В Сахаре обнаружены многие тысячи наскальных рисунков охотников каменного века. По тому, какие животные на них изображены, можно судить о том, какими были природные условия там, где сейчас расстилается самая большая пустыня планеты.
Археолог Анри Лот писал: «За двадцать пять с лишним лет я исколесил Сахару вдоль и поперек… Я следовал вдоль ее древних рек, русла которых образовали очень сложную сеть, своего рода огромный высохший скелет некогда полноводной речной системы…
Меня интересовало все: фауна, флора и, конечно, многие проблемы физической географии, населения, древней истории Сахары и другие вопросы. Сахара представляет собой одно целое. Постичь ее можно только при наличии комплекса знаний во всех областях, будь то геология, биология, климатология или история».
Действительно, во время своих экспедиций, которые продолжали одна другую и были едины, он вел комплексные исследования. Но все-таки главным его достижением стало изучение рисунков древних жителей Сахары. В отношении физико-географических проблем он придерживался общепринятых взглядов.
По его словам, проехал он на верблюдах 80 тысяч километров, то есть совершив как бы два путешествия вокруг земного шара. Он писал: «Ведь основная задача исследователя Сахары состоит в том, чтобы раскрыть связь между ее прошлым и настоящим. Больше всего меня, несомненно, интересовали люди, особенно жившие в доисторический период. Наибольшее удовлетворение я испытывал, занимаясь именно этим вопросом. Мне не раз удавалось обнаружить следы древних племен, населявших Сахару. Здесь, в горах и долинах, они охотились, ловили рыбу, возделывали землю.
В глубине эрга, в Тенере, я обнаружил следы стоянок древних рыбаков: большие груды рыбьих костей (они заняли несколько двухколесных тележек), скелеты гиппопотамов и слонов, каменные орудия. В пятистах километрах к югу, на границе Сахары и Судана, я нашел еще добрый десяток стоянок. Тут были кучи рыбьих костей, черепашьи панцири, раковины моллюсков, кости гиппопотамов, жирафов и антилоп, среди которых лежали человеческие скелеты. Последнее обстоятельство указывало на отсутствие погребальных обрядов у первобытных племен Сахары.
Мне удалось собрать на месте этой доисторической бойни множество великолепных орудий, среди которых были и прекрасные костяные остроги, и тонкие кремневые наконечники для стрел, и грузила для рыболовных сетей, и многое, многое другое… Кюгу от Ахаггара, у подножия скал Ин-Геззама, в самых пустынных ныне местах Сахары, была сделана подобная же находка – человеческие скелеты, кости различных животных и, кроме того, тысячи осколков глиняной посуды.
Я мог бы привести еще много примеров: лишь в окрестностях Ахаггара мной было обнаружено около восьмидесяти мест со следами стоянок доисторического периода. Из этого можно заключить, что когда-то Сахара была густо населена и ее фауна была аналогична фауне современной саванны».
Среди памятников прошлого самым древним находкам, как, например, остаткам рыбачьих стоянок на эрге Адмер, сотня тысяч лет (это один из двух памятников древнего каменного века, найденных в Центральной Сахаре; он расположен к северу от Ахаггара, между этим массивом и Тассили, а второй – на эрге Тиходаин). Самым молодым – всего лишь 4–5 тысяч лет.
Обилие фауны рек и озер свидетельствует о том, что в прошлом здесь было обилие влаги, часто шли дожди: выпадение осадков преобладало над испарением (прямо противоположная ситуация по сравнению с современностью). Полноводные реки брали свое начало в горных массивах Ахаггара, Тассили, Адрар-Ифораса, образовав крупную гидрографическую сеть, соединявшуюся с Нигером, озером Чад и другими большими озерами.
Ныне в понижениях рельефа, где прежде расстилалась гладь пресных вод, находятся соленые озера – шотты.
«Доисторические стоянки, – писал А. Лот, – эти кучи мусора тысячелетней давности – не единтвенные следы, оставленные древними жителями Сахары. На скалах массивов, часто в наиболее пустынных уголках, находят великолепные росписи и петроглифы, свидетельствующие о незаурядных художественных способностях людей того времени. Я испещрил свой дорожный блокнот сотнями зарисовок. Они чрезвычайно интересны в познавательном отношении: ведь в них отражаются самые различные эпохи, охватывающие тысячелетия.
Во многих случаях они подтверждают выводы, сделанные на основании находок древних растений и животных. Кроме того, благодаря росписям нами получено много ценных сведений о различных типах культур, сменявших друг друга на территории пустыни: культуре охотников, вооруженных дубинами и бумерангами; культуре пастухов или лучников; культуре воинов, во времена которой основным оружием служил дротик. К последнему периоду следует отнести появление в Африке домашней лошади.
Таким образом, решающую роль в эволюции человечества сыграло оружие. Оно всегда было основным свидетелем прошлого, классическим ориентиром для археологов. Именно оно помогает определить значимость той или иной миграции, направления, в котором она происходила, и в некоторых случаях, как я покажу далее, дает возможность определить караванные пути, соединявшие более чем за тысячелетие до нашей эры Средиземноморское побережье с берегами Нигера».
Надо лишь заметить: далеко не всегда орудия труда, охоты, войны играли решающую роль в развитии человека. Важными факторами, отчасти связанными с ними, были накопление знаний, трудовая деятельность, отношения внутри обществ, а также взаимодействие с окружающей природной средой. Вот и в Сахаре значительную роль в развитии и деградации культуры играло состояние природной среды, частью которой является человек.
…Анри Лот со своими товарищами много дней изучал и копировал творения доисторических художников в урочище Тамрит. Здесь возле небольшого водоема вдоль высохшего русла реки выстроились великолепные кипарисы со стволам до шести метров в обхвате. Они сохранились потому, что места эти безлюдны. Кочевники своими топорами лишь с огромным трудом могли бы срубить этих гигантов, имеющих плотную древесину. Не исключено, что никто и не пытался это сделать по каким-то иным причинам, в частности, религиозным.
«Часто по вечерам, – писал Лот, – выходя по окончании работы из пещер, каждый день открывавших перед нами все новые наскальные росписи, мы собирались у лагерного костра. Нашему воображению рисовались цветущие долины, леса, болота и животные, жившие когда-то в этом раю. Добродушные слоны толпились возле воды, шевеля большими ушами. Пугливые носороги спешили к логовищам по узким тропинкам. Жирафы прятали головы в кустах мимозы. По долинам, пощипывая траву, бродили стада антилоп и газелей, находившие отдых под зелеными кронами деревьев. Наконец, мы старались представить себе людей, живших в скальных пещерах: мужчин, занимающихся подготовкой оружия к охоте и мастерящих себе одежду из шкур, женщин, готовящих пищу или отправляющихся к соседнему водоему купаться или мыть свои миски. Мы представляли себе пастухов, которые пасли стада или вели быков на водопой. Вечерами они загоняли их за сплетенные из веток изгороди, защищавшие скот от нападения хищников».
Возникал вопрос: к какому периоду, а еще желательней, к какому тысячелетию следует отнести эти воображаемые, но вполне реальные картины?
Производящее хозяйство, скотоводство возникло позже периода охотников и собирателей. И по стилю, и по содержанию рисунков можно было отделить наиболее древние от более поздних. В некоторых картинах улавливалось сходство со стилем египетских росписей. Возник вопрос: это – результат влияния египетской культуры на менее «продвинутых» жителей Сахары или (что поначалу выглядело весьма сомнительно) влияние было обратным?
…На основе истории изучения Сахары: за последние 3 тысячелетия можно сделать вывод: она из территории, занятой преимущественно саванной, с несколькими полноводными реками, лесными массивами и редкими пятнами полупустынь превратилась в зону почти сплошной пустыни.
Такое изменение происходило медленно, постепенно; никаких внезапных климатических катастроф не было. Если во времена Геродота Сахару пересекали путники пешком или на лошадях, то в начале нового века для этого требовались верблюды.
Судьба некоторых процветавших городов на территории Сахары и прилегающих к ней территорий за исторический период показывает, что они стали жертвами в первую очередь изменившийся природной обстановки, распространения пустынь, аридизации климата.
Конечно, города и цивилизации не только развиваются, но и деградируют. Эту простую истину порой забывают даже историки. Хотя они вроде бы знают о закате и гибели многих стран и народов. Но идея всеобщего прогресса всех завораживает.
Видя современные процветающие города, не следует упускать из вида, что большинство из них стоит на руинах погибших поселений, а немало великих городов прошлого пропали навсегда. Причины этого были разные, а одна из наиболее значимых – деградация окружающей природы и, что обычно взаимосвязано, духовного мира личности, упадок культуры.
Таков наиболее общий вывод, который подтверждается не только на примере Сахары. И еще одно обстоятельство есть смысл подчеркнуть. Наиболее успешно научные исследования Сахары развернулись с периода колониального раздела и захвата Африки. Если когда-то в пустыню шли авантюристы, искатели приключений, географы-любители, то теперь главную роль стали играть военные инженеры и ученые, сопровождавшие колониальные войска.
… Казалось, к началу XX века все шло к завершению изучения вели – чайшей пустыни мира. Появились и периодически уточнялись карты этого региона. В ряде пунктов стали проводить метеорологические наблюдения. Были выдвинуты гипотезы о причинах возникновения и закономерностях существования Сахары. В связи с этим приходилось вносить существенные поправки в представления о динамике тропосферы.
Попутно требовалось решить еще одну загадку: в свое время Генрих Барт обнаружил в некоторых безлюдных районах Сахары наскальные изображения сцен охоты и животных, обычно обитающих в саванне, но не в пустыне. Что бы это могло означать? Тогда на это обстоятельство не обратили должного внимания.
Примерно в то же время в Западной Европе, в гротах на территории Испании и Франции были открыты великолепные рисунки людей каменного века. Первой сенсацией стала великолепная галерея испанской пещеры Альтамира. Ее открыли в 1869 году Спустя 6 лет археолог-любитель М. Саутуола начал вести там раскопки, а еще через 3 года его дочь, рассматривая стены пещеры, крикнула: «Папа, посмотри на этих быков!»
О рисунках в пещере Альтамира Саутуола опубликовал статью в 1880 году, но никто из профессионалов не принял всерьез это сообщение. Прошел слух, что в тех краях как-то побывал один художник, и это следы его работы, а возможно и чьей-то мистификации. В те времена и почти все ученые были уверены, что звероподобные пещерные «недочеловеки» не могли создать что-либо подобное.
Лишь через несколько лет при внимательном осмотре рисунков Альтамиры, покрытых патиной, которая могла образоваться за многие сотни или тысячи лет, пришлось в корне изменить представления не только о людях каменного века, но и природной обстановке, которая была в их времена. Ведь на рисунках не только в Альтамире, но и в других пещерах и гротах Испании и Франции были изображены животные, давно уже вымершие и характерные для северных стран: мамонты, шерстистые носороги, бизоны, северные олени…
Наученные этим опытом, ученые стали проявлять все больший интерес к наскальным рисункам Африки.
Первые такие находки казались каким-то казусом или чьей-то причудой. Однако чем больше обнаруживали наскальных галерей, тем очевидней становилось: изображения оставили древние охотники и скотоводы. Тем более что в этих безлюдных районах находили только орудия каменного века. Никаких следов более поздних поселений не было.
Большинство рисунков изображали животных влажных саванн, но не встречались верблюды, появившиеся в Сахаре лишь со II–III веков нашей эры. Не означает ли это, что некогда облик нынешней пустыни был совершенно иным?
Так древнее искусство стало важным фактом палеогеографии.