Запасы ветровой энергии,
по сути дела, безграничны. Эта энергия возобновляема, и в отличие от тепловых
станций ветроэнергетика не использует богатства недр, а ведь добыча угля,
нефти, газа связана с огромными затратами труда. К тому же тепловые станции
загрязняют окружающую среду, а плотины ГЭС создают на реках искусственные моря,
нарушая природное равновесие. С другой стороны, ветроэлектростанция такой же
мощности, как ГЭС или АЭС, по сравнению с ними занимает гораздо большую
площадь. И справедливости ради надо сказать, что ветроэлектростанции не совсем
безвредны: они мешают полетам птиц и насекомых, шумят, отражают радиоволны
вращающимися лопастями, создавая помехи приему телепередач в близлежащих
населенных пунктах.
Обычно рабочим органом
ветродвигателя служат лопасти воздушного винта, который и называют
ветроколесом. Теорию его еще в начале XX века разработал известный русский
ученый Н.Е. Жуковский. Для описания явлений, связанных с прохождением
воздушного потока через колесо, он применил теорию подъемной силы крыла
самолета и определил значение максимально возможного коэффициента использования
энергии ветра идеальным колесом. Коэффициент полезного действия оказался равным
59,3 процента.
Ветер — стихия весьма
капризная то он дует с одной стороны, через некоторое время — с другой. Чтобы
колесо эффективно использовало энергию воздушного потока, его необходимо каждый
раз разворачивать против ветра. Для этой цели служат специальные устройства —
хвостовая пластина (флюгер) или небольшое ветровое колесо (виндроза).
Ветер редко дует с
постоянной скоростью. Изменилась его скорость — замедлилось или ускорилось
вращение колеса и связанного с ним вала, через который вращение колеса
передается электрическому генератору. Чтобы вал вращался с постоянной частотой,
применяют разные приспособления.
Для получения энергии
ветра используются разные конструкции. Это многолопастные «ромашки» и винты
вроде самолетных пропеллеров с тремя, двумя и даже одной лопастью. Вертикальные
конструкции хороши тем, что улавливают ветер любого направления; остальным
приходится разворачиваться по ветру. Такой вертикальный ротор напоминает
разрезанную вдоль и насаженную на ось бочку. Встречаются и оригинальные
решения. Например, тележка с парусом ездит по кольцу из рельсов, а ее колеса
приводят в действие электрогенератор.
Наиболее распространенным
типом ветровых энергоустановок (ВЭУ) является турбина с горизонтальным валом и
числом лопастей от 1 до 3. Турбина, мультипликатор и электрогенератор размещаются
в гондоле, установленной на верху мачты. В последних моделях ВЭУ используются
асинхронные генераторы переменной скорости, а задачу кондиционирования
вырабатываемой электроэнергии выполняет электроника.
Ветровые электростанции
выгодны, как правило, в регионах, где среднегодовая скорость ветра составляет 6
метров в секунду и выше и которые бедны другими источниками энергии, а также в
зонах, куда доставка топлива очень дорога. В России это, в первую очередь,
Сахалин, Камчатка, Арктика, Крайний Север и т.д.
При среднегодовой скорости
ветра около 7 метров в секунду и среднем числе часов работы на полной мощности
2500 часов в год такая установка вырабатывает электроэнергию стоимостью 7–8
центов/кВч. Сегодня наиболее распространены ВЭУ единичной мощностью 100–500
кВт, хотя построены и эксплуатируются агрегаты единичной мощностью в несколько
мегаватт.
Малые ВЭУ (мощностью менее
100 кВт) обычно предназначаются для автономной работы. Системы, которым они
выдают энергию, привередливы, требуют подачи энергии более высокого качества и
не допускают перерывов в питании, например, в периоды безветрия. Поэтому им
необходим «дублер», то есть резервные источники энергии, например, дизельные
двигатели той же, как у ветроустановок, или меньшей мощности.
Что касается более мощных
ветроустановок (свыше 100 кВт), то они применяются как электростанции и
включаются обычно в энергосистемы. Обычно на одной площадке устанавливается
достаточно большое количество ВЭУ, образующих так называемую ветровую ферму. На
одном краю «фермы» может дуть ветер, на другом в это время тихо. Ветряки нельзя
ставить слишком тесно, чтобы они не загораживали друг друга. Поэтому «ферма»
занимает много места. Такие «фермы» есть в США, во Франции, в Англии, а в Дании
«ветряную ферму» разместили на прибрежном мелководье Северного моря — там она
никому не мешает и ветер устойчивее, чем на суше. В Калифорнии (США) на одной
из них размещено около тысячи ветроустановок, так что суммарная установленная
мощность фермы превышает 100 МВт.
Обычно для снижения
зависимости от капризов ветра в систему включают маховики, частично
сглаживающие порывы ветра, и разного рода аккумуляторы, в основном
электрические. Но вместе с тем используют и воздушные. В этом случае ветряк
нагнетает воздух в баллоны. Выходя оттуда, его ровная струя вращает турбину с
электрогенератором. Еще один вариант — гидравлические аккумуляторы. Здесь силой
ветра вода поднимается на определенную высоту, затем, падая вниз, она вращает
турбину. Ставят даже электролизные аккумуляторы. Ветряк дает электрический ток,
разлагающий воду на водород и кислород. Их запасают в баллонах. Потом по мере
необходимости водород и кислород сжигают в топливном элементе либо в газовой
турбине, вновь получая ток, но уже без резких колебаний напряжения, связанных с
капризами ветра.
В Испании довольно долго
работала удивительная ветроустановка, сама создававшая для себя ветер! Обширный
круг земли в основании выстроенной высокой трубы покрыли полиэтиленовой пленкой
на каркасных опорах. Жаркое испанское солнце нагревало и землю, и воздух под
пленкой. В результате в трубе возникала ровная постоянная тяга, а встроенная в
трубу крыльчатка вращала генератор. Тяга не прекращалась даже в пасмурные дни и
ночью: земля долго хранит тепло. Однако эксплуатация такой установки оказалась
довольно дорогой. Постепенно металлическая труба проржавела, а пленка
разрушилась. После очередного урагана ремонтировать систему не стали.
ВЭУ занимались и
занимаются и в России. В начале 1990-х годов была создана ветроустановка
небольшой мощности «Конвет-1Э» двух модификаций — с асинхронным генератором (2
кВт, 230 В) и индукторным генератором постоянного тока (12 или 24 В).
Ветроколесо с двумя лопастями вращает генератор. Благодаря применению инвертора
или выпрямителя можно обеспечивать энергией телевизор, холодильник,
радиоприемник, заряжать аккумуляторную батарею. В зонах со среднегодовыми
скоростями ветра 5–6 метров в секунду стоимость 1 кВт-ч от такой ВЭУ в 1,4–1,7
раза ниже, чем от равноценного по мощности бензинового агрегата. Масса
установки — 460 килограммов.
Как известно, беда многих
ветряков — мощные воздушные потоки, под действием которых они нередко ломаются.
В «Конвет-1Э» применили различные автоматические устройства, чтобы не дать
колесу чрезмерно раскрутиться при сильном ветре. Конструкторам удалось добиться
аэродинамического КПД в 46–48 процентов. Это достигнуто за счет применения
высококачественных неметаллических лопастей с более совершенным, крученным по
длине профилем.
Быстроходные
ветроустановки иностранных фирм работают главным образом, начиная со скоростей
ветра 5–6 метров в секунду. Особая конструкция лопастей и специальные
приспособления позволяют «Конвету-1Э» эффективно начинать работать уже при силе
ветра 4 метра в секунду.
Суммарная мощность
ветроустановок в мире быстро возрастает. По использованию ВЭУ в мире лидируют
США, в Европе — Германия, Англия, Дания и Нидерланды.
Германия получает от ветра
десятую часть своей электроэнергии, а всей Западной Европе ветер дает 2500 МВт
электроэнергии. По мере того как ветряные электростанции окупаются, а их
конструкции совершенствуются, цена «воздушного» электричества падает. Так, в
1993 году во Франции себестоимость 1 кВт-ч электроэнергии, полученной на
ветростанции, равнялась 40 сантимам, а к 2000 году она снизилась в 1,5 раза. |