Гавриил Андреевич Сарычев был одним из
образованнейших русских морских офицеров конца XVIII-начала XIX века Он
известен как крупный ученый-гидрограф, руководитель ряда экспедиций,
составитель карт, атласов и лоций, а также наставлений по морской описи.
Сарычев родился в 1763 году. Семи лет он был
зачислен в подготовительный класс Морского кадетского корпуса. В 1778
году после окончания корпуса Сарычев, произведенный в гардемарины,
плавал в Финском заливе в эскадре контр-адмирала Сухотина на корабле «Не
тронь меня». В 1781 году он был произведен в мичманы и на том же
корабле совершил плавание от Кронштадта до Ливорно и обратно. С 1782 по
1784 год Сарычев снова служил на Балтийском море, а также участвовал в
картографировании рек Днестра и Сожи.
В 1785 году Сарычев был произведен в лейтенанты и
назначен в Северо-восточную географическо-астрономическую экспедицию,
руководство которой было возложено на англичанина И. И. Биллингса,
специально приглашенного для этой цели на русскую службу.
Для двадцатидвухлетнего Сарычева Северо-восточная
экспедиция, в которой он оказался без всякого руководства и действовал
совершенно самостоятельно, явилась прекрасной школой. В ней он закалился
и сложился как ученый и гидрограф. Больше того, Сарычев сыграл в этой
экспедиции главную роль. Известный русский мореплаватель
И. Ф. Крузенштерн так оценил участие Сарычева в экспедиции:
«…Все, что сделано полезного, принадлежит Сарычеву,
толико же искусному, как и трудолюбивому мореходу. Без его неусыпных
трудов в астрономическом определении мест, снятии и описании островов,
берегов, портов и пр. не приобрела бы может быть Россия ни одной карты
от начальника сей экспедиции».
1 августа Сарычев по приказанию Биллингса выехал из
Охотска в Верхнеколымск. Здесь, на реке Ясашной (ныне Ясачная), под его
руководством были построены два судна: «Паллас», командование которым
принял на себя Биллингс, и «Ясашна», командиром которого был назначен
произведенный в это время, в соответствии с указом императрицы, в
капитан-лейтенанты Сарычев. Следует отметить, что на «Ясашне» только
Сарычев и боцманмат были знакомы с морем. Все остальные никогда в море
не бывали, и потому Сарычеву пришлось, прежде всего, взяться за обучение
своей команды морскому делу.
24 июня 1787 года «Паллас» и «Ясашна» вышли из Колымы в море.
Пройти на восток из-за льдов не удалось, и 26 июля, то есть в самый разгар полярного лета, суда вернулись в Колыму.
Неумелые и нерешительные действия Биллингса во время этого плавания впоследствии были подвергнуты жестокой критике.
Биллингс сразу же после возвращения из плавания
уехал в Якутск, взяв с собой врача, секретаря и часть команды.
Устройство и отправка остальной команды и все остальные дела были
поручены Сарычеву во время экспедиции во все трудные операции. Сарычев
посылался первым и возвращался последним.
В январе 1788 года Сарычев выехал из Якутска в
Усть-Майскую пристань, где наладил постройку лодок для перевозки пушек,
якорей, камбузных котлов и других тяжелых грузов. 14 июля он во главе
отряда из 120 человек на семнадцати лодках направился от Усть-Майской
пристани по рекам Мая и Юдоме до Юдомского Креста; здесь кончился водный
путь, и лодки были разгружены. Сам Сарычев, подготовив все для
перевозки грузов сухим путем, поехал с командой в Охотск, куда и прибыл в
сентябре. Оставленные у Юдомского Креста грузы были перевезены на
собаках по зимнему пути.
На судне «Слава России» Сарычев посетил острова
Прибылова и Святого Лаврентия. После плавания в Беринговом проливе
«Слава России» 4 августа зашла в губу Святого Лаврентия. В феврале 1792
года Сарычев занялся картографированием острова Уналашка. За сорок дней
на трехместной байдарке в сопровождении двух алеутов Сарычев обошел
вокруг острова, посетил ряд поселений алеутов и собрал ценнейшие
сведения о природе острова и о быте его жителей. Названия многих мысов и
бухт, появившихся на карте Сарычева (в частности, Капитанская гавань,
названная так в честь предшественников Сарычева капитанов Креницына и
Левашева), сохранились и до сих пор.
В апреле 1794 года Сарычев вернулся в Петербург.
До 1801 года он служил в Кронштадте. В 1799 и 1800
годы, командуя кораблем «Москва», он совершил переход из Архангельска к
берегам Англии и затем в Кронштадт. В 1801 году он был произведен в
капитан-командоры.
Одновременно со многими служебными обязанностями
Сарычев усердно работал над большой книгой «Путешествие флота капитана
Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному
океану в продолжение восьми лет при географической и астрономической
экспедиции, бывшей под началом флота капитана Биллингса с 1785 по
1793 г.». Книга эта была издана в 1802 году и вскоре переведена и издана
в Германии, Франции, Голландии. Канадский ученый Бэнкрофт, автор
изданной в 1886 году обширной монографии по истории Аляски, подчеркивал
выдающееся значение этого труда Сарычева. Не потеряла своего значения
эта книга и в настоящее время.
С 1802 года в течение шести лет Сарычев занимался исправлением морских карт Балтийского моря и Финского залива.
В 1803 году Сарычев был произведен в контр-адмиралы,
командовал эскадрой из трех фрегатов в Балтийском море, на них
обучались гардемарины и исправлялись морские карты. В том же году он был
определен в члены Адмиралтейств-коллегий.
В 1805 году во время войны России, Англии, Австрии и
Швеции с наполеоновской Францией Сарычеву было поручено конвоировать
двадцать шесть торговых судов, доставлявших в Померанию десантные войска
с острова Рюген. На переходе во время шторма бриг «Диспач», на котором
находился Сарычев, разбился. Сильно пострадавший адмирал покинул корабль
последним.
В 1827 году Сарычев был назначен главным командиром и
военным губернатором Кронштадта, а после преобразования учреждений
Морского ведомства — генерал-гидрографом Главного Морского Штаба.
Последние десять лет своей жизни Сарычев писал историю всех русских
портов.
Сарычев снискал глубокое уважение современников.
Исключительной чертой его были добросовестность и точность наблюдений.
Сам Сарычев в «Предуведомлении» к книге о своих путешествиях в 1785–1893
годы писал.
«…До пользы мореплавателей касающиеся наблюдения учинены со всякою точностью и описаны сколько можно обстоятельнее».
Точность наблюдений Сарычева считалась сама собой разумеющейся — моряки верили ему. Так, например, В. М. Головнин прямо писал:
«Усмотрев Петропавловскую гавань… мы употребили
карту Сарычева: известная точность этого мореходца, с какою описывал он
берега, заставила меня иметь к его планам гаваней полную доверенность…»
Сарычев был не только замечательным
практиком-гидрографом, но и теоретиком этого дела. Он обладал пытливым
умом настоящего исследователя, его научные интересы были необычайно
широки. Он был действительно одним из крупнейших океанографов и
предшественников славных русских ученых моряков, блестяще проявивших
себя в кругосветных плаваниях начала XIX столетия. |