Это море протянулось с северо-востока на юго-запад
на 428 километров, ширина его доходит до 284 километров. С юга и
северо-востока в Аральское море несут свои воды две громадные реки —
Амударья и Сырдарья.
Под нижней рамкой карты Аральского моря, изданной
Гидрографическим управлением советских военно-морских сил, справа
некрупным, но четким шрифтом напечатано: «Составлена по карте Бутакова
1850 года»! Подвижнический труд этого человека по прошествии целого
столетия со времени его опубликования служит целям и задачам
сегодняшнего дня.
Служба в военно-морском флоте была славной традицией
семьи Бутаковых. Алексей был старшим сыном в семье, которая дала России
пятерых братьев-моряков. Он родился 7 февраля 1816 года в семье
черноморского моряка И. Н. Бутакова, впоследствии вице-адмирала и одного
из сподвижников выдающегося русского флотоводца М. П. Лазарева.
Все они, за исключением Дмитрия, погибшего от ран,
полученных им во время героической обороны Севастополя в 1854–1855 годы,
были адмиралами русского флота.
Позже Григорий Бутаков явился создателем тактики
парового флота и основателем новой школы воспитания и подготовки морских
офицеров; Иван Бутаков был кругосветным мореплавателем, дважды
обогнувшим земной шар, причем одно из своих плаваний он совершил на
фрегате.
«Паллада», одновременно с писателем И. А. Гончаровым; Владимир Бутаков был одним из героев севастопольской обороны.
С ранних лет отец часто брал Алексея с собой в
далекие морские походы, прививал сыну любовь к морю и морскому делу.
Рано узнал Алексей Бутаков тяжелую службу матросов и на всю жизнь
сохранил уважение к их труду. С каждым новым походом у мальчика все
более зрела мечта о собственных дальних плаваниях в океанских просторах.
Он горячо полюбил флот и морскую службу.
В двенадцать лет Алексей Бутаков был зачислен в Морской кадетский корпус в Петербурге и в 1828 году произведен в гардемарины.
Морской кадетский корпус являлся в то время одним из
лучших учебных заведений в стране. Большая заслуга в этом принадлежала
адмиралу И. Ф. Крузенштерну, назначенному в 1827 году директором
корпуса. Опытный, всесторонне образованный моряк и отличный воспитатель,
первый российский «плаватель круг света» сумел в годы николаевской
реакции решительным образом улучшить преподавание и систему воспитания в
корпусе, запретив телесные наказания.
Гардемарин Алексей Бутаков учился хорошо, особенно
выделяясь среди своих товарищей по корпусу успехами в навигации,
мореходной астрономии, истории, физике и иностранных языках.
Каждое лето он проводил в плаваниях по Финскому
заливу и Балтийскому морю на кораблях флота или на фрегатах Морского
корпуса. Все свободное время Алексей Бутаков посвящал чтению любимых им
описаний путешествий знаменитых мореплавателей в далекие страны,
совершенствованию в английском и французском языках и спорту. Больше
всего он увлекался хождением на шлюпке под парусами, буерным спортом и
коньками.
21 декабря 1832 года, семнадцатилетним юношей,
Алексей Бутаков был произведен в первый офицерский чин мичмана, окончив
Морской корпус восьмым по списку. Одновременно с Бутаковым окончил
корпус товарищ его по совместной учебе Г. И. Невельской — будущий
выдающийся исследователь низовьев Амура, Татарского пролива и
юго-западной части Охотского моря.
В числе лучших выпускников Бутаков был зачислен в офицерский класс.
«По отличной их нравственности, — говорил об
Алексее Бутакове, Геннадии Невельском и зачисленных вместе с ними в
офицерский класс моряках директор корпуса Крузенштерн, — по наукам, по
знанию их иностранных языков и особенно по примеченной в них страсти к
усовершенствованию себя в высших науках, они подают несомненную надежду,
что окажутся сего отличия весьма достойными…»
После успешного окончания офицерского класса Бутаков был назначен вахтенным офицером на один из корветов Балтийского флота.
С первых дней службы молодой офицер столкнулся с
безотрадной картиной бюрократизма, очковтирательства и казнокрадства,
царивших на флоте. Однако прогрессивно настроенная передовая часть
морского офицерства стремилась даже в этих условиях сделать все
возможное для пользы и возвеличивания своей родины. Вопреки реакционной,
верхушке морского ведомства передовые деятели русского флота —
М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин,
А. П. Авинов, Ф. П. Литке и др. — направляли все свои силы на повышение
боеспособности русского флота.
Бутаков был чрезвычайно прост в своих отношениях с
матросами. Ежегодно, с детских лет, плавая на кораблях Черноморского и
Балтийского флотов и разделяя с матросами опасности и трудности морской
службы, он хорошо изучил характер русского матроса.
«Я не следую правилам наших нынешних отчаянных
дисциплинистов в обращении с командою, — писал он отцу, — и оттого меня
однажды спросил мой нынешний командир корвета — „отчего на вашей вахте
люди работают лучше и усерднее, нежели на прочих?" Эти вещи убеждают
меня… что добром можно заставить работать лучше, нежели палкой».
После окончания навигации зиму 1838–1839 годов
Бутаков использовал для успешного изучения еще одного иностранного
языка — итальянского. К этому же периоду относятся первые шаги Бутакова
на литературном поприще. В журнале «Сын отечества» из номера в номер
начинают печататься его переводные статьи на самые разнообразные темы, а
«Библиотека для чтения» издает переведенную и литературно обработанную
им повесть «Три яхты».
Не ограничиваясь занятиями литературой и итальянским
языком, Бутаков совершенствуется в мореходной астрономии и знакомится с
работами А. Гумбольдта — выдающегося немецкого естествоиспытателя,
географа и путешественника. Особый интерес у него вызвала книга
Гумбольдта «Фрагменты по геологии и климатологии Азии», содержавшая
научные результаты его путешествия по России через Средний Урал на Алтай
до китайской границы.
Впервые ознакомившись таким путем со Средней Азией,
Бутаков уже в то время обратил внимание на обширное и своеобразное белое
пятно, упразднение которого явилось впоследствии его громадной заслугой
перед наукой, — никем не исследованное и не положенное на карту
Аральское море.
В начале 1840 года молодой офицер, успевший за
двенадцать совершенных им на Балтийском море кампаний зарекомендовать
себя опытным, образованным и отлично подготовленным к трудностям
флотской службы моряком, был назначен старшим лейтенантом на
отправлявшийся в кругосветное плавание военный транспорт «Або».
Целью плавания транспорта являлась доставка
различных грузов из Кронштадта в Охотск и Петропавловск-на-Камчатке.
Однако, несмотря на ограниченность стоявших перед экипажем транспорта
задач, Бутаков с особой ответственностью смотрел на свое участие в
кругосветном плавании и прилагал усилия для успешного осуществления во
время предстоявшего «вояжа» всесторонних научных наблюдений во славу
родины.
«…Приготовления к вояжу, — писал Алексей
Иванович, — совершенно овладели моим временем; мы будем производить
наблюдения над магнитною стрелкой и над всеми ее капризами в разных
частях земного шара… Кроме того, будут делаться барометрические
наблюдения и вероятно опись какой-нибудь группы островов Тихого океана.
Так как, по-видимому, все наблюдения, равно как историческая часть вояжа
(если только мы оставим потомству описание наших деяний в обеих
полушариях), достанутся на мою долю, то надобно приготовиться, чтоб
приняться за дело надлежащим образом. Поэтому я теперь изучаю теорию
магнетизма и электромагнетизма и также теорию барометрических
наблюдений; знакомлюсь со всеми академиками — Купфером, Ленцом и пр. и
скоро буду ходить на обсерваторию Академии наук, учиться у Купфера
делать наблюдения над магнитной стрелкой».
Одновременно Бутаков находил время для изучения
могущего оказаться полезным во время кругосветного плавания
португальского языка.
Россия к этому времени стараниями прогрессивных
русских людей занимала первое место в мире по числу дальних и
кругосветных плаваний. В период с 1803 по 1840 год состоялось 26 одних
только кругосветных походов русских кораблей, сопровождавшихся
крупнейшими географическими открытиями и тщательными гидрографическими
исследованиями.
Кругосветные плавания являлись отличной школой
совершенствования военных моряков, укрепляли международно-политические
позиции и военно-морскую мощь России и способствовали ее экономическому
развитию.
Командиром транспорта «Або» начальник Главного
морского штаба Меншиков назначил капитан-лейтенанта Юнкера, абсолютно не
подготовленного к выполнению кругосветного похода. Вместо подготовки в
Кронштадте транспорта к длительному и трудному плаванию Юнкер продолжал
жить в Петербурге, проматывая экипажные деньги, принятые на два года.
Вся тяжесть и ответственность за подготовку транспорта к кругосветному
«вояжу» легла на плечи старшего офицера Бутакова.
«Мы, — отмечал впоследствии один из офицеров
транспорта, — уже видели при самом начале, что это за господин Юнкер, и
предвидели будущие печальные результаты нашей кампании».
И действительно, из-за безнравственного поведения
Юнкера, безответственного отношения его к своим служебным обязанностям и
слабого знания им морского дела плавание «Або», несмотря на все
старания Бутакова и товарищей его по кораблю, было одним из самых
неудачных в истории русских кругосветных путешествий.
По вине своего капитана «Або» во всем протяжении
своего пути терпел лишения, а в Рио-де-Жанейро вообще оказался без денег
и не мог закупить продовольствие для экипажа. Средства пришлось
одалживать у русского посла. Более того, капитан подбивал своих офицеров
подделывать шнуровые книги, чтобы списывать невесть куда потраченные им
деньги.
Все это явилось предметом разбирательства в
военно-морском ведомстве, по возвращении транспорта Алексей Бутаков
попадает в опалу и отсылается подальше от столицы. В своей далекой
ссылке на берега Арала он неожиданно находит свое призвание ученого
гидрографа и геолога.
Вместе с Бутаковым на Арале служил другой
замечательный человек того времени — легендарный Кобзарь, Тарас Шевченко
отбывал ссылку в должности солдата и написал там лучшие из своих
стихотворений.
На шхуне «Константин» Бутаков обошел все Аральское
море, нанося на карту все его уголки. В результате первого 56-дневного
плавания, кроме рекогносцировки всего моря, находки каменноугольного
месторождения, открытия и съемки нескольких островов, ранее не известных
даже местным жителям, Бутаковым были произведены значительные по
площади промеры, причем была найдена наибольшая на Арале 68-метровая
глубина, определены скорость и направление постоянного течения, идущего
по ходу часовой стрелки, что отличает Аральское море от других морей,
изучены геологические особенности берегов Арала, содержащие мелоподобный
(верхний мел) известняк. В некоторых местах побережья Бутаковым были
обнаружены обнажения с массой олигоценовых раковин, собранные образцы
которых были впоследствии подробно описаны Абихом. На основании находок в
береговых отложениях пластов окаменелых раковин, «не принадлежащих к нынешним породам Аральского моря», Бутаков указал на более высокий уровень Аральского моря в исторические времена, то есть на постепенное усыхание Арала.
Зиму 1848–1849 года экспедиция провела на острове
Кос-Арал Бутаков занимался обработкой астрономических наблюдений,
разбором и систематизацией собранных за время плавания геологических и
ботанических коллекций.
Тарас Шевченко, вынесший из путешествия по
неизведанному морю множество впечатлений, обогативших поэта новыми
знаниями и поэтическими образами, рисовал и писал стихи. На Кос-Арале
Шевченко создал цикл стихотворений, впоследствии переработанных им в
поэму, известную теперь под названием «Цари», и изумительные песни,
проникнутые подлинно народным восприятием природы и человеческих чувств.
Более пятидесяти стихотворений было написано Тарасом Шевченко за время
зимовки на Кос-Арале. Ни в одну из зим ни до, ни после он не писал
такого количества их.
Моряки всячески старались помочь местным жителям-казахам, систематически разоряемым разбойничьими набегами хивинцев.
«…Глядя на них, — писал Бутаков, — удивляешься
живучести человеческой, они едва одеты, живут в прозрачных кибитках,
продуваемых насквозь морозными ветрами, и едва не умирают с голода.
Довольно сказать, что кочующие по Сырдарье киргизы были ограблены 4 раза
в течение каких-нибудь 8 месяцев!»
Фельдшер Истомин принялся за лечение больных
казахов. Матросы делились с казахами последней рубашкой, ежедневно
приглашали детей к себе в казарму на обед, помогали казахам в их
домашних работах.
Близко познакомившись с жизнью казахов, Бутаков
пришел к выводу, что окончательное присоединение к России всей
территории Казахстана, большая часть которого находилась под властью
отсталого Хивинского ханства, и воссоединение казахского народа с
русским народом имело бы для казахов положительные последствия и «было бы величайшим благодеянием для всех подданных хивинского хана». Он с уверенностью заявлял, что «при первом появлении русских все киргизы, каракалпаки и большинство туркменов переходят к нам».
27 января 1849 года Бутаков пережил радость первого
признания своего высокого научного подвига — с очередной почтой на
остров Кос-Арал был доставлен диплом об избрании Алексея Ивановича в
действительные члены Русского географического общества. Это была
большая, заслуженная благодарность Алексею Бутакову за его
самоотверженный исследовательский труд от отечественных ученых и
путешественников, принявших его в свою семью.
С новой, возросшей энергией приступил Бутаков,
произведенный за отличие в капитан-лейтенанты, к подготовке второго
плавания по своенравному Аральскому морю.
В течение двух кампаний берега Аральского моря были
покрыты сетью астрономических пунктов (11 пунктов), явившихся опорными
при составлении карты.
Бутаков произвел также первые определения магнитного склонения для различных районов Аральского моря.
В результате произведенных гидрологических
наблюдений были изучены характер глубин, направление и скорость
постоянного течения в Аральском море. Одновременно с промерами на
площади всего моря были взяты пробы грунта. Определялись также
соленость, цвет и прозрачность воды Аральского моря. Проводились также
метеорологические наблюдения, в ходе которых было установлено, что
ветры, дующие из северной половины горизонта, являются господствующими
на Аральском море. Бутаков собрал также исчерпывающие данные о ледовом
режиме Аральского моря.
Не будучи ни геологом, ни ботаником, но, желая и в
этом отношении принести пользу науке, Бутаков собрал богатейшую
коллекцию ископаемых и образцов горных пород, переданных затем в
Петербургский горный институт, произвел измерение толщины береговых
геологических пластов, определил их наклон и направление,
систематизировал обильные разносторонние сведения о природных богатствах
побережья Аральского моря. Был собран также гербарий.
Неожиданно Бутаков, посвятивший изучению и освоению
Аральского моря и рек Сырдарьи и Амударьи 15 лет своей жизни, был
отозван в Петербург.
В Петербурге ему присвоили звание контр-адмирала,
дали особую пенсию (аренду) на 12 лет и назначили на должность
начальника штаба практической эскадры, совершавшей плавания по
Балтийскому морю с великими князьями, а затем поручили командование
отрядом судов на реке Неве. Несмотря на неблагожелательное отношение к
Бутакову, чиновники из морского ведомства вынуждены были считаться с
большим морским опытом, научными знаниями, осведомленностью в новейших
достижениях военно-морской техники и заслуженным авторитетом Алексея
Ивановича. В 1865 году он был назначен младшим флагманом броненосной
эскадры Балтийского флота и в качестве начальника самой передовой в то
время в техническом отношении шхерной эскадры броненосных кораблей,
состоявшей из десяти мониторов, посетил Стокгольм.
Вскоре после успешного плавания отряда мониторов
выдающийся ученый-гидрограф был неожиданно назначен членом
артиллерийского отделения только что организованного Морского
технического комитета, а год спустя направлен в распоряжение главного
командира петербургского порта.
Страдая болезнью печени, Бутаков отправился для лечения в Германию и 28 июня 1869 года скончался в Швальбахе на 54 году жизни.
Журналы «Морской сборник», «Всемирная иллюстрация»
да еще две-три газеты откликнулись официальными некрологами, и затем имя
Алексея Ивановича Бутакова было надолго предано забвению.
Лишь в начале XX века по предложению президента
Географического общества, академика Л. С. Берга, именем Бутакова был
назван южный мыс острова Барса-Кельмес. В советское время одному из
островов в дельте реки Сырдарьи было присвоено имя другого великого
участника первой экспедиции, исследовавшей Аральское море, — Тараса
Шевченко.
Вся пятнадцатилетняя деятельность Бутакова на
Аральском море — героический научный подвиг, яркий пример беззаветного
служения отчизне. Автор некролога, помещенного в журнале «Морской
сборник» за 1869 год, отзывается об Алексее Ивановиче, как о «настоящем типе морских офицеров, которым бы гордилась каждая страна и каждый народ». |