При всех своих
достоинствах любой самолет имеет один важный недостаток — для того чтобы
оставаться в воздухе, он должен постоянно и с достаточно большой скоростью
перемещаться в горизонтальной плоскости, ведь подъемная сила его крыльев
напрямую зависит от скорости движения. Отсюда необходимость разбега при взлете
и пробега при посадке, которые приковывают самолет к аэродрому.
Между тем часто возникает
необходимость в таком летательном аппарате, который обладает подъемной силой,
не зависящей от скорости полета, может вертикально подниматься и садиться, а
кроме того, способен «зависать» в воздухе. Эта ниша после долгих
конструкторских поисков была занята винтокрылой машиной — вертолетом.
Создание аппарата, обладавшего
комплексом этих качеств, оказалось чрезвычайно сложным делом, поскольку теория
вертолета намного сложнее теории самолета. Потребовались годы упорного труда
многих конструкторов, прежде чем вертолет стал уверенно чувствовать себя в
воздухе, хотя первые винтокрылые аппараты появились едва ли не в одно время с
первыми самолетами. В 1907 году четырехвинтовой вертолет французов Бреге и Рише
впервые смог оторваться от земли и приподнять над ней человека.
К 1911 году 22-летний
студент МВТУ Борис Юрьев разработал в общих чертах всю схему одновинтового
вертолета. Запатентовать ее он не смог, так как не имел на это денег. В 1914
году построил свой геликоптер шотландец Мумфорд. На нем впервые был осуществлен
полет с поступательной скоростью. В 1924 году француз Эмишен впервые пролетел
на своем вертолете по замкнутому кругу. В то же время Юрьев, заняв пост
начальника Экспериментального аэродинамического отдела ЦАГИ, попробовал
реализовать свою одновинтовую схему. Под его руководством Алексей Черемухин
построил первый советский вертолет 1-ЭА.
Первые же испытания 1930
года дали блестящий результат. Пилотируемый Черемухиным вертолет уверенно
отрывался от земли и легко взмывал на высоту нескольких сот метров, свободно
описывал в воздухе восьмерки и другие сложные фигуры. В 1932 году Черемухин
поднялся на этом вертолете на высоту 605 метров, поставив тем самым абсолютный
мировой рекорд. Однако и этот вертолет был еще очень далек от совершенства. Он
был слишком неустойчив.
В 1938 году под
руководством Братухина был создан первый советский двухвинтовой вертолет 11-ЭА
поперечной схемы.
В это время лидером в
вертолетостроении была Германия. Талантливый конструктор Фокке создал в 1930-е
годы несколько совершенных двухвинтовых вертолетов поперечной схемы. В 1937
году на его вертолете FW-61 были установлены мировые рекорды: высоты — 2439
метров, скорости — 123 километра в час, дальности — 109 километров.
Однако по праву слава
основателя мирового вертолетостроения принадлежит Игорю Сикорскому. Именно он
положил начало серийному производству вертолетов.
Испытание своего первого
вертолета Сикорский провел в июле 1909 года во дворе своего дома в Киеве.
Ранней весной 1910 года он собрал второй вертолет. Этот аппарат был первым и
единственным в России, способным поднимать свой собственный вес. Однако затем
Сикорский сконцентрировался на конструировании самолетов, где добился больших
успехов. Он создал первые в мире четырехмоторные самолеты «Русский витязь» и
«Илья Муромец». В 1919 году Сикорский эмигрировал в США, где в 1923 году основал
свою фирму. Под его руководством были созданы пассажирские и военные самолеты и
вертолеты.
Незадолго до своего
пятидесятилетия, 14 сентября 1939 года, конструктор сам поднял в воздух свой
экспериментальный VS-300. Вскоре последовал заказ на армейский вертолет связи и
наблюдения. Двухместный S-47 был готов в декабре 1941 года и стал первым в мире
вертолетом, запущенным в серийное производство. Он был единственным вертолетом
стран антигитлеровской коалиции, принявшим участие во Второй мировой войне.
С той поры прошло почти
шестьдесят лет, и на сегодняшний день Книга рекордов Гиннесса признает лучшим
боевым вертолетом Ка-52 «Аллигатор». Это модификация известного вертолета Ка-50
«Черная акула».
«Черная акула» является
дневным противотанковым одноместным вертолетом. Успешно пройдя трехэтапный
конкурс, соперником в котором был двухместный ударный вертолет Ми-28, опытный
образец Ка-50 совершил первый полет в 1982 году.
Уменьшение экипажа до
минимума при умеренной загрузке летчика по управлению вертолетом и вооружением,
а также соосная схема, обеспечивающая большую эффективность при висении, наборе
высоты и полете на предельно малых высотах, принесли победу этому вертолету в
конкурсе, в котором участвовал также Ми-28.
Композиционные материалы
составляют 35 процентов от общей массы планера Ка-50. Двигатели установлены по
бокам в верхней части фюзеляжа. Они оснащены пылезащитными и экранно-выхлопными
устройства, снижающими соответственно износ лопаток турбокомпрессора и уровень
инфракрасного излучения выхлопных газов.
Вертолет сделан по соосной
схеме. Он имеет два несущих винта, вращающихся в противоположных направлениях,
что позволило избавиться от рулевого винта на хвосте. Лопасти несущих винтов
изготавливаются в основном из неметаллических материалов типа стеклопластика.
Вертолет имеет трехстоечное с передним колесом убирающееся шасси.
Для несения вооружения на
«Черной акуле» установлено крыло с размахом 7,3 метра, на консолях которого
имеются по два пилона и по одному контейнеру. На пилонах могут устанавливаться неуправляемые
реактивные снаряды или пусковые устройства с ПТУР «Вихрь». Пилоны могут
поворачиваться в вертикальной плоскости вниз на 10 градусов. На консолях крыла
в контейнерах установлены блоки выброса средств постановки помех.
Справа в нижней части фюзеляжа
установлена одноствольная пушка калибра 30 миллиметров, первоначально
разработанная для армейской БМП-2 (боекомплект 500 снарядов). Селективное
питание пушки снарядами дает летчику при атаке цели возможность выбора типа
снарядов (бронебойные или осколочно-фугасные). Пушка может отклоняться на 15
градусов по азимуту и на 30 градусов по углу возвышения.
Летчик может выбрать режим
применения пушки, что повышает эффективность ведения стрельбы. Так, на малых
дальностях стрельбы используется оперативный режим, когда летчик прицеливается
всем вертолетом, а на больших дальностях стрельба ведется в автоматически
точном режиме, при котором прицельно-навигационный комплекс, используя
возможности поворота турели пушки, автоматически наводит ствол пушки на цель.
Оборудование вертолета
нашлемной системой целеуказания позволило максимально разгрузить летчика при
стрельбе управляемыми ракетами: после пуска ракеты нет необходимости
выдерживать вертолет на определенной траектории, направленной к цели.
Работа летчика при выходе
в район поиска и атаки цели на предельно малых высотах полета значительно
облегчается, так как пилотажная информация размещается на индикаторе лобового
стекла. Применение пушки и неуправляемых ракет также упрощается благодаря
наличию на этом индикаторе прицельной информации.
Как и в Ми-28, для защиты
летчика от средств поражения стрелкового и пушечного вооружения калибра до 20
миллиметров пилотская кабина полностью бронирована. Для спасения летчика в
аварийных случаях на Ка-50 впервые в мире установлено катапультное кресло К-37,
которое эффективно работает практически на всех высотах и скоростях полета. При
этом перед катапультированием летчика лопасти несущих винтов автоматически
отстреливаются. Возможность отстрела лопастей несущих винтов в полете потребовала
пересмотра боевых порядков вертолетов с тем, чтобы исключить повреждение
соседних вертолетов и не допустить гибели катапультирующегося летчика.
Кроме того, боевая
живучесть вертолета Ка-50 повышена за счет исключения из его конструкции
рулевого винта: длинная трансмиссия, механические элементы проводки управления
в высоконагруженной хвостовой балке. Этой цели также служит кресло летчика,
установленное на поглощающей энергию удара при падении вертолета сминаемой
сотово-композиционной ферме.
Уменьшение численности
экипажа Ка-50 до одного человека, которое ранее расценивалось как большое
достоинство, на самом деле оказалось недостатком. Выяснилось, что данный
вертолет не способен достаточно эффективно вести боевые действия без поддержки
дополнительного вертолета-разведчика, который должен быть двухместным. Таким
образом, суммарная численность экипажей составляет три человека. Видимо, именно
этот факт подвиг КБ им. Камова к созданию двухместного варианта
противотанкового вертолета.
По словам генерального
конструктора ОКБ им. Камова Сергея Викторовича Михеева, «Ка-52 — вертолет,
который на 85 процентов уже производится серийно». У Ка-50 новый вертолет
«позаимствовал» силовую установку, крыло, оперение, шасси, вооружение, ряд
бортовых систем.
Основное внешнее отличие
от предшественника — двухместная кабина с поперечным расположением членов
экипажа. Они размещены рядом, а не тандемом. Такое расположение членов экипажа
не случайно. Вертолет предназначен для штурма наземных целей с предельно малых
высот и в любых погодных условиях, днем и ночью.
Появление второго члена
экипажа позволило резко расширить боевые возможности вертолета. Новый член
экипажа обеспечивает ведение разведки или радиоэлектронной борьбы, обнаружение
и опознавание целей на большом удалении, причем вне зависимости от погодных
условий и времени суток. Теперь стало возможным вести целеуказание и
целераспределение, взаимодействовать с наземными войсками и ударными
самолетами.
В. Ильин и М. Никольский
пишут в журнале «Авиация и космонавтика»: «Ка-52 можно назвать "вертолетом
интеллектуальной поддержки", своеобразным диспетчером, управляющим
действиями других боевых машин. В то же время он сохранил маневренность,
вооружение и уровень защищенности, характерные для КА-50. Разумеется, введение
второго члена экипажа и установка дополнительного оборудования при прежней
силовой установке привели к тому, что летные характеристики
"Аллигатора" по сравнению с "Черной акулой" несколько
"подсели": снизились потолок и скороподъемность, на 0,5 уменьшилась
максимальная эксплуатационная перегрузка. Однако Ка-52 и не предназначен для
того, чтобы "грудью" лезть под огонь противника: он призван
обеспечивать боевое применение более динамичных и "толстокожих"
Ка-50, гармонично дополняя эти машины.
Основные задачи нового
вертолета — разведка и управление боем — определили состав его радио- и
оптоэлектронного оборудования.
На первом Ка-52 в носовой
части фюзеляжа установлен тепловизор фирмы "Томпсон". Выбор
французской аппаратуры обусловлен задержкой отработки аналогичных отечественных
систем, а также стремлением ОКБ продемонстрировать потенциальным заказчикам
возможности комплектования вертолета оборудованием как российского, так и
иностранного производства. Во внушительного вида "шаре", размещенном
над кабиной экипажа, располагается оптиколокационная система "Самшит"
отечественной разработки, стабилизированная в трех плоскостях, в состав которой
входит тепловизор, а также телевизионная и лазерная аппаратура. С правой
стороны, под фюзеляжем, в гиростабилизированном "мячике" несколько
меньших размеров располагается оптическая головка мощного телескопа,
коллимированного с лазерным дальномером-целеуказателем (эта аппаратура
позволяет обнаруживать и сопровождать с высокой точностью малоразмерные цели на
дальности до 15 км, дополняя более "капризные" телевизионные и
тепловизионные системы). Над втулкой верхнего несущего винта размещается РЛС
"Арбалет"».
Кабина Ка-52 снабжена
четырьмя экранными индикаторами на жидких кристаллах. Летчик располагает
индикатором на лобовом стекле, а оператор — нашлемным прицелом-индикатором. Как
и Ка-50, новый вертолет оснащен комплексом спасения К-37, обеспечивающим
экипажу возможность аварийного покидания машины на всех полетных режимах.
Новый вертолет оснащен
двумя двигателями ТВЗ-117ВМА Санкт-Петербургского НПО им. В.Я. Климова,
развивающими мощность 2200 лошадиных сил. Однако возможности редуктора ВР-80,
примененного на Ка-50 и Ка-52, обеспечивают дальнейшее наращивание мощности
силовой установки. На вертолетах планируется установить двигатели новой
модификации с максимальной мощностью по 2500 лошадиных сил.
Комплекс вооружения Ка-52
аналогичен примененному на вертолете Ка-50. В настоящее время ведутся работы по
расширению комплекта вооружения Ка-50. Все решения, отработанные для «Черной
акулы», будут внедрены и на «Аллигаторе». В частности, в качестве
перспективного оружия боевых вертолетов называются гиперзвуковые
противотанковые управляемые ракеты. |