Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 29.04.2024, 19:00:53
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
СТО ВЕЛИКИХ РОССИЯН [98]
... УКРАИНЦЕВ [100]
... БОГОВ [43]
... МИФОВ И ЛЕГЕНД [98]
... ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [100]
... ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [100]
... ЗАГАДОК ХХ ВЕКА [102]
... НАГРАД [100]
... СОКРОВИЩ [100]
... СОКРОВИЩ РОССИИ [101]
... ГОРОДОВ МИРА [100]
... ГЕНИЕВ [101]
... МЫСЛИТЕЛЕЙ [99]
... ВРАЧЕЙ [101]
... НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ [99]
... НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ [99]
... ЧУДЕС ТЕХНИКИ [100]
... ПСИХОЛОГОВ [102]
... АРИСТОКРАТОВ [108]
... ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ [97]
... АДМИРАЛОВ [99]
... ВОЕННЫХ ТАЙН [111]
... КАТАСТРОФ [105]
...ЗАГОВОРОВ И ПЕРЕВОРОТОВ [107]
... КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ [109]
... ЖЕНЩИН [100]
... КНИГ [100]
... ХУДОЖНИКОВ [100]
... КОМПОЗИТОРОВ [112]
... ВОКАЛИСТОВ [101]
... АКТЕРОВ [103]
... РЕЖИССЕРОВ [101]
...ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ [102]
... ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ [101]
... ИСТОРИЙ ЛЮБВИ [100]
... СПОРТСМЕНОВ [100]
... МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ [99]
... ПАМЯТНИКОВ [100]
... ХРАМОВ [100]
... МУЗЕЕВ МИРА [107]
... ЗАМКОВ [101]
... ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ [101]
... ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ [101]
... БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ [101]
... ПИСАТЕЛЕЙ [101]
...ТЕАТРОВ [100]
... ПРАЗДНИКОВ [99]
...РЕКОРДОВ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ [100]
... ОРИГИНАЛОВ И ЧУДАКОВ [99]
... МОНАРХОВ [101]
... СОБЫТИЙ ХХ ВЕКА [99]
... РЕКОРДОВ СТИХИЙ [100]
... ВЕЛИКИХ ТАЙН ДРЕВНЕГО МИРА [102]
... ПОЛИТИКОВ [100]
... ПОЛКОВОДЦЕВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [101]
...ЭКСПЕДИЦИЙ [100]
... АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ [99]

АБД АЛ-АЗИЗ II
Будущий основатель королевства Саудовская Аравия родился в 1880 году, в то время, когда ваххабитское государство Саудидов находилось в глубоком упадке и территория его фактически ограничивалась окрестностями Эр-Рияда. В возрасте семи лет Абд ал-Азиз получил учителя — эрриядского кади. Но мальчика больше, чем религиозные упражнения, интересовали игры с саблей и винтовкой. Прочитать Коран он смог только в 11 лет. Через три года, когда его отец уже жил в эмиграции в Кувейте, будущий король начал более серьёзное изучение богословия и других предметов под руководством Абдаллаха ибн Абд ал-Лятыфа, который стал потом главным кади и муфтием Эр-Рияда. Но и тогда военная подготовка занимала в его жизни немалое место. Месяцы, проведённые семьёй Абд ар-Рахмана в скитаниях среди племён ааль мурра, дали возможность Абд ал-Азизу стать знатоком бедуинских обычаев и нравов, а также приёмов и хитростей кочевников. Известно, что материальное положение Абд ар-Рахмана в эмиграции было настолько жалким, что он лишь с большим трудом смог женить старшего сына. Но Абд ал-Азиз никогда не переставал лелеять честолюбивые мечты о восстановлении семейной чести, возвращении славы и богатств дома Саудидов.

Реальные возможности для этого появились только в начале XX века. Эр-Рияд к этому времени был захвачен шаммарскими эмирами, которые правили в Северной Аравии, опираясь на поддержку турок. В 1900 году началась война между шейхом Кувейта Мубараком (за которым стояли англичане) и эмиром Джебель-Шаммара Абд ал-Азиз ибн Митабом. Этот момент показался Абд ал-Азизу подходящим для захвата Эр-Рияда. Он отправился в поход, имея, по большинству источников, всего лишь 40 бойцов, среди которых были его родной брат Мухаммад и двоюродный брат Абдаллах. Однако когда Абд ал-Азиз оказался в Неджде, к нему примкнуло ополчение племён аджман, ааль мурра, субай и сухуль. Таким образом, отряд его увеличился до нескольких тысяч человек, и в январе 1902 года Абд ал-Азиз внезапным ударом овладел бывшей столицей Саудидов. Все жители Эр-Рияда немедленно принесли ему присягу верности и приняли активное участие в обороне города. Летом Ибн Митаб попытался отбить Эр-Рияд, но потерпел неудачу. Весной 1903 году эрриядцы вновь отразили все атаки шаммаров. В том же году Абд ал-Азиз отвоевал всю южную часть Внутренней Аравии (Хардж, Афладж, Вади-Давысыр), а к лету 1904 года подчинил Вашм, Судейр и Касим. Таким образом, он восстановил ваххабитский саудовский эмират в его последних границах. Решительная битва с шаммарским эмиром произошла в апреле 1906 года в Касиме. Она закончилась полной победой Абд ал-Азиза, причём Ибн Митаб пал в бою. Его сын поспешил заключить с Саудидами мир, поделив с ними Центральную Аравию.

Следующие годы прошли для Абд ал-Азиза в упорных войнах с племенами неджда, которые то и дело отпадали от него. Горький опыт этой войны привёл его к твёрдому убеждению, что кочевые племена бедуинов есть наиболее разрушительный элемент, мешающий единству Аравии. Для борьбы с ними он, по совету ваххабитских вероучителей, поддержал движение ихванов («братьев»), идеология которых оказалась для него очень удобной. Действительно, помимо строгого соблюдения пяти основных положений ислама, к ихванам предъявлялись требования быть преданными своим «братьям» — участникам движения, беспрекословно подчиняться эмиру-имаму, всячески помогать друг другу, а также отказываться от общения с европейцами. Это учение подчиняло бедуинов строгой дисциплине, запрещало им грабительские набеги и взимание дани с зависимых племён (которые рассматривались теперь как «братья»). С начала 1913 года племена, исповедующие ихванизм, начали оседать на землю и переходить к земледелию. Абд ал-Азиз всемерно поощрял этот процесс, помогая ихванам деньгами, семенами, сельскохозяйственными орудиями, материалами для строительства мечетей, школ и домов. Их поселения стали базой, на которой эмир строил свою новую армию. С помощью ихванов он подавлял мятежи, пресекал заговоры, разоружал ненадёжные племена и, сломив к началу 1920-х годов сопротивление самых сильных бедуинских шейхов, сумел установить в стране «беспрецедентный» порядок. Грабительские набеги стали наказываться настолько строго и непреложно, что кочевой знати оставалось или смириться, или бежать за пределы Неджийского эмирата.

Усилив таким образом свою власть, Абд ал-Азиз продолжал завоевание окружающих земель. В 1913 году он присоединил к своим владениям область Эль-Хасу (побережье Персидского залива между Кувейтом и Катаром). Местное население, измученное турецкими вымогательствами, приветствовало Саудидов как своих освободителей. Во время Первой мировой войны Абд ал-Азиз объявил себя сторонником Антанты и согласился на установление английского протектората в Неджде. В 1915 году он выступил против своего старого противника шаммарского эмира Сауда ибн Абд ал-Азиза, который поддерживал Турцию. Но битва у колодца Джираба закончилась ничем. Новый этап объединения аравийских земель начался после развала Османской империи. К 1918 году на полуострове оказалось пять фактически независимых государств: Хиджаз, Неджд, Джебель-Шаммар, Асир и Йемен. Первоочерёдной задачей Абд ал-Азиза стало завоевание Джебель-Шаммара, самого слабого из его противников. Первую попытку присоединить этот эмират он предпринял в апреле-мае 1921 года. Тогда отряды ваххабитов нанесли поражение шаммарским племенам и в течение двух месяцев осаждали столицу Алрашидидов Хаиль. Взять крепость они так и не смогли. Но в августе того же года поход повторился. На этот раз осада, также продолжавшаяся два месяца, закончилась полной капитуляцией Алрашидидов. 1 ноября 1921 года самостоятельный эмират Джебель-Шаммар перестал существовать. Вся Центральная Аравия оказалась в руках Саудидов, и Неджд с присоединёнными территориями стал главной силой на Аравийском полуострове.

После этого главными противниками Абд ал-Азиза стал шериф Мекки Хусайн. При поддержке англичан он сумел сделать одного из своих сыновей эмиром Трансиордании, а другого — королём Ирака. Сам Хусайн, принявший титул короля Хиджаза, претендовал на то, чтобы объединить под своей властью всю Аравию. Однако сил для поддержания этих амбиций у него не хватало. В 1922 году, несмотря на протесты шерифа, Абд ал-Азиз практически без боя занял весь Северный Асир (местное население этого княжества испытывало давние симпатии к ваххабитам и не оказало им сопротивления). Вслед за Асиром был присоединён сам Хиджаз. В июле 1924 года Абд ал-Азиз призвал лидеров ихванов, собравшихся в Эр-Рияде, начать джихад (священную войну) против еретиков Хиджаза. Этот призыв был воспринят с огромным энтузиазмом. В начале сентября отряд ихванов ворвался в курортный город Таифу, расположенный неподалёку от Мекки, и перебил здесь более четырёхсот человек (в основном мирное население, в том числе женщин и детей). После этого войско Саудидов двинулось на Мекку. Знать Хиджаза, напуганная жестокостями в Таифе, выступила против Хусайна, и тот был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Али. Новый король не имел сил для защиты Мекки и укрылся со своими сторонниками в Джидде. В середине октября ихваны, повернув дула винтовок к земле, вошли в священный город. В январе 1925 года началась осада Джидды. Напрасно Али взывал к помощи англичан и своих братьев в Трансиордании и Ираке — никакой реальной помощи извне он не получил. (Причина этого крылась в гибкой политике Абд ал-Азиза: проявив твёрдость в Хиджазе, он вместе с тем сделал важные уступки в переговорах с Трансиорданией и Ираком — как раз в это время Абд ал-Азиз подписал с правившими там Хашимитами договоры об установлении границ.) В конце декабря Джидда капитулировала. Несколькими днями раньше сдался гарнизон Медины. Королевство Хиджаз присоединилось к владениям Саудидов, а королевский титул перешёл к Абд ал-Азизу, который с этого времени стал именоваться королём Хиджаза, султаном Неджда и присоединённых территорий. (В 1932 году он принял титул короля Саудовской Аравии.)

С захватом Хиджаза Саудитское государство не могло не испытать определённой трансформации (богатый купеческий Хиджаз был гораздо более цивилизованной областью по сравнению с бедным бедуинским Недждом: здесь существовал развитый административно-бюрократический аппарат, сложившийся под влиянием турецких стандартов, формировался бюджет, имелись зачатки регулярной армии, выходили газеты и работали средние школы). Абд ал-Азиз не изменил структуру управления, созданную шерифами, он только заставил её служить себе. Точно так же он с большим пониманием отнёсся к тем образцам европейской цивилизации, которые уже вошли в употребление у местного населения. Так, он сразу оценил важное значение телефонов, радио, автомобилей и аэропланов и стал постепенно внедрять их в повседневную жизнь Аравии, несмотря на сопротивление кочевников-бедуинов и догматиков-улемов, относивших технические новинки к созданиям дьявола. В тоже время он стал постепенно ограничивать влияние ихванов — своим фанатизмом те грозили восстановить против Саудидов весь Хиджаз, население которого не привыкло к такой религиозной нетерпимости. Всё больше и больше в своей политике Абд ал-Азиз ориентировался на жителей городов и оазисов, ставших в последующие голы главной опорой его власти. Почувствовав перемену по отношению к себе со стороны короля, ихваны подняли в 1929 году восстание. Правда, в решительной битве при Сибиле их главные силы были разгромлены, но партизанская война на этом не прекратилась — повсюду убивали сборщиков налогов, на караванных путях происходили грабежи и убийства. Тогда Абд ал-Азиз обрушил на бывших сподвижников всю возросшую мощь своего государства. Он призвал эмиров снабдить его людьми, деньгами и оружием, мобилизовал горожан и бедуинов Неджда и принял к использованию некоторые европейские методы ведения войны (в частности, для быстрого передвижения по пустыне он впервые применил 200 автомобилей, а для проведения разведки купил четыре аэроплана). Ихванам был нанесён ряд новых поражений. В конце года их отряды оказались вытесненными в Кувейт, где их разоружили англичане. Движение, сыгравшее столь важную роль в укреплении власти Абд ал-Азиза и его завоеваниях, было полностью разгромлено и вскоре сошло на нет.

В 1930-е годы государство Саудидов продолжало расширяться. Опасаясь йеменцев и правящей у них династии Хамидададдинов, в 1926 году под саудовский протекторат отдался эмир Асира ал-Хасан. В 1930 году он был вынужден подписать с Абд ал-Азизом договор, фактически лишавший его реальной власти, а в 1932 году его эмират был присоединён к Саудовской Аравии. Король Йемена Йахйа протестовал против этого захвата. В 1934 году между двумя королевствами началась война. Однако Саудовская Аравия была лучше подготовлена к ней. Абд ал-Азиз получил крупный заём от американской компании «Стандард ойл оф Калифорниа» и успел закупить современное оружие. Тогда же были созданы первые подразделения регулярной армии. Йеменцы не могли противостоять натиску врага и отступили. В мае 1934 году саудовцы овладели Тихамой и без боя взяли Ходейду. Абд ал-Азиз, впрочем, проявил обычную свою дальновидность — он не сделал даже попытки удержать за собой Йемен и удовлетворился признанием его прав на Асир. На этом процесс собирания аравийских земель вокруг Эр-Рияда завершился. В жизни Аравии началась новая эпоха.

Несмотря на значительное увеличение своих доходов после присоединения Хиджаза, королевство Саудидов оставалось одним из самых бедных государств в арабском мире. (Например, в 1927 году весь его бюджет составлял всего 1,5 миллиона фунтов стерлингов, причём главным источником доходов был налог на паломников, совершавших хадж в Мекку.) Однако с середины 1930-х годов положение стало кардинальным образом меняться. Это было связано с открытием в Аравии богатейших месторождений нефти. Первую концессию на разведку и разработку нефтяных месторождений Абд ал-Азиз предоставил в 1933 году. Первый танкер, гружённый аравийской нефтью, отошёл от берегов Саудовской Аравии в мае 1939 года. С началом Второй мировой войны нефтедобыча несколько сократилась, но с 1943 года её объёмы стали вновь возрастать. Через три года количество продаваемой нефти увеличилось в десять раз. Буквально за несколько лет пустынное королевство превратилось в одного из крупнейших в мире экспортёров жидкого топлива. Это обстоятельство значительно повышало вес короля Саудовской Аравии в мировой политике. Однако следует признать, что к концу жизни Абд ал-Азиз всё хуже справлялся с проблемами, вставшими перед его страной. Создатель феодального централизованного государства, он был представителем отжившей и уходящей эпохи, не понимал и не принимал перемен. В последние годы его жизни коррупция королевского двора и чиновников приобрела чудовищные размеры. Король видел многие беззакония, но уже не находил в себе сил положить им конец. К тому же давали себя знать старые раны и старческие немощи — в конце 1940-х — начале 1950-х годов Абд ал-Азиз почти не покидал кресла-каталки. Перед смертью (она последовала в ноябре 1953) он сильно потучнел и одряхлел.
Категория: ... МОНАРХОВ | Добавил: tineydgers (15.03.2012)
Просмотров: 431 | Теги: аристократия, история монархии, 100 великих монархов, царь, дополнительный материал по истории, занимательная история, император, реферат по истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0