Усман дан Фодио — основатель
халифата Сокото — по праву считается одной из самых ярких и неординарных
фигур в новой истории Африки. Созданное им государство — одно из
крупнейших в Западном Судане — было образовано соотечественниками
Усмана, кочевниками-фульбе на территории проживания негритянской
народности хауса. К этому времени история хаусанской цивилизации насчитывала уже около восьми веков (первые города-государства появились здесь ещё в конце X века). Хауса были известны во всей Северо-Западной Африке как искусные ремесленники и предприимчивые торговцы. Единого политического центра они не имели — их страна делилась на множество эмиратов, находившихся друг с другом в постоянной вражде. Порою какому-нибудь эмирату удавалось добиться кратковременной гегемонии и подчинять своему влиянию другие города-государства. Первоначально таким гегемоном был Кано, потом — Кацина, позже — Замфара. Во второй половине XVIII века лидерство перешло к Гобиру.
Что касается фульбе, то они резко отличались от хауса и остальных негритянских народов Судана более светлым цветом кожи, высоким ростом и сухощавым сложением. Издревле их основным занятием считалось скотоводство. Впервые фульбе появились на берегах Сенегала ещё в X веке. В следующие века они кочевали небольшими группами по всему Западному и Центральному Судану. Особенно много было их в стране хауса. Фульбе, владевшие огромными стадами скота, вели патриархальный образ жизни под главенством родовых старейшин (ардо). Собственного государства он и не имели. Многие знатные фульбе занимали должности придворных чиновников или мусульманских священнослужителей, но ни богатства, ни звания не уравнивали их в политических правах с аристократией и даже простолюдинами хауса. Однако в начале XIX века положение в корне переменилось — благодаря Усману дан Фодио фульбе сделались господами страны, а хауса оказались у них в подчинении.
Усман дан Фодио родился в хаусанском царстве Гобир (территория нынешней Северной Нигерии), в небольшой деревне Маратта в декабре 1754 года. О его происхождении ясно говорит прозвище — дан Фодио, что означает «сын образованного человека». Действительно, отец Усмана, Мухаммад, был известным кораническим учителем и принадлежал к фульбскому роду Торонкава. Мать, Хавва бинт Мухаммад, также происходила из образованной фульбской семьи. По преданию, предки Усмана переселились в Гобир из Адара.
Детство и юность Усмана прошли в деревне Дегель близ города Бирини-Конни и были заполнены духовными занятиями с фульбскими маламами (кораническими учителями). Выучив под руководством отца Коран, он начал жизнь странствующего ученика, прилежно изучая основы богословия и арабской культуры. Большое влияние на юношу оказал малам Джибрил бен Умар, наводивший страх на местных жителей постоянными призывами к джихаду. Период обучения завершился хаджем в Мекку и Медину. Около 1774 года Усман возвратился в Гобир и сам начал преподавать основы коранических знаний. Хорошее мусульманское образование, редкое красноречие и религиозное рвение позволили ему быстро собрать вокруг себя большое число учеников и последователей. К концу 1780-х годов их насчитывалось более тысячи человек. Но после того как эмир Гобира Бава (правил в 1776–1794), относившийся к Усману с глубоким уважением, отдал ему на воспитание своего сына Юнфу, число его последователей многократно умножилось. В одном из хаусанских текстов говорится: «Во время Бавы имя малама Усмана стало известно повсюду. Он проповедовал, он собирал людей, и они принимали ислам в Руга Фако (так именовалась резиденция Усмана дан Фодио в Дагеле). Бава знал малама Усмана очень хорошо и поэтому отдал ему своего сына…»
После смерти Бавы и его брата Якубы Усман добился, чтобы эмиром провозгласили его воспитанника Юнфу. Тот стал править с 1802 года. В это время Усман пользовался огромным влиянием на дела. Юнфа внимательно прислушивался ко всем его советам. Ничего не предвещало разрыва между ними, и тем не менее он произошёл. И хотя эта ссора, имевшая огромные последствия для всех народов Северной Нигерии, описана во многих источниках, её глубинные мотивы остаются по сей день неясными. Внешне же всё выглядело следующим образом. Вскоре после восшествия на престол Юнфа позволил своему полководцу Варо совершить поход против мусульманской общины Гинбана. Когда она была разгромлена, Усман, не одобрявший, по-видимому, этого похода, попросил у Юнфы позволения освободить одного обращённого в рабство мусульманина. Юнфа отвечал: «Я даю тебе разрешение, так как ты — отец мой». «Тогда, — продолжает хроника, — малам Усман сказал, чтобы все фульбе пошли, встали на дороге и каждого, кого увидят связанным, чтобы освобождали, у заключённых разбивали цепи. И это они выполнили. Они разбивали цепи и освобождали рабов, мужчин и женщин, мальчиков и взрослых…» В результате гобирава (так называли жителей Гобира) лишились большей части добычи. Варо подал Юнфе жалобу на своеволие фульбе. «Они говорят, — донёс он, — что ты приказал этому фульбе (то есть Усману), чтобы он разбил все цепи и освободил рабов». Юнфа возразил: «Я не говорил так». Он послал за Усманом. Однако тот категорически отказался от встречи и отвечал посланцам эмира: «Я отказываюсь». Юнфа рассердился и послал за ним стражников, но последователи Усмана побили и прогнали их. Это было открытое неповиновение. Юнфа вспылил. Он отправил за своим наставником сначала начальника тюрьмы, потом начальника конницы с отрядом солдат. Разгорелось настоящее сражение, закончившееся победой Усмана. Оно произошло 21 февраля 1804 года и считалось в дальнейшем началом джихада — священной войны фульбе против правящих в стране хауса.
Усман дан Фодио объявил, что целью его борьбы является возврат к строгой морали, к истинному Корану и Сунне, а также восстановление централизованного государства в его первоначальной чистоте и простоте. Он прямо обвинил хауса в том, что они изменили исламу, постоянно нарушают мусульманские правовые нормы, следуют анимистическим традициям и совершают языческие ритуалы. Неизвестно, насколько обоснованы были его упрёки, но призыв к священной войне не остался без ответа — тысячи фульбе взялись за оружие и начали борьбу против хаусанского господства.
В июне 1804 года произошло новое сражение у озера Квотто, недалеко от слияния рек Сокото и Рима. Плохо вооружённые, но бесконечно верившие в свою силу повстанцы заставили спасаться бегством отряд тяжёлой кавалерии Юнфы. Победа воодушевила всех противников царской династии. На сторону Усмана перешли местные племена Суллебава, а также жители Замфары, издавна ненавидевшие гобирцев. Армия Усмана двинулась в соседнюю с Гобиром страну Кебби, где им оказали гостеприимство местные фульбе. Осенью Усман начал наступление на столицу Гобира — Алькалаву. Однако на этот раз сражение закончилось крупным поражением — погибло более двух тысяч повстанцев, в том числе многие родственники Усмана дан Фодио. Впрочем, религиозное рвение его сподвижников от этого не уменьшилось. В 1805 году Усман двинулся в сторону Кебби. Местные хауса оказали фульбе упорное сопротивление, но потерпели поражение. После падения их столицы Бирнин-Кебби почти всё население бежало вверх по реке Кебби. А повстанцы-фульбе укрепились в районе города Гванду, создав здесь свою постоянную базу. Отсюда они стали совершать походы в различные царства страны хауса. В 1805 году была взята Кацина, в 1807 году пал Кано, а в 1808 году под власть фульбе перешла Зария. Тем временем Юнфа, объединившись с эмирами Замфары, Кебби и вождями туарегов, собрал новую армию. Основное сражение 1806 года произошло недалеко от Гванду в местечке Альвасса. Воины Усмана были прижаты к Гванду, но сумели собраться с силами и отбросили неприятеля. После этого война переместилась на землю Гобира. В 1808 году в одном из сражений погиб Юнфа. В том же году фульбе взяли и разрушили Алькалаву.
Таким образом, в результате пятилетнего джихада в стране хауса произошли кардинальные перемены: гегемония Гобира пала, независимые государства хауса прекратили своё существование. На их месте возникло одно большое теократическое государство, известное позже в истории как халифат Сокото. Его верховным религиозно-политическим главой был провозглашён Усман дан Фодио. Однако сразу после победы восстания он отошёл от активной политической деятельности и в последние годы вёл замкнутый и строгий образ жизни. Скончался Усман в апреле 1817 года в Сокото, резиденции своего сына Мухаммада Белло. Он был не только пламенным проповедником и политическим деятелем, но и даровитым поэтом. Ему принадлежало немало песен, в том числе написанная по-арабски «Касыда ал-Кадирийа».