Писать о какой-то одной экспедиции Жака-Ива Кусто (1910–1997) чрезвычайно трудно и вряд ли имеет смысл.
Практически невозможно выбрать какое-то одно его путешествие из нескольких десятков. Но даже если положиться на жребий и остановиться, скажем, на одной из первых его экспедиций в подводный «мир безмолвия» или одной из последних, посвященной экологии океана, в любом случае это станет бледным пересказом его превосходных документальных фильмов, которые показывают его приключения, а не только рассказывают о них.
Кроме того, Жак-Ив Кусто автор многочисленных книг, подробно повествующих о жизни моря и том, как ее исследуют. Можно и надо ли пересказывать все это? Но нельзя и не упомянуть об этом замечательном человеке в нашей книге.
Если вспомнить роман советского писателя-фантаста Александра Беляева «Человек-амфибия» и давний кинофильм с таким названием, то Жак-Ив Кусто представляется человеком, который постарался эту сказку сделать былью. В сущности, почти вся его сознательная жизнь превратилась в череду экспедиций, приключений, поисков, открытий.
Нельзя сказать, чтобы обстоятельства ему слишком благоволили или что ему приходилось идти наперекор судьбе. Он определял свой жизненный путь по счастливой звезде – мечте. Она была поначалу не слишком конкретной, но своей личной, а потому неповторимой. Он не оглядывался на других, не стремился к головокружительной карьере или к богатству. Он шел именно своим собственным путем.
Он поступил служить в военно-морской флот. Романтика воздушных полетов (вспомним романы Антуана де Сент-Экзюпери и его сказку «Маленький принц») привела его в авиацию. Но тут с ним случилось несчастье: попал в аварию. Он едва не лишился правой руки. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло: он вынужден был оставить авиацию и стал изобретать прибор, позволяющий человеку свободно и легко передвигаться под водой.
В книге «В мире безмолвия» (1953), написанной в соавторстве с Ф. Дюма, Кусто писал:
«– И что это вас так тянет в море? – спрашивают нас практичные люди.
Джорджа Меллори спросили как-то, почему ему так хочется влезть на Эверест. Он ответил: "Потому что он существует!" Пусть эти слова будут и нашим ответом. Нам не дают покоя ожидающие изучения океанские толщи…
Мы стараемся открыть человеку доступ в колоссальную гидросферу, так как предчувствуем близость эры морей».
В 1943 году Жак-Ив Кусто вместе с Эмилем Ганьяном создали первый в мире акваланг – два цилиндра со сжатым воздухом и мундштук, позволяющий человеку свободно регулировать дыхание под водой. С этого изобретения началась новая эпоха в изучении подводного мира. С помощью технического приспособления человек обрел возможность передвигаться под водой, подобно рыбе. Этому способствовали ласты и усовершенствованные акваланги.
Кусто не остановился на этом, став поистине Одиссеем подводного царства. С 1951 года он вел научные исследования на судне «Калипсо». Имя это было выбрано символично. В греческой мифологии нимфа Калипсо – дочь титана Атланта – спасла Одиссея после кораблекрушения и он остался на ее волшебном острове. Но несмотря на благообильное существование на острове нимфы, Одиссей стремился на родину, и Калипсо вынуждена была его отпустить.
Вот и Жак-Ива Кусто никогда не привлекало спокойное комфортное существование. Его «Калипсо», в отличие от мифической нимфы, предоставляла возможность совершать кругосветные путешествия, – во имя познания океана и его спасения от глобальной технической деятельности человека.
Сравнительно быстро, благодаря своим книгам и кинофильмом, Кусто обрел широкую известность и популярность. Он работал во французском Центре высших морских исследований, стал директором Океанографического музея в Монако. И продолжал свои экспедиции по морям и океанам планеты. Под его руководством проектировали и сооружали подводные дома, батискаф «ныряющее блюдце», экологичный «ветродвигатель» для судна.
В 1967–1970 годы Жак-Ив Кусто и его команда совершили кругосветное путешествие. Они испытали немало приключений, раскрывали тайны затонувших кораблей и погребенных на морском дне городов, внеся немалый вклад в подводную археологию. Великолепные съемки обитателей моря позволили десяткам, если не сотням миллионов людей стать свидетелями и в некотором роде соучастниками экспедиций Кусто.
Другой не менее важный результат его деятельности: сбор громадного и ценного материала о нарастающем вредном воздействии технической цивилизации на Мировой океан. С той поры он главное внимание уделял проблемам охраны земной природы. Его телеэпопея «Подводная одиссея команды Кусто» собрала миллиардную аудиторию.
«Мы не можем позволить навсегда отравить море в то самое время, – писал он, – когда только-только начали постигать, что оно может дать науке, философии, искусству, начали учиться жить в его лоне».