерманский «Леопард-2», которые по своим боевым
свойствам в 1,5–2 раза превосходили существовавшие образцы. С 1983 года в
сухопутные войска Великобритании стали поступать танк «Челленджер», а в 1988
году первые «Леклерки» усилили войска Франции. Кроме того, опытные образцы
новых танков были созданы в Италии, Японии и Бразилии. Общими отличительными
чертами всех этих машин является многослойное бронирование корпуса и башни,
мощные двигатели, вооружение в виде 120-миллиметровых пушек, новейшие системы
управления огнем.
Ведущее место в
капиталистическом мире по уровню развития бронетанковой техники занимают США.
Значительное количество американских танков было поставлено странам блока НАТО
и другим государствам.
Основным танком армии США
является M1 «Абрамс» и его модификации. К разработке проекта этой машины
приступили в начале 1970-х годов. В феврале 1980 года на армейском танковом
заводе в городе Лайма (штат Огайо) был выпущен первый серийный танк.
По своим основным
характеристикам M1 «Абрамс», как считают американские специалисты, почти в два
раза превосходит танк второго поколения M60A1. Он имеет классическую компоновку
и обладает мощным бронированием сварных корпуса и башни. В их передних частях
применено многослойное бронирование, наподобие английской брони «чобхэм»,
используемой на танках «Челленджер» и «Леопард-2». Верхний лобовой лист корпуса
имеет большой угол наклона по отношению к вертикальной плоскости, что снижает
его уязвимость от бронебойных снарядов. При закрытом люке механик-водитель,
отделение которого находится в средней передней части корпуса, занимает
положение полулежа. Управление танком осуществляется через Т-образную рулевую
колонку мотоциклетного типа, связанную с автоматической трансмиссией через
соответствующий рычаг. Расположенный в верхней части колонки рычажок
переключения передач устанавливается в нейтральное положение, заднего хода и
переднего хода (два положения). Подача топлива регулируется вращением
наконечников рукояток рулевой колонки.
Борта корпуса и верх
ходовой части с целью защиты от кумулятивных боеприпасов прикрыты навесными
броневыми экранами. Особое внимание было уделено изоляции членов экипажа от
боеприпасов и горючего за счет установки внутренних броневых перегородок.
Автоматическая система противопожарного оборудования в случае возникновения
очагов возгорания срабатывает почти мгновенно. Для тушения пожара используется
сжиженный газ хэлон.
120-миллиметровая
гладкоствольная пушка M256, стабилизированная в двух плоскостях наведения,
установлена в бронированной башне кругового вращения. Слева от нее находится
место заряжающего, а справа — командира и наводчика. Основная часть
боекомплекта пушки размещена в изолированном отсеке кормовой части башни в
боеукладках.
В качестве
вспомогательного вооружения используется спаренный с пушкой 7,62-миллиметровый
пулемет, второй пулемет такого же калибра, установленный перед люком
заряжающего, и 12,7-миллиметровый пулемет, смонтированный на командирской
башенке. Для постановки дымовых завес на бортах башни закреплены шестиствольные
гранатометы, имеется также термодымовая аппаратура.
Танк M1 «Абрамс» обладает
современной системой управления огнем. Лазерный дальномер и тепловизионный
прибор встроены в основной прицел наводчика. Вспомогательный прицел
телескопический. Пульт управления связан с электрогидравлическими приводами
стабилизатора орудия. У командира есть приставка от основного прицела
наводчика, благодаря чему он может вести наблюдение одновременно с наводчиком,
и перископический прицел для стрельбы из 12,7-миллиметрового пулемета. По
периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов, что
позволяет вести круговой обзор. Цифровой баллистический вычислитель,
выполненный на твердотельных элементах, способен с довольно высокой точностью
рассчитывать угловые поправки для стрельбы. Он автоматически получает от
лазерного дальномера расстояние до цели, также вводятся угол наклона оси цапф
пушки, скорость бокового ветра и температура окружающего воздуха.
Впервые в зарубежном
танкостроении на M1 «Абрамс» установлен газотурбинный двигатель AGT-1500,
обеспечивающий танку довольно высокую подвижность. Автоматическая
гидромеханическая трансмиссия обеспечивает четыре передачи переднего хода и две
заднего. Подвеска торсионная, с лопастными гидравлическими амортизаторами на
первом, втором и седьмом опорных катках. Гусеницы имеют съемные резиновые
подушки и резинометаллические шарниры.
Газотурбинный двигатель
имеет ряд преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего, он
позволяет развивать большую мощность при меньшем объеме ГТД. Кроме того,
последний имеет меньшую массу (примерно в 2 раза), больший (в 2–3 раза) ресурс
работы и относительно простую конструкцию. Этот двигатель может работать на
разных типах топлива. Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как сложность
воздухоочистки и повышенный расход топлива.
Система защиты от оружия
массового поражения, которой оснащен танк, в случае необходимости обеспечивает
подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов
экипажа, а также предотвращает попадание в боевое отделение радиоактивной пыли
или отравляющих веществ, создавая в нем избыточное давление. Имеются также
приборы радиационной и химической разведки.
В августе 1985 года
началось производство модернизированного варианта танка, получившее обозначение
M1A1.
Основное вооружение танка
M1A1 «Абрамс» составляет используемая на танках «Леопард-2» 120-миллиметровая
гладкоствольная пушка западногерманской разработки. С целью улучшения защиты
экипажа в условиях действий на зараженной местности — наряду с использованием
индивидуальных средств — танки M1A1 «Абрамс» оснащены системой создания
избыточного давления в боевом отделении. Броневая защита башни несколько
усилена, в результате боевая масса модернизированного танка возросла до 57
тонн.
В 1988 году было начато
производство танков M1A1 «Абрамс», у которых броня лобовых частей корпусов и
башен содержит включения обедненного урана, обладающего в 2,5 раза большей
плотностью, чем у стальной брони. Как считают американские специалисты,
применение данной технологии позволило повысить броневую защиту этих танков, в
том числе и против кумулятивных боеприпасов.
В 1992 году сошла с
конвейера модификация, получившая обозначение M1A2. Изменения включают
улучшенную командирскую башенку, лазерный дальномер, командирский
тепловизионный прибор кругового наблюдения, тепловизионный прибор наблюдения
для механика-водителя, а также новейшую информационную систему управления боем
или бортовую информационную систему.
В результате достигается
совершенно новый уровень обмена информацией на поле боя. Теперь у командира
танка появился полный круговой обзор происходящего на земле и в воздухе, а
также первоклассная связь с другими машинами, вертолетами, артиллерией и
пехотой. Простым нажатием кнопки на экран вызываются предварительно записанные
команды. Это точнее и вдвое быстрее, чем голосом. Существенно синхронизирует
действия командира с действиями стрелка наблюдательный комплекс. Сообщение об
обнаружении цели сразу передается стрелку и начинается поиск новой. Привыкшим к
радиосвязи с помехами, бумажным картам и цветным карандашам уровень M1A2
кажется чудом.
Российский танк Т-90,
объявленный основной машиной российской армии на период до 2005 года, был
показан на полигоне НИИБТ в Кубинке 28 июня 1993 года. Однако тех, кто ожидал
увидеть нечто совершенно новое, ждало разочарование. Никаких принципиальных
отличий от предыдущих образцов российского танкостроения не оказалось: Т-90
лишь улучшенная единая модель основного танка, своеобразный симбиоз Т-72Б и
Т-80У.
Еще в 1990 году тогдашний
первый заместитель Главкома Сухопутных войск генерал-полковник Н. Гринкевич,
отвечая на вопросы журналистов, сказал: «…Мы хотели бы только улучшить то, что
мы имеем, улучшить комфортные условия для экипажа и систему управления огнем.
Ибо стоимость каждого нового поколения оружия возрастает в полтора раза по
сравнению предыдущими…»
В сентябре 1997 года в
Омске состоялась первая публичная демонстрация основного боевого танка нового
поколения «Черный орел». Танк с башней, тщательно укрытой мохнатой
маскировочной сетью, демонстрировался приглашенным на удалении 150 метров и под
строго определенными ракурсами. По утверждению разработчиков «Черного орла», по
совокупности своих боевых качеств он превосходит лучшие западные машины — M1A2
«Абрамс», «Леклерк», «Леопард-2», «Челленджер-2» — и на сегодняшний день
является сильнейшим в мире танком. Он имеет более высокую боевую живучесть,
лучшую защиту экипажа, более мощное вооружение, современный информационный
комплекс.
Внешне корпус танка мало
отличается от корпуса серийного Т-80У: то же расположение катков, люка
механика-водителя, модулей активной защиты. Применение уже отработанной
шестикатковой базы свидетельствует о родстве «Черного орла» с танками
предыдущего поколения, а это существенно облегчит его серийное производство и
упростит эксплуатацию в войсках.
Наиболее существенным
отличием новой машины от Т-80 является сварная башня принципиально нового типа
(на танке демонстрировался ее полноразмерный макет, имеющий конфигурацию
«штатного» изделия), обладающая высоким уровнем защиты. По своим размерам и
конфигурации она напоминает башни западных танков последнего поколения.
Автоматизированная боеукладка отделена от боевого отделения броневой
перегородкой, что значительно повышает защищенность экипажа. Ранее на
российских танках барабан автомата заряжания располагался под легким поликом
боевого отделения, поэтому взрыв боекомплекта приводил к неизбежной гибели
экипажа, что подтвердил печальный опыт войны в Чечне. Принятое компоновочное
решение позволило уменьшить высоту «Черного орла» по сравнению с Т-80 на 400
миллиметров, сделав его таким образом самым низким танком в своем классе.
Горизонтальное
расположение боекомплекта в корме башни позволяет использовать более длинные, а
следовательно и более мощные бронебойные подкалиберные боеприпасы, а также
упрощает процесс автоматического заряжания и повышает скорострельность. Большие
углы наклона лобовых листов башни обеспечивают более надежную защиту при
обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами. Предполагается, что на
«Черном орле» возможна установка 152-миллиметровой пушки, но, по оценкам
западных специалистов, орудие, смонтированное на макете башни, имеет калибр
порядка 135–140 миллиметров.
Бортовой информационный
комплекс «Черного орла» обеспечивает контроль за всеми основными системами
машины, а также автоматизированный обмен информацией с другими танками и
вышестоящими командирами.
Танк оснащен новым
газотурбинным двигателем мощностью более 1500 лошадиных сил и имеет боевую
массу около 50 тонн. В результате удельная мощность превышает 30 лошадиных сил
на тонну, что является рекордным показателем. У западных танков третьего
поколения подобный показатель равен 20–25.
Наверняка на «Черного
орла» установят комплекс активной защиты «Арена». На сегодняшний день это одна
из самых перспективных и высокотехнологичных разработок российского ВПК. Радар
«Арены» фиксирует гранаты, ракеты и снаряды на подлете к танку. После чего
автоматически производится отстрел специального контейнера с зарядом, который
разрывается в двух-трех метрах от подлетающего боеприпаса и своими осколками
уничтожает его. Как утверждают разработчики, комплекс может быть установлен на
любом танке или БМП. Ничего даже отдаленно похожего на «Арену» нет ни у одной
страны мира. Разработчики системы активной защиты — специалисты
Конструкторского бюро машиностроения из города Коломны считают, что опережают
своих западных конкурентов на семь лет. |