О Генри Гудзоне (1550–1611) нам известно очень мало.
Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в
Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в
лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или
родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае
Лондонская «Московитская компания» (также называвшаяся «Русской компанией») не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.
В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в
Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений.
Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии,
но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов,
вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген).
Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты.
Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на
Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного
промысла в районе Шпицбергена.
В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в
Арктику с той же целью, что и в первый раз: открыть Северо-восточный
проход в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в
часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой
пытался пройти голландский мореплаватель Виллем Баренц. Не сумев
прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз попытал счастья на
северо-западе, но и здесь вынужден был отступить перед грозным фронтом
ледяных полей.
Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на
службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в
апреле 1609 года на маленьком судне «Хальф-Моон». Гудзону была
предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным
проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море,
близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли
лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали «Хальф-Моон».
Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из
восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было
возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к
берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном
Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь
севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую
указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и
там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую
дорогу в Китай.
В июне, когда «Хальф-Моон» был недалеко от
Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон
добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую
мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а
море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам
нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее
Бостона).
Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к
заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон
вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где
до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке
(теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город
Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.
В том же году другой европейский исследователь,
француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки
Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к
тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их
разделяли всего 150 километров.
У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и
он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в
Англии. Здесь «Хальф-Моон» был захвачен английским правительством, а
Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в
европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят
продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного
отечества.
Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году
Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала
ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно «Дискавери»
(«Открытие») водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не
вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к
американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это
недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому
директора компании назначили старшим офицером «Дискавери» незнакомого
Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.
17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского
порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему «наблюдателя».
Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой
капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон
направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на
юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность
Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного
берега земли Мета — Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот
полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив
(Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного
берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм,
перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унгава,
затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.
2 августа у 63°20 северной широты показалась земля,
которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На
следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось
на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое
серебристо-голубое пространство — свободное ото льда, спокойное море. 3
августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал:
«Мы пошли (на запад) по узкому проходу между
островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я
назвал Вулстенхолм».
Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.
Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук
Приккет, моряк с «Дискавери». За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к
югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от
материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это
противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На
самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль
западного берега Лабрадора в 50–150 километрах от него (Мансел, Оттава,
Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер). В конце сентября, пройдя на юг
по мнимому проливу более 1200 километров, моряки попали в сравнительно
небольшой залив (Джеймс).
Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон
высадил на берег и оставил там погибать моряка, которого считал главным
смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53° северной широты, судно
было окружено льдами и выброшено на берег Зимовка проходила в сносных
условиях топлива вполне хватало, а успешная охота на птицу позволяла
хорошо питаться.
В середине июня следующего, 1611 года судно спустили
на воду и начали медленно продвигаться на север. Через неделю
недовольство команды перешло в открытое возмущение, 22 июня бунтовщики
бросили в лодку Генри Гудзона, мальчика — его сына, помощника штурмана и
еще шесть человек, верных капитану, и оставили их на произвол судьбы —
без оружия и без продовольствия. Единственный уцелевший офицер — штурман
Роберт Байлот — осенью 1611 года привел «Дискавери» обратно в Англию.
На родину вернулись 13 человек, по другим данным — восемь. К
капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава. «Большая Северная
река», открытая до него, названа его именем — рекой Гудзон, пролив,
открытый С. Каботом, Гудзоновым проливом, море, ставшее его могилой, —
Гудзоновым заливом. |